Выпуск 6 (50)
Социальная ткань средневекового города
Том: 7
Дата публикации: 15.11.2016
800 руб. / 15.0 SU

Поделиться

Свыше ста лет назад Макс Вебер, в какой-то степени подводя итог изысканиям немецких историков и социологов, сформулировал принципы подхода к истории города. Его акцент на принципиальном отличии именно западного города от всех прочих (городов) многократно брался под сомнение, однако в целом остается не опровергнутым и сегодня. Активной городская жизнь, разумеется, была не только в Западной Европе. Города Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, Африки и даже Америки в период традиционного общества по численности населения и своему политическому весу, по интенсивности городской жизни могли значительно превосходить западноевропейские. Но Вебер был прав: только западный город был в правовом отношении обособлен от остальной территории, только он обладал корпоративными структурами или, как говорили в Средние века, «телом города». Разумеется, не все западные города в равной степени реализовали эту возможность. Между суверенной Республикой св. Марка и маленьким монастырским городом Сент-Олбансом была огромная дистанция, но Макс Вебер неслучайно говорил об идеальных типах. Любой западный город в принципе обладал потенциалом для приближения к этому идеальному типу. Главное, что эта модель была у них перед глазами.

В других регионах возможно найти нечто подобное: можно утверждать, что японские города периода Сэнгоку дзидай являлись почти автономными, что китайские объединения ремесленников — «ханы» — выполняли те же функции, что и западные ремесленные корпорации (взаимопомощь, контроль за качеством, улаживание конфликтов), можно ссылаться на византийскую «Книгу эпарха» и находить в ней много схожего с парижской «Книгой ремесел», но везде употребляя наречие «почти» или приставку «квази». Но закрепленная в праве автономия или саморегулирование возникает только на латинском Западе, и лишь начиная с рубежа XI—XII вв. Саморегулирующиеся городские сообщества являются, стало быть, такой же «визитной карточкой» цивилизации средневекового Запада как пресловутый «феодализм», теократические устремления католической церкви, университеты, представительные собрания. Традиции такого подхода к средневековым городам в отечественной науке существуют, но назрела необходимость системного анализа этого феномена. Данный выпуск задуман в рамках проекта «Самоорганизующиеся структуры средневекового города: генезис, классификация, механизмы функционирования» (грант РНФ 16-18-10393), но в нем принял участие и широкий круг исследователей, заинтересованных городской проблематикой.

Номер подготовлен в рамках работы Научного совета по истории и антропологии города при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук.

П. Ю. Уваров


верстка, макет: М. Козлова, Э. Филиппова

Перечень статей выпуска 6 (50)
Автор(ы)
Перевести