Выпуск 7 (93)
Россия и Ватикан | Германская национальная идея в XVII—XXI вв.
Том: 11
Дата публикации: 14.09.2020
1000 руб. / 10.0 SU

Поделиться

Часть I. Россия и Ватикан. Католики в Советском Союзе: свидетельства простых людей о радикальных трансформациях 1920-х — 1950-х гг. (отв. ред. Е. С. Токарева, А. Л. Беглов, Н. А. Белякова)

▼ Подробнее ▼

В настоящем разделе выпуска публикуются материалы международной научной конференции «Католики в Советском Союзе: свидетельства простых людей о радикальных трансформациях 1920-х — 1950-х гг.», состоявшейся в Москве 7—8 апреля 2020 г.

Конференция проводилась в рамках проекта «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917—1958 гг.», реализуемого на базе Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН и поддержанного Российским научным фондом (№ 19-18-00482). Задачей проекта является в первую очередь выявление с последующей публикацией возможно большего числа документов негосударственного происхождения, которые позволили бы более пристально рассмотреть жизнь простых людей в Советской России, увидеть происходящие события их глазами, приблизиться к их пониманию и оценке этих событий В сопоставлении с официальными документами это позволит глубже проанализировать эти события, а может быть и сделать их переоценку.

Ситуацию, сложившуюся в отечественной историографии в 1990-е гг., после открытия архивов советского периода, принято называть «архивной революцией». Введенные в научный оборот документы партийных, государственных и карательных органов существенно расширили наше представление об истории нашей страны в советский период. Они легли в основу многих научных статей, публикаций и научно-популярных выступлений. Часть из них носила сенсационный характер; выявленная информация подавалась как истина в последней инстанции. Вместе с тем уже во второй половине 1990-х гг. в научном сообществе стали раздаваться предостережения в отношении источников партийного и государственного происхождения. Некоторые исследователи обращали внимание на их однобокость, на то, что их авторы особым образом конструировали реальность. Особенно радикальные критики доверчивого отношения к новым источникам стали именовать такой подход «архивным фетишизмом» (Стивен Коткин).

Еще ярче эти проблемы выявились на примере документов, созданных органами ВЧК–ОГПУ–НКВД. Особенно большие сомнения высказывались в отношении информации, содержащейся в следственных делах репрессированных. Отдельные исследователи (в частности, Л. А. Головкова) утверждали, что из следственных дел периода так называемого Большого террора 1937—1938 гг. возможно извлечь информацию только о том, что конкретный человек был расстрелян, а вся остальная информация, содержащаяся в том числе в подписанных подследственным протоколах, должна считаться недостоверной. Другие исследователи не были столь радикальны, но также высказывали сомнения относительно надежности следственных дел как исторического источника.

Можно сказать, что к сегодняшнему дню научным сообществом осознана проблема недостаточности источников государственного происхождения для решения некоторых исследовательских задач. Одна из таких задач — исследование истории повседневной жизни населения СССР, в том числе, дискриминируемых общественных групп, например, верующих разных христианских конфессий.

Поиск и введение в научный оборот новых источников создаст базу для переориентации отечественной историографии на написание внеинституционной, обращенной к рядовому человеку как актору исторического процесса, что соответствует современным тенденциям мирового историописания. Такое изменение взгляда является актуальным для современной социальной истории и исторической антропологии, а также для новейшей социологии религии, которая предлагает изучать внутренний мир верующих, а не только механизмы функционирования официальных институций.

Еще один аспект возможного применения новых источников — это связи между Католической и Православной Церквами. В условиях тотальной борьбы с религией и Церковью в России католики и православные начинают искать контакты и точки, в которых могли бы сходиться их интересы. Об этой стороне вопроса известно немного в связи с тем, что существующие на сегодняшний день источники не позволяют проникнуть в это глубоко скрытое подпольное существование католической субкультуры.

