«Парижский Домострой» (“Le Ménagier de Paris”) (XIV в.) и русский «Домострой» (XVI в.): общее и особенное в исповедальной практике как форме повседневной жизни
«Парижский Домострой» (“Le Ménagier de Paris”) (XIV в.) и русский «Домострой» (XVI в.): общее и особенное в исповедальной практике как форме повседневной жизни
Аннотация
Код статьи
S207987840008210-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузьмина Маргарита Владимировна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья посвящена анализу одного из аспектов повседневной жизни, отразившейся в двух исторических источниках, которые относятся к разным регионам и к разным временным историческим отрезкам, но к одной макроцивилизации. Внешнее сходство обоих памятников (структура, содержание), не является, однако, однозначным признаком как их идентичности, так и результатом случайного сходства. Для подтверждения или опровержения их генетического сходства необходимо провести сравнительный анализ. Одним из оснований для сравнения явилась принадлежность обоих памятников к христианской культуре, объединяющей две культурные традиции — католическую и православную. Критерием для анализа стала исповедальная практика, в которой отразилась специфика культурных традиций средневековой Франции и Руси.

Ключевые слова
сравнительный анализ, исторический источник, христианская этика, католицизм, православие, исповедь
Классификатор
Получено
15.04.2019
Дата публикации
15.01.2020
Кол-во символов
52044
Всего подписок
83
Всего просмотров
2534
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Библер В. С. Идея культуры в работах Бахтина // Одиссей. 1989. М., 1989.

2. Борисов Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М., 2017.

3. Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура Средневековой Европы. СПб., 2006.

4. Домострой. Русский семейный устав. М., 2005.

5. Душин О. Э. Регламентация семейных отношений в средневековых западноевропейских и древнерусских покаяниях // Verbum. Вып.18. Исповедь и покаяние: у истоков формирования самосознания европейского индивида. Псков, 2016.

6. Колесов В. В. Домострой как памятник средневековой культуры // Домострой. 3-е изд. СПб., 2007.

7. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV—XIX вв. Исследование и тексты. СПб., 2006.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

9. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. Пер. с франц. СПб., 2008.

10. Найдёнова Л. П. Христианские мотивы регулирования социального поведения в России XV—XVI вв. М., 2013.

11. Пихоя Р. Г. Возникновение памятников покаянной дисциплины Древней Руси в XI в. // Античная древность и Средние века. Проблемы идеологии и культуры. Свердловск, 1987.

12. Филиппов И. С. Библия и римское право: понятия права, закона и справедливости в Вульгате // Философия права пятикнижия. М., 2012. С. 320—368.

13. Gerson J. Oeuvres complètes / ed. Palémon Glorieux. 1960—1973. Vol. VII. P., 1966—1967.

14. Histoire des femmes en Occident. Le Moyen Age. Sous la dir. de Ch. Klapisch-Zuber. T. 2 / sous la dir. de G. Duby et M. Perrot. P., 1990.

15. Le Ménagier de Paris, traité morale et d’économie domestique, composé vers 1393 / ed. par J. Picnon. T. I, II. P., 1846.

16. Le Domostroï (Ménagier russe du XVI-e siècle). Traduction et commentair par Duchesne M. E. P., 1910.

17. Martin H. Le métier de prédicateur en France septentrionale à la fin du Moyen Age (1350—1520). P., 1988.

18. Priadko E. La valeur historiographique du Domostroj ou la Russie au prisme d’un Ménagier (v. 1560) // Écrire et réécrire l’histoire russe d’Ivan le Terrible à Vasilij Ključevskij (1547—1917) / publié sous la dir. de P. Gonneau et E. Rai. P., 2013.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести