Симеон Бет-Аршамский: сложности конфессиональной идентификации на христианском Востоке
Симеон Бет-Аршамский: сложности конфессиональной идентификации на христианском Востоке
Аннотация
Код статьи
S207987840023159-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Заболотный Евгений Анатольевич 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Симеон Бет-Аршамский, священник, а затем епископ Церкви Востока, главной христианской общины Сасанидского Ирана, был выдающимся представителем сирийской традиции. Начало деятельности Симеона пришлось на рубеж V—VI вв., когда эта община находилась под сильным влиянием крайней дифиситской христологии Антиохийской школы, что готовило восточносирийскую традицию к последующей рецепции несторианства. Придерживаясь христологических взглядов, диаметрально противоположных антиохийскому богословию, Симеон активно боролся с «несторианизацией» своей родной традиции. На основе источников, посвященных Симеону, и его собственных произведений автор уточняет относительную и абсолютную хронологию жизни «Персидского спорщика», определяет базовые положения его доктрины, позволяющие отнести ее к одной из формировавшихся в рамках никейского христианства конфессиональных богословских традиций, а также рассматривает борьбу Симеона с «несторианами» не как совокупность отдельных мер, а как систему стратегий, целью которых была минимизация влияния крайнего антиохийского богословия в Иране.

Ключевые слова
Симеон Бет-Аршамский, сирийское христианство, межконфессиональная полемика, человеческий капитал, Сасанидский Иран, Церковь Востока, религиозная политика византийских императоров, Армянская Церковь
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07549 «Человеческий капитал Средневековья: типология, структуры, стратегии приращения (Западная Европа, Византия, Ближний Восток)».
Классификатор
Получено
08.09.2022
Дата публикации
15.12.2022
Кол-во символов
66090
Всего подписок
12
Всего просмотров
302
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Алфёров С. Г., Заболотный Е. А., Кораев Т. К., Кобищанов Т. Ю., Тойле Х., Давыденков О., прот. Сирийская яковитская Церковь // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 64. С. 95—123.

2. Аржанов Ю. Н. К истории христианства в доисламской Аравии. Послание Симеона Бетаршамского о гонениях на христиан // Богословский вестник. 2009. № 8/9. С. 155—221.

3. Асмус В., прот., Храпов А. В., Цыпин В., прот. Вселенский IV Собор // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 597—616.

4. Варьяш И. И. Идентичность как функция социального: интеркультурный контекст средневековья // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 4 (78). URL: https://history.jes.su/s207987840005144-7-1/ DOI: 10.18254/S207987840005144-7

5. Вселенские Соборы. М., 2005.

6. Грацианский М. В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., 2016. (Труды Исторического факультета МГУ. Вып. 86; Серия II: «Исторические исследования»: 42).

7. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 19083. Т. 3—4.

8. Дьяконов А. П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908.

9. Заболотный Е. А. Жизнь и труды Нарсая, «сирийского учителя»: нерешенные проблемы // Византийский временник. 2021. Т. 105. С. 60—80.

10. Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. 49. С. 110—127.

11. Заболотный Е. А. Петр III Монг, патриарх Александрийский // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 55. С. 686—689.

12. Заболотный Е. А. Савришо I // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 61. С. 114.

13. Заболотный Е. А. Симеон Бет-Аршамский // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 526—528.

14. Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб., 2020.

15. Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. 2015. Т. 74 (99). С. 47—60.

16. Зайцев Д. В. Иоанн Эфесский // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 670—674.

17. Лёзов С. В. Классический сирийский язык // Языки мира: Семитские языки. М., 2009. [Вып. 1:] Аккадские языки. Северозападносемитские языки. С. 562—625.

18. Муравьёв А. В. Христианский Восток накануне арабского завоевания: Сирийский мир и цивилизационные процессы в V—VI вв. н. э. М., 2020.

19. Ортис де Урбина И. Сирийская патрология / пер. М. В. Грацианского. М., 2011.

20. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV—VI вв. М.; Л., 1964.

21. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в cредние века. М., 1979.

22. Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы / сост. Е. Н. Мещерская. СПб., 20112.

23. Феодор (Юлаев), иером., и др. Кирилл, архиепископ Александрийский // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 34. С. 225—299.

24. Французов С. А. Лахмиды // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 178—180.

25. Acta Conciliorum Oecumenicorum / ed. E. Schwartz et al. Berlin, 1924—1940.

26. Allen P., Hayward C. Severus of Antioch. N. Y., 2004.

27. Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.

28. Brock S. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfield, 1992. (Variorum Collected Studies; 357).

29. Centres of Learning: Learning and Location in Pre-Modern Europe and the Near East / ed. J. W. Drijvers, A. A. MacDonald. Leiden etc., 1995.

30. Clavis Patrum Graecorum / cura et studio M. Geerard et al. Turnhout, 1974—2003. 6 vols.

31. Clavis Patrum Latinorum / ed. E. Dekkers, A. Gaar. Turnhout, 1995.

32. Fiey J. M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. 2 vol.

33. Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l’Eglise en Iraq. Louvain, 1970. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 310. Subsidia; 36).

34. Frend W. The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the 5th and 6th Centuries. Cambridge, 1972.

35. Garsoïan N. Church and Culture in Early Medieval Armenia. Aldershot etc., 1999. (Variorum Collected Studies; 648).

36. Garsoïan N. L’Église Arménienne et le Grand schisme d’Orient. Lovanii, 1999. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 574. Subsidia; 100).

37. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 19903. Bd. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451).

38. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 1986. Bd. 2. Tl. 1: Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch (451—518) (англ. пер.: Christ in Christian Tradition. Atlanta, 1987. Vol. 2: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory of Great (590–604). Pt. 1: Reception and Contradiction: The Development of the Discussion about Chalcedon from 451 to the Beginning of the Reign of Justinian / transl. P. Allen, J. Cawte).

39. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 1989. Bd. 2. Tl. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jahrhundert / mitarb. T. Hainthaler.

40. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 2002. Bd. 2. Tl. 3: Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600 / Hrsg. T. Hainthaler (англ. пер.: Christ in Christian Tradition. Oxf., 2013. Vol. 2. Pt. 3: The Churches of Jerusalem and Antioch from 451 to 600 / ed. T. Hainthaler; with сontrib. T. B. Mansour, L. Abramowski; transl. M. Ehrhardt).

41. Harvey S. A. Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and the Lives of the Eastern Saints. Berkeley, 1990.

42. Honigmann E. Évéques et évêchés monophysites d’Asie antérieure au VIe siècle. Loivain, 1951. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 127. Subsidia; 2).

43. La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Aršâm sopra i martiri omeriti / ed., trad. I. Guidi // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 3. 1881. Vol. 7. P. 471—515.

44. Levenq G. Beth Arsam // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique. P., 1935. T. 35. Col. 1228.

45. Loon H., van. The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Leiden; Boston, 2009.

46. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971—1993. 3 vol.

47. McGuckin J. A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controvesy: Its History, Theology, and Texts. Leiden etc., 1994.

48. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca. Romae, 19652.

49. Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015].

50. Rammelt C. Ibas von Edessa: Rekonstruktion einer Biographie und dogmatischen Position zwischen den Fronten. Berlin; N. Y., 2008.

51. Rompay L. van. Shem‘un of Beth Arsham // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage / ed. S. P. Brock et al. Piscataway, 2011. P. 376.

52. Russell N. Cyril of Alexandria. L.; N. Y., 2000.

53. Sarkissian K. The Council of Chalcedon and the Armenian Church. N. Y., 19752.

54. Seleznyov N. N. Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration, With Special Reference to the Role of his Name in East-Syriac Christianity // Journal of Early Christian Studies. 2010. Vol. 62. No. 3-4. P. 165—190.

55. Schippmann K. Fīrūz // Encyclopaedia Iranica. 1999. Vol. 9. Fasc. 6. P. 631—632 [Электронный ресурс]. URL: https://iranicaonline.org/articles/firuz-1 (дата обращения: 08.07.2022).

56. Shahîd I. Byzantium and the Arabs in the 6th Century. Washington, 1995. Vol. 1. Pt. 1: Political and Military History.

57. The Cambridge Medieval History / planned by J. B. Bury; ed. H. M. Gwatkin, J. P. Whitney. N. Y., 1911. Vol. 1: The Christian Roman Empire and the Foundation of the Teutonic Kingdoms.

58. The Theology of St. Cyril of Alexandria: A Critical Appreciation / ed. Th. G. Weinandy, D. A. Keating. L.; N. Y., 2003.

59. Vasiliev A. A. Justin the First: An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge (Mass.), 1950.

60. Walker J. T. The Legend of Mar Qardagh: Narrative and Christian Heroism in Late Antique Iraq. Berkeley etc., 2006.

61. Witakowski W. Syrian Monophysite Propaganda in the 5th to 7th Centuries // Aspects of Late Antiquity and Early Byzantium: Papers read at the Colloquim held at the Swedish Research Institute in Istanbul (31 May — 6 June, 1992) / ed. L. Ryden, I. O. Rosenquist. Stockholm, 1993. P. 99—112.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести