Москва — Третий Рим? Между основополагающей легендой и разрушительным миражом
Москва — Третий Рим? Между основополагающей легендой и разрушительным миражом
Аннотация
Код статьи
S207987840017646-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лиштенан Франсина-Доминик  
Аффилиация: Центр им. Ролана Мунье
Адрес: Франция, Париж
Аннотация

Статья посвящена концепции «Москва — Третий Рим», получившей благодаря новейшей итальянской и немецкой историографии иное, более критическое освещение, нежели чем это было принято у наиболее крупных русских историков XIX в. Представление о Москве как о Третьем Риме отражает своеобразие восприятия хода мировой истории и убеждение в неминуемом скором конце света; оно появилась после того, как Великое княжество Московское отказалось принять постановления Ферраро-Флорентийского собора, в частности, решение об унии. Великие князья и митрополиты оказались во главе православного мира, воздерживаясь при этом от позиционирования себя как преемников византийских императоров. Концепция «Москва — Третий Рим», сформулированная монахом Филофеем, никогда не являлась официальной идеологией; она понималась как «перенос религии» (translatio religionis), но не как «перенос империи» (translatio imperii) в условиях, когда Святая Русь воспринимала себя средоточием истинной веры.

Ключевые слова
Москва, Рим, Константинополь, Филофей, православие
Классификатор
Получено
04.07.2021
Дата публикации
05.12.2021
Кол-во символов
51443
Всего подписок
13
Всего просмотров
927
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Бушкович П. Православная церковь и русское национальное самосознание XVI—XVII вв. // Ab Imperio. 2003. № 3. C. 101—117.

2. Лурье Я. С. Повесть о белом клобуке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 214—215.

3. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

4. Стоглав: Текст. Словоуказатель. М.; СПб.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015.

5. Шамбаров В. Е. Иван III и рождение Третьего Рима. М.: Вече, 2018.

6. Behrens K. Die Russische Orthodoxe Kirche, Segen für die neuen Zaren: Religion und Politik im postsowjetischen Russland. Paderborn: Brill Schoningh, 2002.

7. Bercken van den W. Holy Russia and Christian Europe, East and West in the Religious Ideology of Russia. L.: SCM Press, 1999.

8. Berelowitch W., Medvedkova O. Histoire de Saint-Pétersbourg. P.: Fayard, 1996.

9. Bodemann E. (éd.) Der Briefwechsel zwischen der Kaiserin Katharina II und Joh. Georg Zimmermann. Hannover: Hahn’sche Buchhandlung, 1906.

10. Catalano P., Pashuto V. T., Capaldo M., Sinitsyna N. V. L'idea di Roma a Mosca, secoli XV—XVI: fonti per la storia del pensiero sociale russo // Idei︠a︡ Rima v Moskve, XV—XVI veka: istochniki po istorii russkoĭ obshchestvennoĭ mysli. Roma: Herder, 1989.

11. Clark K. Moscow, the Fourth Rome. Stalinism, Cosmopolitanism, and the Evolution of Soviet Culture, 1931—1941. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2011.

12. Dietrich M. L. G. (ed). Endzeiterwartungen und Endzeitvorstellungen in den verschiedenen Religionen. Münster: Münster Ugarit-Verlag, 2001.

13. Dorkin A. Ivan the Terrible as a Religious Type. A Study on the Background, Genesis, Development of the Theocratic Idea of the First Russian Tsar and his Attempts to Establish “Free Autocraty” in Russia. Erlangen: Oikonomia, 1992.

14. Florovsky G. Les voies de la Théologie russe. Paris: Desclée de Brouwer, 1991.

15. Frötschner R. Heilige Rus' — Neues Israel — Drittes Rom: Die Verehrung der Gottesmutterikone von Tichvin als Element der politischen Mythologie des Moskauer Reiches in der Zeit Großfürst Vasilijs III. und Zar Ivans IV // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2004. Vol. 52. P. 188—234.

16. Gonneau P. Ivan le Terrible ou le métier de tyran. P.: Tallandier, 2014

17. Hösch E. Die Idee der Translatio Imperii im Moskauer Russland // Europäische Geschichte Online. Mainz Institut für Europäische Geschichte, 2010. P. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ieg-ego.eu/de/threads/modelle-und-stereotypen/modell-antike/edgar-hoesch-die-idee-der-translatio-imperii-im-moskauer-russland (дата обращения: 03.12.2012).

18. Jähne A. Moskau — das dritte Rom. Zu Russlands politischem Selbstverständnis // Sitzungsberichte der Leibniz-Sozietät 18. 1997. № 3. P. 97—109.

19. Kämpfer F. Die Lehre vom Dritten Rom: Pivotal Moment, historiographische Folklore? // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2001. Bd. 49. H. 3. P. 430—441.

20. Kämpfer F. Von heidnischer Bildwelt zur christlichen Kunst: Die Bedeutung von Anna Porphyrogenneta für die Initialzündung der altrussischen Kultur // Birkfellner G. (éd.) Millennium Russiae Christianae. Köln: Böhlau Verlag, 1993. P. 109—135.

21. Kometch A. I. Monastères russes. P.: Citadelles et Mazenod, 2001.

22. Kozyrev I. Moskau — das dritte Rom: eine politische Theorie mit ihren Auswirkungen auf die Identität der Russen und die russische Politik. Göttingen: Cuvillier, 2011.

23. Lavrov А., Gonneau P. Des Rhôs à la Russie. Histoire de l'Europe Orientale (v. 730—1689). P.: PUF, 2012.

24. Lettenbauer W. Moskau das dritte Rom. Munich: A. Pustet, 1961.

25. Liechtenhan F.-D. Catherine II; le courage triomphant. P.: Perrin, 2021.

26. Liechtenhan F.-D. Élisabeth Ière de Russie, l’autre impératrice. P.: Fayard, 2007.

27. Liechtenhan F.-D. Pierre le Grand, le premier empereur de toutes les Russies. P.: Tallandier, 2015.

28. Madariaga I. de. Ivan the Terrible. New Haven; L.: Yale University Press, 2006.

29. Maniscalco Basile G. La sovranità ecumenica del gran principe di Mosca. Genesi di una dottrina (fine XV — inizio XVI secolo). Palermo: edizioni Giuffrè collana Univ. Palermo-Fac. di giurisprudenza, 1983.

30. Meyendorff J. Rome, Constantinople, Moscow. Historical and Theological Studies. N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1996.

31. Mureşan D. I. Rome hérétique? Sur les décisions des conciles de Moscou et de Constantinople (1589, 1590 et 1593) // Mélanges de l'Ecole française de Rome: Italie et Méditerranée modernes et contemporaines. MEFRIM. 2014. Vol. 126. № 2. P. 275—288.

32. Pascal P. Avvakum et les débuts du Raskol. La Haye; P.: Mouton, 1963

33. Pitsakis C. G. À propos des actes du patriarcat de Constantinople concernant la proclamation de l’Empire en Russie (XVIe siècle): survivances et souvenirs de la terminologie et de l’idéologie impériale constantinopolitaines // L’idea di Roma a Mosca (Secoli XV—XVI). Da Roma alla terza Roma. IX Seminario internazionale di studi storici (Campidoglio 21—22 aprile 1989). Roma, 1993. P. 87—137.

34. Poliakov L. Moscou Troisième Rome. Les intermittences de la mémoire historique. P.: Hachette, 1989.

35. Roberti J.-C. La résurrection de Moscou Troisième Rome ou la face cachée du projet fedorovien // Revue d’études slaves, 1984. № 56-1. P. 79—85

36. Scholz B. Von der Chronistik zur modernen Geschichtswissenschaft: die Warägerfrage in der russischen, deutschen und schwedischen Historiographie. Wiesbaden: Harrassowitz, 2000.

37. Tschizevskij D. Das heilige Russland. Russische Geistesgeschichte I. Hambourg: Rohwolt, 1959.

38. Volz G. B. (éd.). Frédéric II. Politische Correspondenz. Berlin: Duncker, 1899. T. 28.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести