Францисканские миссионеры, аланская гвардия и вороной скакун, подчинивший юаньскому Китаю Папу Римского
Францисканские миссионеры, аланская гвардия и вороной скакун, подчинивший юаньскому Китаю Папу Римского
Аннотация
Код статьи
S207987840015586-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дубровская Динара Викторовна 
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

На примере посольской миссии Джованни Мариньоли — францисканского священника и посла Папы Римского к последнему монгольскому императору Китая Шунь-ди в статье рассматривается особенное значение посольского подарка — вороной лошади, воспринятой императором в символическом ключе, неведомом европейским посланникам. В эпоху, когда Запад пытался понять дальнейшие намерения значительно напугавших его своим наступлением монголов («татар») и стремился действовать через обращение монгольской знати в христианство, последние монгольские правители Китая погрязли в династических сварах и уверенно вели страну к смуте и смене правлений. После Шунь-ди и восстания Красных повязок власть в Китае снова перешла к исконно-китайской династии Мин. Автор показывает, как увлечение утонченными искусствами и неизбежная китаизация монгольской верхушки не смогли помочь ей завоевать популярность ханьского населения и подробно рассматривает как китайские, так и европейские свидетельства о посольстве Мариньоли, удивительным образом не заметившего происходившие драматические события. Проанализировав исторические прецеденты и объяснив символизм «Небесной лошади» для всей системы представлений, связанных с Небесным мандатом на правление, и особенное значение, придаваемое боевым скакунам (за которыми еще в эпоху Хань снаряжались экспедиции в Фергану) как монголами, так и китайцами, автор приходит к выводу, что император принял подарок Папы Римского за символическое признание подчинения папы монголам, чего, безусловно, не поняли европейцы, пораженные радостной реакцией богдыхана. Немаловажным фактором оказалась и явная зависимость последнего императора от христианской аланской личной гвардии — Асуд, на которой во многом зиждилась личная безопасность Шунь-ди и его приближения. Таким образом, один скакун, изображенный на не столь давно переобнаруженной картине китайского художника эпохи Юань Чжоу Лана, фокусирует в себе не только целый ряд смыслов и символов, но и обнажает истинное положение в стране в конце правления династии Юань.

Ключевые слова
миссия францисканцев в Китае, христианские миссии в Китае, христианство в Китае, китайское искусство, посольские дары, династия Юань
Источник финансирования
Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Классификатор
Получено
07.02.2021
Дата публикации
17.05.2021
Кол-во символов
44223
Всего подписок
19
Всего просмотров
1423
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Дубровская Д. В. Все пути ведут из Рима. Христианские миссии в Поднебесной империи от несториан (VII в.) до папы Франциска. М., 2020.

2. Дубровская Д. В. Говорящие с птицами по-китайски. Теоретические основы францисканской проповеди в Срединной империи. Восток (Oriens). № 5. 2020. С. 205—213.

3. Дубровская Д. В. Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне при дворе Сына Неба. М.: ИВ РАН, 2018.

4. Хуан Цзинь (黄金). Хуан сюэши вэньцзи (黄学士文集; Ученые записки Учителя Хуана). Шанхай: Шан’у иньшу гуань, 1922.

5. Юань-ши (История династии Юань). Пекин: Zhonghu Book Co., 1978.

6. Arnold L. Princely Gifts and Papal Treasures. San Francisco: Desiderata Press, 1999.

7. Cambridge History of China. Vol. VI. Alien Regimes and Border States, 907—1368. H. Franke, D. C. Twitchett (eds.). New Jersey: Cambridge University Press, 1994.

8. Chu-tsing Li. Freer Sheep and Goat and Chao Meng-fu’s Horse Paintings. Artibus Asiae Vol XXX. 1968. No. 4. P. 279—346.

9. Dardess J. W. Conquerors and Confucians: Aspects of Political Change in Late Yuan China. N. Y.; L.: Columbia University Press, 1973.

10. Dubrovskaya D. V. Alans: The Missing Link between the Orient and the Occident. Languages and Cultures in the Caucasus. Papers from the International Conference “Corrent Advances in Caucasian Studies”. Macerata, January 21—23, 2010. Studies on Language and Culture in Central and Eastern Europe. Vittorio S. Tomelieri, Manana Topadze, Anna Lukianowicz (eds.). München; Berlin: Verlag Otto Sgner, 2011. P. 69—79.

11. Franke H. Das “himmlische Pfred” des Johann von Marignola. Archiv für Kulturgeschichte. 1968. Vol. 50. P. 33—40.

12. Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia / tr. by N. Walford. New Brunswick: Rutgers University Press, 1970.

13. Hearn M. K. Reunification and Revival. Fong and Watt et al. Possessing the Past: Treasures from the National Palace Museum, Taipei. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art; Taipei: National Palace Museum, 1996.

14. Kunstmann Friedrich et al (eds.). Die Missionen in Indien und China im Vierzehnten Jahrhundert: Der Reisebericht des Johannes Marignola. Historisch-Politische Blätter für das 1856 Katholische Deutschland. Vol. XXXVIII. Munich: Literarisch-Artistische Anstalt in Commission. P. 701—719.

15. Liu Renben (ed.). Yuting ji (Siku quanshu). Taipei: Shangwu Yinshuguan, 1975.

16. Moule A. C. Christians in China Before the Year 1550. L.: Society for Promoting Christian Knowledge, 1930.

17. Rachewiltz I. de. Papal Envoys to the Great Khans. Stanford: Stanford University Press, 1971.

18. Schafer E. H. The Golden Peaches of Samarkand: A Study of T’ang Exotics. Berkeley and Los Angeles: The University of California Press, 1963.

19. Serruys H. Remains of Mongol Customs in China During the Early Ming. L.: Variorum Reprints, 1987.

20. Silbergeld J. In Praise of Government: Chao Yung’s Painting, Noble Steeds, and Late Yuan Politics. Atribus Asiae. XLVI. 1985. No. 3. P. 159—202.

21. Vajrabhairava mandala. ca. 1330—1332. Metmuseum.org [Электронный ресурс]. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37614 (дата обращения: 09.08.2021).

22. Wang Feng. Wusi Ji (Collection of Writings from the Wu Kreek). Siku Quanshu. Taipei: Shang’wu Yinshuguan, 1971.

23. Weidner M. S. Painting and Patronage at the Mongol Court of China, 1260—1368. Ph. D. dissertation. Berkeley: University of California, 1982.

24. Weitz A. Art and Politics at the Mongol Court of China: Tugh Temür’s Collection of Chinese Paintings. Atribus Asiae. 2004. Vol. 64. No. 2. P. 243—280.

25. Wyngaert P. A. van den. Sinica franciscana. Vol. I. Itinera et Relationes Fratrum Minorum Saeculi XIII et XIV. Quaracchi/Firenze: Ad Clara Aquas, 1929.

26. Zhou Lang. Heavenly Horse. Penn Libraries [Электронный ресурс]. URL: http://dla.library.upenn.edu/dla/fisher/detail.html?id=FISHER_n2006110585 (дата обращения: 09.03.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести