Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа
Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа
Аннотация
Код статьи
S207987840025023-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ромашина Екатерина Юрьевна 
Аффилиация: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Адрес: Российская Федерация, Тула
Аннотация

Осуществлен тематический, структурный, сравнительный анализ раздела «Почтовый ящик» журнала для детей «Задушевное слово» (1876—1918 гг., издатель М. О. Вольф). Рассмотренные тексты представляют собой важный и информативный источник по истории повседневности и истории детства. Выявлены формы взаимодействия редакции с читателями: публикация писем с рассказами о семье, любимых игрушках, путешествиях и прочем; вопросы и ответы детей, адресованные друг другу; занимательные задачи и их решения; конкурсные задания «на премию» (рисунки, сочинения-рассуждения) с последующей рассылкой книг-призов и публикацией имен победителей; анкеты; личные обращения. Целью создания отдела редакция провозглашала «развитие среди детей умения выражать правильно и складно свои мысли и чувства». Рубрика «ответы и советы» помогала детям совершенствовать навыки письменной речи; заданные рамки формировали определенный канон коммуникации. Реализуя принцип интерактивности, «Почтовый ящик» стимулировал интерес к журналу, привлекал читателей, расширял круг постоянных подписчиков. Однако оценка его деятельности литературными критиками и педагогами зачастую была и остается негативной.

Ключевые слова
журнал для детей, история детства, история повседневности, «Задушевное слово», М. Вольф
Классификатор
Получено
13.01.2023
Дата публикации
10.04.2023
Кол-во символов
62929
Всего подписок
21
Всего просмотров
264
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Абрамова К. В. Авангардные детские журналы и газеты 1920—1930–х гг. в Сибири // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 84—105.

2. Бекетова Н. А. Очерк истории детской журналистики (1785—1855 гг.) // Материалы по истории русской детской литературы (1750—1855 гг.). Вып. 1. М., 1927. С. 89—134.

3. Бергольцева А. В. Журнал «Еж» как образец качественного детского периодического издания // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 1. С. 25—31.

4. Бурлуцкая Е. В. Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX в. в Оренбурге) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 123—139.

5. Вольф М. О. Отчет М. Вольфа за десять лет работы. СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1866.

6. Головин В. В. Детские журналы серебряного века: поэтика развлечений // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908—1918 гг. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 63—84.

7. Головин В. В. Журнал «Галченок» как литературный эксперимент // Детские чтения. 2014. Т. 6. № 2. С. 23—37.

8. Детский мир. Листок международной научно-промышленной выставки «Детский мир» / ред. Ходнев А. А. СПб.: Издательство Комиссариат Выставки, 1903—1904.

9. Засодимский П. В. Очерк истории детской журналистики в России (по 1869 г.) // Педагогический листок. 1878. № 3—4. С. 163—219.

10. Колесова Л. Н. Детские журналы России (1785—1917 гг.): учебно-методический комплект. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014.

11. Либрович С. Ф. О чем и как пишут дети: история «Почтового ящика» «Задушевного слова». СПб.: Товарищество М. О. Вольф, 1907.

12. Модзалевский К. Что такое детская книга и детский журнал и чем они должны быть? // Русская школа. 1891. № 4. С. 118.

13. Новоселов А. Л., Сальникова А. А. «Поп с кулаком сварганили чудо»: антирелигиозная пропаганда на страницах детского журнала «Юные безбожники» // Современная научная мысль. 2020. № 2. С. 80—86.

14. Острогорский А. Н. Десятилетие журнала «Детское чтение» // Педагогический листок. 1878. № 3—4. С. 220—261.

15. Родигина Н. Н. Журнал «Задушевное слово» как фактор образовательного пространства Российской Империи второй половины XIX в. — начала XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73—84.

16. Семенов Д. Д. Софья Марковна Макарова. Наставница и писательница для детей. 1834—1887 гг. Очерк ее жизни и литературно-педагогической деятельности. Оттиск из журнала «Русская старина». СПб.: Типография В. С. Балашева, 1888.

17. Суздорф Э. А. Журналы «Еж» и «Чиж» в контексте советской детской печати 1920—1930 гг. Диссертация кандидата филологических наук. М.: РГГУ, 2011.

18. Трудова А. С. «Урок детям»: из опыта журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» // Михаил Муравьев и его время. Сборник статей и материалов / ред. Пашкуров А. Н., Галимуллина А. Ф. Казань: Школа, 2011.С. 160—165.

19. Форум: в поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9—106.

20. Черепнева Л. М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 100—118.

21. Чехов Н. В. Русские детские журналы // Чехов Н. В. Детская литература. М., 1909. С. 59—82.

22. Чуковский К. Матерям о детских журналах. СПб.: Русская скоропечатня, 1911.

23. Яковлева Е. Л. Татарские детские журналы начала XX в. как источник фиксации повседневности // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы Международной научной конференции 15—17 марта 2018 г. / отв. ред. Веременко В. А. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 426—431.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести