Концепты боли и болезни в демонологическом дискурсе раннего Нового времени
Концепты боли и болезни в демонологическом дискурсе раннего Нового времени
Аннотация
Код статьи
S207987840009866-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тогоева Ольга Игоревна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье анализируются концепты боли и болезни в демонологическом дискурсе позднего Средневековья и раннего Нового времени. На основании судебных дел, теоретических трактатов и английских ведовских памфлетов автор приходит к выводу, что данные концепты проделали долгий путь от размышлений средневековых теологов о метке дьявола и реальности встреч предполагаемых ведьм и колдунов с Сатаной до инкорпорирования этих идей в сугубо медицинский дискурс раннего Нового времени. Автор отмечает парадоксальность существовавших воззрений демонологов на боль как следствие контактов дьявола с его адептами и как следствие применения к ним пыток в суде, а также обращает внимание на то, насколько тесным было взаимовлияние идей демонологов в различных регионах Западной Европы, насколько они влияли друг на друга или расходились друг с другом в трактовке данных сюжетов.

Ключевые слова
Западная Европа, Средние века, раннее Новое время, демонология, боль, болезнь, метка дьявола, пытка, физические страдания, судебная процедура
Классификатор
Получено
27.10.2019
Дата публикации
12.06.2020
Кол-во символов
36201
Всего подписок
35
Всего просмотров
2077
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Бурина О. А. Феликс Платтер во главе медицинского факультета Базельского факультета (1571—1614 гг.). М., 2019 (магистерская диссертация по программе «Историческое знание» НИУ ВШЭ, на правах рукописи).

2. Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб., 2009.

3. Тогоева О. И. Каким не должен быть судья: Огюстен Николя и его трактат о недопустимости пыток (1682 г.) // Право в средневековом мире. М., 2010. С. 255—270.

4. Тогоева О. И. Рыжий левша: Тема предательства Иуды в средневековом правовом дискурсе // Одиссей. Человек в истории — 2012. М., 2012. С. 98—112.

5. Тогоева О. И. «Оставившие Создателя и обратившиеся к Сатане». Ведовские секты позднего Средневековья // Одиссей. Человек в истории — 2013. М., 2014. С. 115—132.

6. Тогоева О. И. Еретичка, ставшая святой. Две жизни Жанны д’Арк. М.; СПб., 2016. С. 93—101.

7. Тогоева О. И. Римская теория договорного права к полемике Иоганна Вейера и Жана Бодена // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Вып. 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840007786-3-1/ DOI: 10.18254/S207987840007786-3

8. Anglo S. Melancholia and Witchcraft: The Debate between Wier, Bodin and Scot // Folie et déraison à la Renaissance. Colloque international tenu en novembre 1973 sous les auspices de la Fédération internationale des instituts et sociétés pour l’étude de la Renaissance. Bruxelles, 1973. P. 209—222.

9. Bailey M. D. Historical Dictionnary of Witchcraft. Lanham; Oxford, 2003.

10. Bernard R. A Guide to Grand Iury Men. L., 1629.

11. Bodin J. De la démonomanie des sorciers. P., 1580.

12. Boguet H. Discours execrable des sorciers. P., 1603.

13. Champier S. Dialogus in magicarum artium destructionem / ed. by B. P. Copenhaver, D. Amundsen // Copenhaver B. P. Symphorien Champier and the reception of the occultist tradition in Renaissance France. La Haye; P.; N. Y., 1978. Р. 243—319.

14. Corpus juris civilis: I: Institutiones. Digesta / Recognovit P. Krueger, recognovit Th. Mommsen. Berlin, 1954.

15. Felix Platter — The history of obsessive—compulsive disorder // www.ocdhistory.net [Электронный ресурс]. URL: https://www.ocdhistory.net/medical/platter.html.

16. Fontaine J. Des marques des sorciers et de réelle possession que le diable prend sur le corps des hommes. Sur le subject du procès de l’abominable et détestable sorcier Louys Gaufridy. Р., 1611.

17. Hopkins M. The Discovery of Witches (1647) // The Discovery of Witches and Witchcraft / ed. by S. F. Davies. Brighton, 2007.

18. Jacquier N. Flagellum hereticorum fascinariorum. Francfort, 1481.

19. James I, King of England. Daemonologie. Edinburgh, 1597.

20. L’Ancre P. de. Тableau de l’inconstance des mauvais anges et démons. P., 1613.

21. Mamoris P. Flagellum maleficorum. Lyon, [1489].

22. Meyer Th. Weyer, Johann // Biographisch—Bibliographisches Kirchenlexikon. Vol. 20. Nordhausen, 2002. S. 1537—1544.

23. Midelfort H. C. E. Johann Weyer and the Transformation of the Insanity Defense // The German People and the Reformation / ed. by R. Pochia Hsia. N. Y., 1988. Р. 234—262.

24. Nicolai Remigii Daemonolatreiae libro tres. Coloniae Agrippinae, 1596.

25. Nicolas A. Si la torture est un moyen seur à vérifier les crimes secrets. Dissertation morale et juridique. Marseille, 1982.

26. Ostorero M. Les marques du diable sur le corps des sorcières (XIVe — XVIIe siècles) // Micrologus. 2005. T. 13. P. 359—388.

27. Scot R. The Discoverie of Witchcraft, Wherein the lewde dealing of witches and witchmongers is notablie detected, the knaverie of conjurors, the impietie of inchanters, the follie of soothsaiers, the impudent falsehood of cousenors, the infidelitie of atheists, the pestilent practises of Pythonists, the curiositie of figurecasters, the vanitie of dreamers, the begger lie art of Alcumystrie, The abomination of idolatrie, the horrible art of poisoning, the vertue and power of naturall magicke, and all the conveiances of legierdemaine and juggling are deciphered: and many other things opened, which have long been hidden, howbeit verie necessarie to be known. L., 1584.

28. Stearne J. A Confirmation and Discovery of Witch Craft. L., 1648.

29. Togoeva O. Sorcellerie comme disharmonie dans l’univers de Jean Bodin // Micrologus. 2017. Vol. 25. Р. 413—427.

30. Waardt de H. Spiritualism and Medicine. The Religious Convictions of Johan Wier // The Sixteenth Century Journal. 2011. Vol. 42 (2). P. 369—391.

31. Vinet J. Tractatus contra demonum invocatores. Cologne, 1487.

32. Wier J. De Praestigiis daemonum et incantationibus ac venificiis libri V. Bâle, 1563.

33. Wier J. Von verzeuberungen, verblendungen, auch sonst viel und mancherley gepler des Teuffels vnnd seines ganzen Heers. Basel, 1565.

34. Wier J. Cinq livres de l’imposture et tromperie des diables, des enchantements et sorcelleries. P., 1567.

35. Wier I. Histoires, disputes et discours des illusions et impostures des diables, des magiciens infames, sorcieres et empoisonneurs. P., 1579.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести