Идентичность как функция социального: интеркультурный контекст средневековья
Идентичность как функция социального: интеркультурный контекст средневековья
Аннотация
Код статьи
S207987840005144-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Варьяш Ирина Игоревна 
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Понятием «идентичность» охотно пользуются, осуществляя штудии по истории этнических групп, национальных государств, конфессиональных общин и разного рода сообществ. «Идентичность» является одной из тех антропологических универсалий, применение которых резко раздвинуло горизонт наук о человеке в XX в. Будучи универсальным понятием, «идентичность» стоит в одном ряду с «ментальностью», «культурной памятью», «историческим сознанием», «символической репрезентацией», которые призваны найти и продемонстрировать отличительные черты человеческого «социального сознания». В социальном понимании идентичности заложен тезис о том, что в основе ее формирования лежит процесс коммуникации, взаимодействия, который определяется «взаимностью перспектив». Этот процесс, в свою очередь, предполагает наличие общего смыслового горизонта. Появление монотеистических религий было призвано не просто укрепить этническую идентичность, а сообщить идентичности в целом определенную культуру. Это явление хорошо видно на судьбе христианства по мере его распространения в Римской империи и на землях варваров, кельтов и германцев; и на судьбе ислама, воспринимавшегося аравийскими племенами, иранцами и берберами. Уровень и глубина, возраст собственной культуры был очень разным у тех сообществ, что в раннее Средневековье принимали крещение или становились мусульманскими, но все они постепенно восприняли тот способ взаимоотношений людей друг с другом и с внешним миром, который конструировался монотеистической религией. Взаимодействие мусульманской и христианской культур в средние века окрашивает и идентичность обеих сторон, и социальное пространство в целом, которому становится присуща интеркультуральность. Интеркультуральность социального пространства придает дополнительный и весьма значительный импульс культурно-социальному сознанию. Взаимодействие культур, основанных на разных монотеистических конфессиях, в традиционную эпоху ведет к созиданию широкого и общего для разных конфессиональных сообществ коммуникативного горизонта.

Ключевые слова
история, конфессиональная идентичность, ислам, христианство, социальное сознание, культура, интеркультуральность, плюрализм идентичности
Классификатор
Получено
22.01.2019
Дата публикации
17.06.2019
Кол-во символов
24640
Всего подписок
128
Всего просмотров
2990
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Ассманн Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

2. Варьяш И. И. Шариат и проблема социальной адаптации мусульманского населения в христианском королевстве (Арагонская Корона XIV в.) // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 398—407.

3. История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.

4. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011.

5. Шукуров Р. М. Гаремное христианство // Причерноморье в Средние века. СПб., 2011. № 8. С. 64—90.

6. Expulsion and Diaspora Formation: Religious and Ethnic Identities in flux from Antiquity to the 17th century. Turnhout, 2015.

7. Tolan J. V. Saracens. Islam in Medieval European Imagination. New York, 2002.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести