Солнце как символ монарха в русской культуре второй половины XVIII в.
Солнце как символ монарха в русской культуре второй половины XVIII в.
Аннотация
Код статьи
S207987840032142-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пчелов Евгений Владимирович 
Аффилиация:
Институт истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассмотрена метафора уподобления монарха солнцу в русской культуре XVIII в. — начала XIX в. Эта традиция имеет давние истоки, уходящие корнями в цивилизации Древнего Востока, но впоследствии переосмысленные в христианском ключе, когда с солнцем сопоставлялся не только правитель, но и сам Христос («солнце праведное»). Уподобление монарха солнцу тем самым уподобляло его и Христу. Такого рода сопоставления были характерны и для древнерусской культуры, начиная с домонгольского периода и далее, включая эпоху Московского царства, когда солярная метафорика по отношению к русскому царю вошла и в произведения панегирической поэзии. С петровской эпохи актуальность этого уподобления была усилена влиянием западноевропейской эмблематики, представленной в книжной гравюре, предметах нумизматики и медальерного искусства и так далее. Солнцем именовали практически всех российских монархов и после петровского времени на протяжении XVIII в. — начала XIX в. При этом образ солнца, в том числе восходящего, тесно связывался с монархами-женщинами и обретал особенную актуальность в связи с насильственным восшествием некоторых из них на престол. Так, восхождение на престол императрицы Елизаветы Петровны в результате переворота 1741 г. в русской поэзии соотносилось с сияющим солнцем в час утра, которое рассеяло мрак ночи предшествующего царствования. Найденный удачный образ был использован и для описания восшествия на престол Екатерины II в схожих обстоятельствах. При этом в царствование Екатерины императрице приписывали и маскулинные черты солнца в образе Феба. Этот образ впоследствии был унаследован ее внуком — Александром I.

Ключевые слова
солнце, монарх, символика, эмблематика, поэзия
Классификатор
Получено
28.03.2024
Дата публикации
30.08.2024
Кол-во символов
22933
Всего подписок
0
Всего просмотров
60
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография

1. Абрамзон М. Г. Римский императорский культ в памятниках нумизматики. Магнитогорск, 1993.

2. Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа / Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973.

3. Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. Кн. 2. М., 1916.

4. Брагинская Н. В. Царь // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992.

5. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008.

6. Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. М., Л., 1935.

7. Гордиенко Э. А. Розетка на печатях князя Изяслава Ярославича // История и культура древнерусского города (К 60-летию В. Л. Янина). М., 1989.

8. Дьяконов М. А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.

9. Елизавета Петровна и Москва / Государственная Третьяковская галерея. М., 2010. № 175.

10. Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. М., 2008.

11. Иванов В. В. К типологии древнеближневосточных гимнов солнцу // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3. М., 2004.

12. Иванов В. В. Солярные мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992.

13. Кравчук А. Закат Птолемеев. М., 1973.

14. Неверов О. Я. Нерон-Юпитер и Нерон-Гелиос // Художественные изделия античных мастеров. Сборник статей / Государственный Эрмитаж. Л., 1982.

15. Повесть временных лет. СПб., 1996.

16. Проскурина В. Ю. Мифы империи. Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006

17. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга… // Утверждение династии. М., 1997.

18. Русская басня XVIII—XIX вв. Л., 1977.

19. Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. Л., 1970.

20. Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. М., 1819.

21. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. Пер. с лат., примечания и приложения И. Ивакина. М., 1891.

22. Трепавлов В. В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV—XVIII вв. М., 2007.

23. Українська поезiя. Середина XVII ст. Київ, 1992.

24. Успенский Б. А. Царь и Бог // Избранные труды. Т. 1. М., 1994.

25. Успенский Б. А. Царь и самозванец. Самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Этюды о русской истории. СПб., 2002.

26. Хорошкевич А. Л. Герб // Герб и флаг России: X—XX вв. М., 1997.

27. Щукина Е. С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700—1917 гг. М., 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести