Исторический контекст и современное значение социальных проектов Александра Богданова
Исторический контекст и современное значение социальных проектов Александра Богданова
Аннотация
Код статьи
S207987840005338-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пирожкова Софья Владиславовна 
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Омелаенко Валентина Владимировна
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Авторы статьи противопоставляют формат коллективной, прежде всего коалиционной и диалоговой, реализации социального развития различным вариантам технологического решения социальных задач. В статье указывается, что такая форма прогностической деятельности, как форсайт, является в большей степени специфическим подходом, чем социальной технологией. Суть этого подхода — воплощение идеала коллективного и коалиционного социального строительства, опирающееся на выработку определенных социальных технологией, но к ним не сводящееся. В целях более полного понимания данного подхода авторы прибегают к исторической реконструкции тех форм социального взаимодействия, которые ему предшествовали. В рамках статьи эта масштабная задача ограничена одним из наиболее продуктивных с точки зрения развития общественных отношений периодом российской истории — рубежом XIX — началом XX вв. и творчеством А. А. Богданова, отразившим как потенциал, так и противоречия этого периода. В статье не только разбираются те социальные проекты, которые были сформулированы Богдановым и которые он пытался осуществлять, но и анализируются теоретические основания и эпистемологический статус этих проектов.

Ключевые слова
социальная наука, социальная инженерия, социальный проект, социальная технология, форсайт, А. А. Богданов, позитивизм, марксизм, утопия
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для молодых российских ученых — кандидатов наук (проект № МК-6317.2018.6 «Возможности форсайта как инструмента социального проектирования в современной России: эпистемологический и теоретико-деятельностный анализ»).
Классификатор
Получено
18.09.2019
Дата публикации
15.01.2020
Кол-во символов
43057
Всего подписок
81
Всего просмотров
2042
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Берлявский Л. Г. Высшее образование и наука в России (1890—1900 гг.): традиционные «места знания» // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е гг.). Сер. «История науки» / отв. ред. А. Н. Дмитриев. М., 2012. С. 11—27.

2. Богданов А. А. Вера и наука [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/lenin01/txt14.htm (дата обращения 10.11.2018).

3. Богданов А. А. Вопросы социализма // Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. С. 295—351.

4. Богданов А. А. Новый мир // Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. С. 28—89.

5. Богданов А. А. Социализм науки // Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. С. 360—410.

6. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2-х кн. Кн. 1. М., 1989.

7. Брэдли Дж. Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество: пер. с англ. М., 2012.

8. Брэдли Дж. Русское техническое общество // Самоорганизация российской общественности последней трети XVIII — начале ХХ вв. / отв. редактор А. С. Туманова. М., 2011. С. 520—578.

9. Бряник Н. В. Позитивист ли К. Р. Поппер? // Эпистемы: Сборник научных статей. Екатеринбург, 2011. С. 71—76.

10. Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М., 1992.

11. Кара-Мурза А. А. Александр Богданов и «Каприйская школа»: между Горьким и Лениным // Полилог/Polylogos. 2018. Т. 2. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://polylog.jes.su/s258770110000071-0-1.

12. Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И. А. Шапиро; под ред. Э. Л. Радлова. Изд. 3-е. М., 2012.

13. Лапина И. А. Пролеткульт и проект «социализации науки» // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2(19). С. 43—47.

14. Локтионов М. В. Александр Богданов. Неизвестный марксизм. М., 2018.

15. Омелаенко В. В., Пирожкова С. В. Социальная наука и социальная практика: современные подходы и идеи Александра Богданова // Полилог/Polylogos. 2018. Т. 2. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://polylog.jes.su/s258770110000064-2-1.

16. Пирожкова С. В. Форсайт (Foresight) как форма социального проектирования // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 2 (в печати).

17. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.

18. Русское техническое общество. Устав Императорского Русского технического общества с приложением инструкции Томскому отделению. Томск, 1902.

19. Садовничий В. А., Акаев А. А., Коротаев А. В., Малков С. Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. М., 2012.

20. Смит М. Пролетаризация науки // Пролетарская культура. 1919. № 11-12. С. 27—32.

21. Социально-гуманитарные аспекты прогнозирования и управления развитием конвергентных технологий // Философские науки. 2017. № 11. С. 147—159; № 12. С. 134—141.

22. Стейла Д. Наука и революция: Рецепция эмпириокритицизма в русской культуре (1877—1910 гг.) / пер. с итал. О. Поповой. М., 2013.

23. Степанский А. Д. История научных учреждений и организаций дореволюционной России. М., 1987.

24. Черткова Е. Л. Утопия как «философский проект» / Вопросы философии. 2015. № 5. С. 190—201.

25. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-ое. Т. 21. М., 1961. С. 271—317.

26. Яковлева А. Ф. А. А. Богданов (Малиновский): контекст формирования социально-философских идей (конец XIX — нач. XX вв.) // Философская мысль. 2015. № 12. С. 1—23 [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_17581.html

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести