Образ «другого» и проблема самоидентификации в «Записках янычара» (Константина Михайловича из Островицы)
Образ «другого» и проблема самоидентификации в «Записках янычара» (Константина Михайловича из Островицы)
Аннотация
Код статьи
S207987840001172-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В статье рассматривается проблема межрелигиозных и межэтнических взаимоотношений в Средние века на примере славянского источника «Записки янычара». В основу анализа положена схема «свой» «чужой», позволяющая выделить основные характеристики самоидентификации балканских народов в условиях подчинения инорелигиозному государству. Описание исламского общества, представленное в источнике, помогает выделить общие элементы, характерные для описания «другого», совпадающие с западноевропейскими или византийскими источниками, а также некоторые сходные элементы с другими славянскими средневековыми произведениями.
Ключевые слова
османское общество, мусульманские традиции, янычар, «другой», самоидентификация
Классификатор
Источниковедение
Получено
12.05.2015
Дата публикации
30.06.2015
Кол-во символов
52548
Всего подписок
19
Всего просмотров
12668
Оценка читателей
2.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2015 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники

  1. Записки янычара. Введение и комментарии А. И. Рогова. М., 1978.
  2. Memorien eines Janitscharen oder Turkische Chronik. Einige leitet und übersetst von Renate Lachman, Kommentiert von C. P. Haase, R. Lachman, G. Prinzing. Graz — Wien — Köln. 1975.
  3. Георгий Амартол. О вожде сарацин Мухаммеде По изданию: Византийские сочинения об исламе. М., 2006.
  4. Варфоломей Эдесский. Обличение Агарянина. По: Византийские сочинения об исламе. М., 2006.
  5. Большая челобитная И. Пересветова [Электронный ресурс]. URL: http://old-ru.ru/07-24.html (Дата обращения 17.11.2013).

Литература

  1. Богдановиħ Д. Српска књижевност између традициjе и хронике свога времена // Историjа Српског народа. Т. II., Београд, 1982.
  2. Велков А. «Иные» в османской военной организации // Ислам, Балкан и велике силе (XIV—XX век), уред. С. Терзиħ, Београд, 1997.
  3. Весела З. К вопросу о положении христианской церкви в Османском государстве // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.
  4. Вяземская Е. К. Конфессия и национальность в историческом развитии Боснии и Герцеговины // Роль религии в формировании южнославянских наций (ред. Чуркина И.). М., 1999.
  5. Градева Р. О некоторых проблемах формирования Османской системы управления (XIV— нач. XVI вв.) // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.
  6. Диниħ М. Из српске историje средньега века. Београд, 2003.
  7. Желязкова А. Босния под Османской властью в XV—XVII вв. // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура (ред. Орешкова С.). М., 1990.
  8. Журавский А. Ислам. М., 2004.
  9. Кицикис Д. Османская империя // На перекрестке цивилизации. М., 2006.
  10. Лебедев В. В. Мусульманская проповедь и арабский фольклор // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.
  11. Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.
  12. Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов. СПб., 2001.
  13. Макарова И. Ф. Болгары и греки в Османской империи: опыт межнационального общения в XV—XVI вв. // Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996.
  14. Радушев Е. Р. Место вооруженных сил в структуре Османской феодальной системы на Балканах // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.
  15. Толстой Н. И. Этническое и культурное самосознание сербов в связи с развитием письменности (литературы) и литературного языка в XII—XIV вв // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма / под ред. Г. Литаврина и В. Иванова). М., 1989.
  16. Турилов А. А. Этническое и культурное самосознание сербов в конце XIV—XV веке // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995.
  17. Balić S. Der Islam und seine geschichtliche Bedeutung für Südosteuropa (mit besonderer Berücksichtigung Bosniens) // Religion und Gesellschaft in Südosteuropa, (Hg. H.-D. Döpmann).
  18. Curtius E. R. European Literature and the Latin Middle Ages. London, 1953.
  19. Daniel, Norman: ‘Learned and popular attitudes to the Arabs in the Middle Ages // Journal of Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1977. S. 41—52.
  20. Garnett L. M. J. Mystcism and magic in Turkey: an account of the religious doctrines, monastic organisation, and ecstatic powers of the dervish orders. New York, 1979.
  21. Gaunt D. Toleration in the early Ottoman empire // Ivetic E., Roksandić D. Tolerance and intolerabce on the Triplex Confinium. Approaching the „Other“ on the Borderlands Eastern Adriatic and beyond 1500—1800. Padova, 2007, P. 15—45.
  22. Guillaume A. The traditions of islam: an introduction to the study of hadith literature. Beyrouth, 1966.
  23. Hoeppner Moran Cruz J. A.: ‘Popular attitudes towards Islam in medieval Europe’ // David Blanks, Michael Frassetto. Western Views of Islam in the pre-modern period. Perception of Other, New York 1999, S. 55—82.
  24. Jäckel D. Saladin und Antichrist. Das andere Bild vom Ayyubidensultan im 12. Jahrhundert // Wolfram Brandes. Antichrist. Konstruktionen von Feindbildern, Berlin, 2010, S. 117—34.
  25. Inalcik H. The Ottoman Empire. The Classical Age 1300—1600. London, 1973.
  26. Jиречек К. Историjа Срба. Т.1 Београд, 1952.
  27. Kabrda J. Le systeme fiscal de l`église orthodoxe dans l`empire Ottoman (d`après les documents turcs). Brno, 1969.
  28. Kagay D. J. ‘The Essential Enemy. The Image of the Muslims as Adversary and Vassal in the Law and Literature of the Medieval Crown of Aragon’ // War, Government, and Society in the Medieval Crown of Aragon. Aldershot, 2007. S. 119—36.
  29. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Oströmischen Reiches. München, 1890.
  30. Mazal O. Der Einfluß der abendländischen Theologie auf die byzantinische Islampolemik // Schneider M., Berschin W. (Hrsg.) Ab Oriente et Occidente, Kirche aus Ost und West. Gedenkschrift für Wilhelm Nyssen. St. Ottilien 1996. S. 264—283.
  31. Michael Werz Ethnizität als moderne Ideologie — Ein gesellschaftlicher Begriff in geographischem Kontext // Ethnizität, Moderne und Enttraditionalisirung. Wallstein, 2002. S. 13—25.
  32. Pantazopoulos N. J. Church and law in the Balkan peninsula during the Ottoman rule. Thessaloniki, 1967.
  33. Prinzing G. Zur historischen Relevanz der „Memoiren eines Janitscharen oder Türkischen Chronik“ des Konstantin Mihajlović aus Ostrovica // Mélanges Ivan Dujčev. Byzance et les slaves. Paris, 1979.
  34. Schwinges R. C. ‘Die Wahrnehmung des Anderen durch Geschichtsschreibung. Muslime und Christen im Spiegel der Werke Wilhelms von Tyrus († 1186) und Rodrigo Ximénez de Rada († 1247)’ // Alexander Patschowsky (Hrsg.), Toleranz im Mittelalter. Sigmaringen, 1998. S. 101—28.
  35. Sénac P. L’Occident médiéval face à l’Islam. L’image de l’autre. Paris, 2000; Daniel, N. Islam and the West. The Making of an Image. Oxford, 2009. (ND von 1960).
  36. Tolan, John ‘Muslims as pagan idolators in chronicles of the First Crusade’ // David Blanks, Michael Frassetto. Western Views of Islam in the pre-modern period. Perception of Other. New York, 1999. S. 97—118.
  37. Tolan J. Peter the Venerable on the “diabolical heresy of the Saracens” // Alberto Ferreiro/The Devil, Heresy and Witchcraft in the Middle Ages, Leiden, 1998. S. 345—67.
  38. Warner Ph. Dervish. London, 1973.

Комментарии

Написать отзыв
Перевести