Английские фамилиары и их хозяева: сцены из «семейной» жизни
Английские фамилиары и их хозяева: сцены из «семейной» жизни
Аннотация
Код статьи
S207987840025093-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тогоева Ольга Игоревна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Английские антиведовские памфлеты представляют собой уникальный источник в рамках обширного корпуса европейской демонологической литературы эпохи позднего Средневековья и раннего Нового времени. Памфлеты не только пересказывали детали реальных ведовских процессов, в них также присутствовало огромное количество деталей, касавшихся самых разнообразных сторон повседневной жизни английского общества XVI — начала XVIII вв. В статье анализируются особенности отношений, которые, согласно авторам памфлетов, выстраивали ведьмы со своими домашними «духами» — фамилиарами, которых использовали для наведения порчи на обидчиков. Как полагает автор статьи, эти отношения носили двойственный характер. С одной стороны, фамилиары были первыми и самыми главными помощниками для своих хозяек. С другой стороны, агрессия «духов» могла направляться не только на соседей ведьмы, но и на нее саму. С этой точки зрения, автор статьи усматривает множество общих черт в описаниях английских фамилиаров и демонов одержимых, которые вели себя идентично по отношению к своим жертвам. Таким образом автор приходит к заключению, что описания повседневной жизни английских ведьм раннего Нового времени и их фамилиаров дает ключ к пониманию истоков самого этого явления: по всей видимости, концепт «фамилиара» родился отчасти под влиянием континентальной демонологической традиции.

Ключевые слова
Англия, раннее Новое время, демонология, история повседневности, антиведовские памфлеты, фамилиары
Классификатор
Получено
19.11.2022
Дата публикации
10.04.2023
Кол-во символов
36374
Всего подписок
17
Всего просмотров
178
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб., 2009.

2. Серегина А. Ю. Закон и женщина: английское судопроизводство в «Жизнеописании леди Фолкленд» // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 10 (84). URL: https://history.jes.su/s207987840007787-4-1/ DOI: 10.18254/S207987840007787-4

3. Тогоева О. И. «Мужская» и «женская» одержимость в сочинениях французских демонологов XVI—XVII вв. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2014. Вып. 22. С. 183—205.

4. Тогоева О. И. «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек…»: Демоны одержимых во Франции XVI века // In Umbra: Демонология как семиотическая система / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Вып. 5. М., 2016. С. 239—258.

5. Тогоева О. И. Почему французские дети иногда плюются едой? Случай одержимости Лорана Буассонне (Франция, 1582 г.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2018. Вып. 26. С. 25—40.

6. Тогоева О. И. Концепты боли и болезни в демонологическом дискурсе раннего Нового времени // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 4 (90). URL: https://history.jes.su/s207987840009866-1-1/ DOI: 10.18254/S207987840009866-1

7. Тогоева О. И. Английские городские общины раннего Нового времени в борьбе с колдовством // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 6 (92). URL: https://history.jes.su/s207987840010611-1-1/ DOI: 10.18254/S207987840010611-1

8. Тогоева О. И. «Паноптикон» Иеремии Бентама и его возможные истоки // Уральский исторический вестник. 2022. № 3 (76). С. 15—23.

9. Тогоева О. И. Жан Боден и английская демонология XVI—XVII вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 1 (111). URL: https://history.jes.su/s207987840019048-1-1/ DOI: 10.18254/S207987840019048-1

10. Anon. The Apprehension and Confession of Three Notorious Witches. L., 1589.

11. Anon. A Detection of damnable driftes L., 1579.

12. Anon. The Examination, Confession, Triall, and Execution, of Joane Williford, Joan Cariden, and Jane Hott. L., 1645.

13. Anon. The Examination of John Walsh Before Maister Thomas Williams. L., 1566.

14. Anon. The Lawes Against Vvitches, and Conivration. L., 1645.

15. Anon. The Most Cruell and Bloody Murther. L., 1606.

16. Anon. The Most Strange and Admirable Discouerie of the Three Witches of Warboys Arraigned, Conuicted, and Executed at the Last Assises at Huntington, for the Bewitching of the Fiue Daughters of Robert Throckmorton Esquire, and Other Persons. L., 1593.

17. Anon. A Rehearsal Both Straung and True, of Heinous and Horrible Actes Committed by Elizabeth Stile alias Rockingham, Mother Dutten, Mother Devell, Mother Margaret, Fower Notorious Witches. L., 1579.

18. Anon. The Whole Trial and Examination of Mrs Mary Hicks and Her Daughter Elizabeth. L., 1716.

19. Anon. Witches Apprehended, Examined and Executed. L., 1613.

20. Anon. The Wonderful Discoverie of the Witchcrafts of Margaret and Phillip Flower. L., 1619.

21. Bennett H. S. English Books and Readers, 1475 to 1557. Cambridge, 1970.

22. Bower E. Doctor Lambe Revived or Witchcraft Condemned in Anne Bodenham. L., 1653.

23. Davenport J. The Witches of Huntington. L., 1646.

24. The Discovery of Witches and Witchcraft. The writings of witchfinders Matthew Hopkins and John Stearne / ed. by S. F. Davis. L., 2007.

25. Early Modern Witches. Witchcraft Cases in Contemporary Writing / ed. by M. Gibson. L.; N.Y., 2000.

26. Ferlampin C. Le sabbat des vieilles barbues dans Perceforest // Moyen Age. 1993. No. 3—4. P. 471—504.

27. Gauvard C. Renommée d’être sorcières: quatre femmes devant le prêvot de Paris en 1390—1391 // Milieux naturels, espaces sociaux: Etudes offertes à Robert Delort. P., 1997. P. 703—716.

28. Gauvard C. Paris, le Parlement et la sorcellerie au milieu du XVe siècle // Finances, pouvoirs et mémoire. Mélanges offerts à Jean Favier / ed. par J. Kerhervé et A. Rigaudière. P., 1999. Vol. 1. P. 85—111.

29. Gibson M. Reading Witchcraft: Stories of Early English Witches. L.; N.Y., 1999.

30. L. P. The Witch of the Woodlands: Or, The Coblers New Translation. L., 1655.

31. Millar Ch.-R. Witchcraft, the Devil, and Emotion in Early Modern England. L.; N.Y., 2017.

32. Moore M. Wonderful News from the North. L., 1650.

33. Oldridge D. The Devil in Tudor and Stuart England. Stroud, 2010.

34. Phillips J. The Examination and Confession of Certaine Wytches at Chelmsford in the Countie of Essex. L., 1566.

35. Rosen B. Witchcraft in England 1558—1618. Amherst, 1991.

36. Sansy D. Bestiaire des juifs, bestiaire du diable // Micrologus. Natura, scienze e società medievali. 2000. T. 8. P. 561—579.

37. Sharpe J. The Devil in East Anglia: The Matthew Hopkins Trials Reconsidered // Witchcraft in Early Modern Europe: Studies in Culture and Belief / ed. by J. Barry, M. Hester, G. Roberts. Cambridge, 1996. P. 237—254.

38. W. W. A True and Just Recorde. L., 1582.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести