«Так как благодать Божия свела нас вместе»: Василий Великий и монашеская терминология
«Так как благодать Божия свела нас вместе»: Василий Великий и монашеская терминология
Аннотация
Код статьи
S207987840004616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ванькова Анна Борисовна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Основная цель данной статьи — анализ словоупотребления Василия Великого применительно к тем, кто избрал подвижническую стезю, и к их объединениям, а также его возможных мотивов при выборе того или иного способа выражения. Василий Великий в «Правилах» не хотел называть подвизавшихся в его общинах монахами, аскетами или монашествующими, а сами общины — братствами и собственными терминами. Возможно, Василий отвергал весь собственно монашеский словарь, потому что не хотел резко противополагать монахов и мирян, а желал рассматривать своих братьев по подвижничеству как христиан, полностью исполняющих новозаветные заповеди.

Ключевые слова
монашество, свт. Василий Великий, «Правила, пространно изложенные», μοναχός, ἀσκητής, μονάζων, μοναστήριον, μονή
Классификатор
Получено
22.02.2019
Дата публикации
15.05.2019
Кол-во символов
84137
Всего подписок
112
Всего просмотров
2438
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Ванькова А. Б. К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV—VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 11—25.

2. A Patristic greek lexicon / ed. by G. W. Lampe. Oxford, 1961.

3. Adam A. Grundbegriffe des Mönchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Bd. LXV. 1953/1954. Hft. I, II. S. 209—240.

4. Amand D. L’ascèse monastique de St. Basil. Namurci, 1948.

5. Athanasius Magnus. Epistola ad Castorem 1 // PG. Vol. 28. Col. 849—871.

6. Athanasius. Apologia contra Arianos sive Apologia secunda // Athanasius Werke / hrsg. H. G. Opitz. Berlin, 1940. Bd. 2.1. S. 87—168.

7. Athanasius. Epistola ad Rufinianum // PG. Vol. 26. Col. 1179—1181; 1185—1191.

8. Athanasius. Historia arianorum // Athanasius Werke / hrsg. H. G. Opitz. Bd. 2.1. Berlin, 1940. S. 183—230.

9. Athanasius. Vita Antonii // PG. Vol. 26. Col. 835—978.

10. Basil of Caesaria: Christian, humanist, ascetic. A Sixteen-hundredth Anniversary Symposium / ed. by P. Fedwick. Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1981. Part 1.

11. Basilis Magnus. Regulae brevius tractatae // PG. Vol. 31. Col. 1051—1322.

12. Basilius Magnus. Prologus 4 // PG. Vol. 31. Col. 889—901.

13. Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae // PG. Vol. 31. Col. 890—1051.

14. Beck H. G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959.

15. Choat M. The Development and usage of terms for “monk” in late antique Egypt // Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster, 2002. № 45. P. 5—23.

16. Eusèbe de Césarée. Histoire écclésiastique / ed. G. Bardy. Paris, 1955. Vol. II.

17. Eusebius. Commentarii in Psalmos // PG. V. 23. Col. 65—1396.

18. Fatti Fr. Monachesimo anatolico. Eustazio di Sebastia e Basilio di Cesarea // Monachesimo orientale: un’introduzione. Filoramo Giovanni [Publ.]. Brescia, 2010. P. 53—92.

19. Gaudemet J. Les sources du droit de l'Eglise en Occident. Paris, 1985.

20. Grégoire de Nysse. Traité de la Virginité / éd. M. Aubineau. Paris, 1966.

21. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine / éd. P. Maraval. Paris, 1971.

22. Gribomont J. Eustathe le philosophe et les voyages du jeune Basile de Cesaree // St Basile. Évangile et Église. Mélanges. Abbaye de Bellefontaine, 1984. Vol. 1. P. 107—117.

23. Gribomont J. Le monachisme au sein de l’Église en Syrie et en Cappadoce // St Basile. Évangile et Église. Mélanges. Abbaye de Bellefontaine, 1984. Vol. 1. P. 3—21.

24. Gribomont J. Le monaschisme au IVe siecle en Asie Mineure: de Gangres au Messalianisme // Studia Patristica. Berline, 1955. Vol. II. Part II. P. 400—418.

25. Gribomont J. Les Règles Épistolaires de st. Basile. Letrres 173/22 // St Basile. Évangile et Église. Mélanges. Abbaye de Bellefontaine, 1984. Vol. 1. P. 157—192.

26. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. Washington, 2003. T. 9. P. 784.

27. Gribomont J. St. Basile et le monachisme enthousiaste // St Basile. Évangile et Église. Mélanges. Abbaye de Bellefontaine, 1984. Vol. 1. P. 43—65.

28. Historia monachorum in Aegypto / ed. A. J. Festugière. Brussels, 1971.

29. Judge E. A. The earliest use of monachos for “monk” (P. Coll. Youttie 77) and the origins of monastcism // Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster, 1977. Vol. 20. P. 72—89.

30. Meester P., de. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.

31. Palladio. La storia Lausiaca / ed. G. J. M. Bartelink. Verona: Fondazione Lorenzo Valla, 1974.

32. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. Vol. 9. № 56. P. 21—25.

33. Philonis Alexandrini. De Vita contemplativa. Opera quae supersunt. Berlin, 1915. Vol. 6. P. 46—71.

34. Saint Grégoire de Nazianze. Lettres / ed. P. Gallay. Paris, 1964. Vol. 1—2.

35. Sancti Pachomii vitae graecae / ed. F. Halkin. Bruxelles, 1932. P. 1—97.

36. St. Basil. The letters / with an English translation by R. J. Deferrari. London, 1926. Vol. 1.

37. St. Basile. Lettres / ed. by Yv. Courtonne. Paris, 1957. Vol. 1—3.

38. Stramara D. F. Adelphotes: Two Frequently Overlooked Meanings // Vigiliae Christianae. Vol. 51. P. 316—320.

39. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV—VIII c. // Journal of Early Christian Studies. Vol. 6. № 2. P. 269—312.

40. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium (ODB). Oxford, 1991.

41. Talbot A. M. Monk // The Oxford dictionary of Byzantium. New York, 1991. P. 1395—1396.

42. Wipszycka E. Ἀναχωρητής, ἐρημίτης, ἔγκλειστος, ἀποτακτικός. Sur la terminologie monastique en Égypt // The Journal of Juristic Papyrology. 2001. Vol. XXXI. P. 147—168.

43. Κονιδαρης Ι. Μ. Die Novelle 123 Justinians und das Problem der Doppelklöster // Ζητήματα βυζαντινοῦ καὶ ἐκκλησιαστίκου δικαίου. ΄’Αθῆνα, 1990. Τ. 1. P. 105—116.

44. Κονιδαρης Ι. Μ. Νομικὴ θεώρηση τῶν μοναστηριακῶνν τυπικῶν Ἀθῆνα, 1984.

45. Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων τῶν τε ἁγίων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων, καὶ τῶν ἱερῶν οἰκουμενικῶν καὶ τοπικῶν συνόδων, καὶ τῶν κατὰ μέρος ἁγίων πατέρων. ̓Αθήνησιν, 1852—1859. T. 3. Σ. 96—119.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести