Дворянское образование в России 1730-х гг. и педагогические взгляды Леонарда Эйлера
Дворянское образование в России 1730-х гг. и педагогические взгляды Леонарда Эйлера
Аннотация
Код статьи
S207987840021198-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кирикова Ольга Александровна 
Аффилиация:
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН
Санкт-Петербургский институт истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

Проблема дворянского образования в России 1730-х гг. тесно связана с двойственной политики правительства в отношении шляхетского сословия, которое оно по-прежнему обременяло служилой повинностью, но при этом одаривало все новыми привилегиями. Манифест 31 декабря 1736 г. о службе дворянской приравнял учебу к «должности», указы февраля — апреля 1737 г. разъяснили дворянам, когда, чему и как им следует учиться. В июле 1737 г. было объявлено о ежегодной проверке успехов благородных учеников, для чего Академии наук поручили сочинить «экзаменационный проект». Над ним трудились профессора Т. З. Байер, Х. Гольдбах, Г. В. Крафт и Л. Эйлер, они же после занялись реформированием Академической гимназии. В этой связи Эйлер представил свой гимназический проект, в котором постарался свести вместе требования времени и собственные педагогические взгляды.

Ключевые слова
дворянское образование, Академия наук, Академическая гимназия, гимназический проект, Т. З. Байер, Л. Эйлер
Классификатор
Получено
06.02.2022
Дата публикации
30.06.2022
Кол-во символов
47005
Всего подписок
12
Всего просмотров
455
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Бабич М. В. Манифест об ограничении сроков дворянской службы 1736 г. в системе политики, административной практики и социальных ценностей в России XVIII в. // Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ (1682—1750). М., 2013. С. 81—102.

2. Кирикова О. А. Мнение Петербургской академии наук о воспитании юного дворянина в 1730-х гг. // Петербургский исторический журнал. 2022 (в печати).

3. Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1977.

4. Костин А. А., Костина Т. В. «Русский автор» в 1739 году: Г. З. Байер, И. И. Тауберт и формирование русского школьного канона // Slovĕne. 2019. Vol. 8. № 2. С. 163—197.

5. Костин А. А., Костина Т. В. «Регламент Гимназии при Императорской академии наук в Санкт-Петербурге» Георга Вольфганга Крафта 1739 года и его подготовка // «Регулярная академия учреждена будет…»: образовательные проекты в России в первой половине XVIII в. / науч. ред. И. И. Федюкина, М. Б. Лавринович. М., 2014. С. 218—262.

6. Костина Т. В. База данных «Гимназисты и студенты учебных заведений Академии наук 1725—1805 гг.» как инструмент исследования межпоколенной социальной мобильности // Миллеровские чтения — 2018: Преемственность и традиции в сохранении и изучении документального академического наследия: Материалы II Международной научной конференции, 24—26 мая 2018 г., Санкт-Петербург / сост. и отв. ред. И. В. Тункина. СПб., 2018. С. 484—493.

7. Костина Т. В. Ученики Академической гимназии 1751—1765 гг. // XVIII век. Сборник 29. Литературная жизнь России XVIII в. / отв. ред. Н. Д. Кочеткова, С. И. Николаев. М.; СПб., 2017. С. 268—269.

8. Костина Т. В., Кирикова О. А. Учебные книги в Гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1 (013). С. 194—219.

9. Кулябко Е. С. Педагогические воззрения Леонарда Эйлера // Леонард Эйлер: сборник статей в честь 250-летия со дня рождения, представленных Академии наук СССР / под ред. М. А. Лаврентьева, А. П. Юшкевича, А. Т. Григорьяна. М., 1958. С. 557—568.

10. Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочинения: в 3-х тт. Т. III / ред. и сост. тома, автор прим. А. Л. Субботин. М., 1988. С. 406—608.

11. Мандрик М. В. Иоганн Альбрехт фон Корф // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства в XVIII — начале XX вв. Очерки истории: в 2-х кн. / сост. и отв. ред. И. В. Тункина. СПб., 2016. Кн. 1. С. 53—90.

12. Марасинова Е. Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Российская история. 2007. № 4. С. 21—33.

13. Смагина Г. И., Лавринович М. Б. Учился ли Петр II и чему? «Расположение учений императора Петра II» в политическом и академическом контекстах эпохи // «Регулярная академия учреждена будет…»: образовательные проекты в России в первой половине XVIII в. / науч. ред. И. И. Федюкина, М. Б. Лавринович. М., 2014. С. 127—175.

14. Учебные заведения Петербургской академии наук: документы и материалы (1724—1747 гг.) / под ред. Т. В. Костиной; подг. текстов О. А. Кириковой, Т. В. Костиной, М. Б. Лавринович. М., 2021. С. 177—274 (в рукописи).

15. Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.

16. Юшкевич А. П., Копелевич Ю. Х. Христиан Гольдбах. 1690—1764. М., 1983.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести