Выпуск 8 (106)
Когнитивные науки и историческое познание | Религиозный фактор в международных отношениях
Том: 12
Дата публикации: 15.09.2021
1000 руб. / 10.0 SU

Поделиться

Часть I. Когнитивные науки и историческое познание (отв. ред. О. В. Воробьева)

Подробнее

В настоящем разделе выпуска собраны результаты исследований ученых из разных областей научного знания — философии, лингвистики, истории, касающиеся взаимодействия истории и когнитивных наук. Осмысливая достижения современных нейронаук и поиск ими мозговых и генетических механизмов усвоения культурного опыта, авторы рассуждают о точках соприкосновения и перспективах сотрудничества историков и представителей когнитивных наук. Подобные перспективы требуют от исследователей не только формирования особой «культуры мозга», но и существенного обновления исследовательских практик, появления новых зон накопления интеллектуального капитала и способов производства знания. Показывается диапазон проблем, с которыми пытаются работать когнитивные историки: когнитивная история науки, культурная эпидемиология, нейроархеология, история материальной культуры, когнитивная история религий, история эмоций и аффектов, когнитивные исследования исторической памяти и др. Анализируются теоретические подходы и конкретные результаты, полученные в ходе этого взаимодействия. Затрагиваются методологические проблемы когнитивной истории.

Рассматривая заявленную проблему из разных перспектив, авторы первого раздела пытаются найти точки «схода», точки пересечения исследовательских позиций историков и представителей когнитивных наук, возможности использования достижений друг друга в практике научного познания. Основное внимание приковано к историческому познанию, однако авторы полагают, что такой диалог всегда взаимен.

В центре внимания авторов второго раздела — когнитивный потенциал истории памяти и истории эмоций. Вскрывается взаимосвязь когнитивных возможностей исторической памяти с ее социальными рамками и самоидентификацией историков посредством формирования когнитивных карт. Важными когнитивными ориентирами для историков при изучении особенностей конструирования памяти о прошлом в современном медиатизированном цифровом обществе, специфики ее документирования, форматов сохранения и передачи являются введенные в научный оборот memory studies ключевые понятия медиа памяти, цифровой памяти, алгоритмической памяти, социотехнической коннективной памяти. Рассматриваются возможности история эмоций при исследованиях национализма, взаимосвязи между национализмом, «национальным характером», «эмоциональным режимом» и повседневными поведенческими практиками.

Специфика и сложность исторического познания рассматривается в третьем разделе номера на примере работы историков с центральными понятиями исторической науки — временем и пространством, показывается роль концептуального аппарата историка в структуре когниции. В когнитивных моделях исторического знания и смене когнитивных карт авторы прослеживают роль исторического опыта и его эмоционального осмысления. Исследуются познавательные стратегии и когнитивные инструменты осмысления исторического прошлого.

В последнем разделе представлен обзор когнитивных исследований в современной историографии. Предлагаются оригинальные модели и примеры использования когнитивного инструментария в самых разных областях исторического знания, способствующие созданию интегративной научной картины мира, появлению новых ракурсов, аспектов, подходов, направлений и проблемных полей.


Часть II. Религиозный фактор в международных отношениях (отв. ред. Е. С. Токарева, А. Л. Беглов, Н. А. Белякова)

Подробнее

Настоящий раздел выпуска, подготовленный к публикации Центром по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, предлагает вниманию читателей статьи, посвященные роли религии в истории международных отношений. Исследования выпуска посвящены новому и новейшему хронологическим периодам, охватывая период от середины XIX до конца XX вв.

Первый блок статей посвящен традиционно важному для России ближневосточному направлению дипломатии. В нем рассматриваются как традиционные элементы церковной дипломатии Российской империи в Сирии, так и привлечение религиозных институтов во внешнеполитических инициативах Советского государства после Второй мировой войны. В частности, здесь рассматривается малоизученная в современной историографии проблематика паломничеств верующих из СССР (как православных христиан, так и мусульман) в контексте деятельности советской дипломатии на Ближнем Востоке.

Во второй блок входит комплекс исследований, посвященных столкновению религиозных структур, имеющих управление за пределами России с социалистическими режимами ХХ столетия. Речь идет о Католической церкви, евангеликах и Свидетелях Иеговы. Статьи этого блока анализируют два переломных периода истории России и Европы: первый из них — время Первой мировой войны и межвоенный период, второй — период начала холодной войны после глобального военного конфликта 1939—1945 гг.

В статьях этого блока наглядно продемонстрированы, с одной стороны, стремление упомянутых религиозных структур усилить и закрепить свое присутствие на советской территории и на территории Восточной Европы, оказавшейся после Второй мировой войны в орбите влияния Советского государства. С другой стороны, упорное нежелание социалистических властей допустить на контролируемые ими территории западное духовенство, как и вообще влияние западных религиозных центров. При этом такая политика одновременно сочеталась с попытками использовать названные религиозные структуры в политических играх с Западом.

Третий блок статей фокусируется на микро-историческом сюжете — судьбе католического храма св. Людовика Французского в Москве и его духовенства в послевоенный период. Церковь св. Людовика с 1938 по 1992 г. была единственным легально действующим католическим храмом Москвы. Особенностью прихода было то, что его ядром и членами «исполнительных органов» были иностранцы и представители дипломатического корпуса, в первую очередь, Франции и США. Во второй половине 1940-х гг., в условиях нарастающего противостояния с Западом советские власти поставили общину храма св. Людовика и его духовенство под свой контроль. Они стремились пресечь неформальные каналы коммуникации верующих в СССР и религиозных центров за рубежом. Сегодня обстоятельства этого дела мы можем проследить не только благодаря отечественным архивам, но и документам, обнаруженным в зарубежных архивных хранилищах в рамках исследовательского проекта «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917—1958 гг.», поддержанного Российским научным фондом (№ 19-18-00482). В третьем блоке выпуска вводятся в научный оборот уникальные документы, благодаря глобальному характеру Католической церкви, оказавшиеся в разных точках земного шара.

Четвертый блок знакомит читателей с интеллектуальным вкладом православного мыслителя Л. Зандера в теорию экуменического движения, которое впоследствии оказало принципиальное влияние не только на межконфессиональные отношения, но и стало важным актором международной глобальной политики второй половины ХХ столетия.

Перечень статей выпуска 8 (106)
Автор(ы)
История и когниция
Memory studies и история эмоций в теории и практике исторических исследований
Когнитивные карты и стратегии исторического познания
Когнитивные исследования в современной историографии
Рецензии
Религиозный фактор в международных отношениях
Разное
Перевести