В этом контексте проведенная конференция была призвана способствовать обмену наработками в области изучения источников негосударственного и непартийного происхождения о жизни верующих в СССР, наметить методологические подходы к их анализу и в конечном счете стимулировать дальнейшее обращение исследователей к этому типу документов. Живейшая дискуссия, развернувшаяся в ходе конференции, свидетельствует о том, что эти цели были достигнуты. К сожалению, мы не можем представить стенограмму обсуждения на страницах этого выпуска, но желающие могут познакомиться с самой дискуссией, развернувшаяся в ходе конференции, на YouTube-канале Центра истории религии и церкви ИВИ РАН.

Работа конференции шла в рамках четырех тематических панелей, каждая из которых соответствовала определенному типу источников: эпистолярный жанр (представленный статьями В. Билотаса, А. Вишиванюк, Н. А. Беляковой и С. Ярмусика), воспоминания (рассмотренные в статьях Ш. Липке, Т. Г. Недзелюк, Л. В. Алиевой, А. В. Верле и Ю. В. Шаповал), материалы устной истории и этнографических экспедиций (статья Д. И. Наумова и К. Г. Савицкого); последняя панель была посвящена региональному срезу повседневной жизни католиков (статьи Д. Паньто, Н. В. Потаповой и А. В. Шадриной). Кроме того, в ряде докладов были представлены обзоры польских, а также американских архивов (статьи В. Резмера, К. И. Родионовой, Г. Фриза), которые, наряду с архивами Ватикана, богаты архивными коллекциями по истории Католической церкви в России. О возможной теоретической основе таких исследований было рассказано в статье руководителя проекта профессора Брандейского университета Грегори Фриза.


Часть II. Германская национальная идея в XVII—XXI вв. (отв. ред. В. С. Дударев)

Подробнее

Германский вопрос на протяжении многих столетий играл особую роль в бурных процессах, проходивших на европейском континенте. Доставшаяся в наследство от Средних веков беспрецедентная государственно-политическая раздробленность стала не только ключевым фактором развития Центральной Европы, в которой существовало около 300 светских и церковных владений, условно объединяемых понятием «Германия», но и важным элементом европейской системы международных отношений Нового времени. В этих обстоятельствах германские интеллектуалы, политики, экономисты и деятели искусства предлагали свои проекты решения германского национального вопроса как путем мирного реформирования и усиления объединительных начал в Германии, так и военным путем. Создание Германской империи в XIX в. стало характерным признаком фактического демонтажа европейской системы, определенной решениями Венского конгресса. Дальнейшее развитие международных отношений, где новое германское государство играло важную роль, привело к формированию блокового противостояния, следствием которого стала Первая мировая война и глубокий кризис, поразивший германское общество. После Первой мировой войны поиски нового обоснования национальной идеи стали характерной чертой германского общественно-политического ландшафта, в котором наряду с консервативными и реформаторскими концепциями получили новое воплощение идеи «жизненного пространства», расового превосходства и «Тысячелетнего рейха». Одним из следствий самой крупной катастрофы в истории человечества стало возникновение двух германских государств, легитимация которых требовала поиска новых идеологических основ и национальной идентичности. Германо-германские отношения явились характерным признаком холодной войны, определившей ход мировой истории во второй половине XX в.: государственная граница между ФРГ и ГДР являлась также границей между капиталистическим и социалистическим мирами. В этой связи воссоединение Германии в 1990 г. стало символом завершения холодной войны и поиска новых форм глобального миропорядка. В настоящем блоке статей известные российские германисты рассуждают об особенностях формирования и развития германского мира и немецкой национальной идеи в течение XVII—XXI вв. Исследуемые авторами политические, идеологические, социальные аспекты этой проблемы в большинстве статей рассматриваются на фоне российско-германских связей, являющихся важным фактором европейских международных отношений на протяжении вот уже нескольких столетий.

Перечень статей выпуска 7 (93)
Автор(ы)
Россия и Ватикан. Католики в Советском Союзе: свидетельства простых людей о радикальных трансформациях 1920-х — 1950-х гг.
Германская национальная идея в XVII—XXI вв.
Разное
Научная жизнь
Перевести