Двусторонние комиссии историков как пример научной дипломатии
Двусторонние комиссии историков как пример научной дипломатии
Аннотация
Код статьи
S207987840024002-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чубарьян Александр Оганович 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья известного российского историка А. О. Чубарьяна посвящена постепенному становлению научной дипломатии как самостоятельной научной дисциплины, реализации ее принципов и идей на практике и изучению российского опыта в этой области. Особенно подробно автор останавливается на работе двусторонних комиссий историков, которые стали примером подлинной научной дипломатии. Несмотря на изначальный скептицизм, конструктивный подход, с одной стороны, российских историков, а с другой стороны, их немецких, австрийских, польских и литовских коллег, позволил в последние годы издать ряд совместных книг для учителей средней школы по самым проблемным и актуальным вопросам из истории двусторонних отношений. Автор призывает активнее использовать опыт времен холодной войны, когда формировались международные научные экспертные группы, которые совместно искали способы смягчения международной напряжённости и выхода из острой фазы холодной войны. Важную роль в реализации целей научной дипломатии играет и публикация архивных документов. В целом, за последние годы, несмотря на обострение международной ситуации, российские историки накопили значительный опыт в международном сотрудничестве, лучшим подтверждением чего стало проведение в Москве в 2021 г. первого в истории Всемирного конгресса школьных учителей истории, а в сентябре 2022 г. в Санкт-Петербурге — конференции с участием авторов школьных учебников из разных стран мира.

Ключевые слова
Научная дипломатия, Россия, двусторонние комиссии историков, Всемирный конгресс школьных учителей истории, учебные пособия
Источник финансирования
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 21-59-22010 ФДНЧ_А «Роль научной дипломатии перед лицом кризисов и угроз».
Классификатор
Получено
17.10.2022
Дата публикации
25.12.2022
Кол-во символов
10738
Всего подписок
8
Всего просмотров
346
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Гризе П., Заботкина В. И., Руффини П., Чубарьян А. О. Научная дипломатия: теория и практика // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840018743-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840018743-6

2. Литва — Россия. 1917—1920 гг.: сборник документов / Совместная литовско-российская комиссия историков; сост. Чесловас Лауринавичюс [и др.]. Вильнюс: Институт развития Литвы, 2020.

3. Майер А. С., Осипов Е. А. Всемирный конгресс школьных учителей истории // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840019438-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840019438-0

4. Осипов Е. А. Институциональное международное сотрудничество в сфере школьного исторического образования как пример научной дипломатии // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 9 (119). URL: https://history.jes.su/s207987840022988-5-1/ DOI: 10.18254/S207987840022988-5

5. Россия — Австрия: Вехи совместной истории / отв. ред. Ст. Карнер, А. Чубарьян. 2-е изд., исправл. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс». 2019.

6. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти / под ред. А. О. Чубарьяна, Х. Мёллера. Т. III. М.: ГАУГН-пресс, 2015.

7. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Т. I. XVIII век. М.: ГАУГН-Пресс, 2018.

8. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Т. II. XIX век. М.: ГАУГН-Пресс, 2019.

9. Россия и Польша: Преодоление исторических стереотипов. 1918—1991. Пособие для учителей истории. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

10. Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. XIV—XVIII вв. Пособие для учителей истории. 2-е изд. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

11. Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. Конец XVIII — начало XX вв. Пособие для учителей истории. 2-е изд. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

12. Россия и Украина на перекрестках истории. Пособие для учителей истории. Киев; М., 2012.

13. Ruffini P.-B. Science and Diplomacy: A New Dimension of International Relations (Science, Technology and Innovation Studies). Springer, 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести