Идентичность как функция социального: интеркультурный контекст средневековья
Идентичность как функция социального: интеркультурный контекст средневековья
Аннотация
Код статьи
S207987840005144-7-1
DOI
10.18254/S207987840005144-7
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Варьяш Ирина Игоревна 
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Понятием «идентичность» охотно пользуются, осуществляя штудии по истории этнических групп, национальных государств, конфессиональных общин и разного рода сообществ. «Идентичность» является одной из тех антропологических универсалий, применение которых резко раздвинуло горизонт наук о человеке в XX в. Будучи универсальным понятием, «идентичность» стоит в одном ряду с «ментальностью», «культурной памятью», «историческим сознанием», «символической репрезентацией», которые призваны найти и продемонстрировать отличительные черты человеческого «социального сознания». В социальном понимании идентичности заложен тезис о том, что в основе ее формирования лежит процесс коммуникации, взаимодействия, который определяется «взаимностью перспектив». Этот процесс, в свою очередь, предполагает наличие общего смыслового горизонта. Появление монотеистических религий было призвано не просто укрепить этническую идентичность, а сообщить идентичности в целом определенную культуру. Это явление хорошо видно на судьбе христианства по мере его распространения в Римской империи и на землях варваров, кельтов и германцев; и на судьбе ислама, воспринимавшегося аравийскими племенами, иранцами и берберами. Уровень и глубина, возраст собственной культуры был очень разным у тех сообществ, что в раннее Средневековье принимали крещение или становились мусульманскими, но все они постепенно восприняли тот способ взаимоотношений людей друг с другом и с внешним миром, который конструировался монотеистической религией. Взаимодействие мусульманской и христианской культур в средние века окрашивает и идентичность обеих сторон, и социальное пространство в целом, которому становится присуща интеркультуральность. Интеркультуральность социального пространства придает дополнительный и весьма значительный импульс культурно-социальному сознанию. Взаимодействие культур, основанных на разных монотеистических конфессиях, в традиционную эпоху ведет к созиданию широкого и общего для разных конфессиональных сообществ коммуникативного горизонта.

Ключевые слова
история, конфессиональная идентичность, ислам, христианство, социальное сознание, культура, интеркультуральность, плюрализм идентичности
Классификатор
Получено
22.01.2019
Дата публикации
17.06.2019
Кол-во символов
24640
Всего подписок
45
Всего просмотров
239
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
800 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2019 год
2500 руб. / 50.0 SU

Библиография

1. Ассманн Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

2. Варьяш И. И. Шариат и проблема социальной адаптации мусульманского населения в христианском королевстве (Арагонская Корона XIV в.) // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 398—407.

3. История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.

4. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011.

5. Шукуров Р. М. Гаремное христианство // Причерноморье в Средние века. СПб., 2011. № 8. С. 64—90.

6. Expulsion and Diaspora Formation: Religious and Ethnic Identities in flux from Antiquity to the 17th century. Turnhout, 2015.

7. Tolan J. V. Saracens. Islam in Medieval European Imagination. New York, 2002.