Благотворительное служение женщин в представлении архимандрита Макария (Глухарева)
Благотворительное служение женщин в представлении архимандрита Макария (Глухарева)
Аннотация
Код статьи
S207987840014044-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Постернак Андрей Владимирович 
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассмотрены взгляды известного церковного деятеля архимандрита Макария Глухарева (1792—1847) на роль женщин в общественной и миссионерской деятельности во второй четверти XIX в. Архимандрит Макарий теоретически обосновывал необходимость широкого гуманитарного и естественно-научного образования для женщин, готовых благотворительно трудиться в миссионерских центрах по всей России: лечить больных, преподавать детям, помогать организовывать домашнее хозяйство, катехизировать иноверцев. Однако в Алтайской миссии архимандрита Макария, где трудилось несколько женщин, проект не был реализован. Несмотря на то, что он называл новых тружениц «диакониссами», его предложения нельзя назвать попыткой восстановления древнего женского служения. Идеи отца Макария опережали свое время и в большей степени были связаны с развитием новых российских и общеевропейских процессов, которые подготовили почву для выхода «на общественную арену» женщин как активных участниц благотворительных инициатив и в России, и в Европе. Аналогичные начинания того же времени в Германии (протестантские диакониссы в Кайзерсверте) на практике оказались более продуктивными. В данном контексте деятельность архимандрита Макария Глухарева можно рассматривать как предысторию названных новых явлений и первую попытку институционализировать женское благотворительное служение в России.

Ключевые слова
Архимандрит Макарий Глухарев, София Вальмон, женское благотворительное служение, благотворительность в России и Европе, древние и протестантские диакониссы
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта «База данных “Благотворительные учреждения Российской империи (1721—1917 гг.)”» при поддержке Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Автор выражает признательность Е. Н. Козловцевой и М. А. Владимировой за предоставление ряда необходимых материалов.
Классификатор
Получено
10.01.2021
Дата публикации
28.02.2021
Кол-во символов
35667
Всего подписок
29
Всего просмотров
1397
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М., 2011.

2. Денисова Л. Е. Женщины в контексте диаконического служения Русской Православной Церкви // Теория и практика общественного развития. [Краснодар], 2014. № 17. С. 157—160.

3. Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830—1919 гг.: структура и деятельность. М., 2008.

4. Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: жизнь и труды прп. Макария Алтайского. М., 2005.

5. Николай (Касаткин), свт. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / сост. К. Накамура. СПб., 2004. Т. 2—3.

6. Общины сестер милосердия Российской империи в 1844—1917 гг.: Энциклопедический справочник / под ред. свящ. А. В. Постернака. М., 2019.

7. Паглазова Н. Святитель Филарет Московский и две попытки восстановления чина диаконисс в Русской Церкви его времени // Личность в Церкви и обществе. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва, 17—19 сентября 2001. М., 2003. С. 240—256.

8. Пивоваров Б., прот., Павлова О. А. и др. Макарий (Глухарев), преподобный // Православная энциклопедия. М., 2016. С. 434—442.

9. Постернак А. В., свящ. Проект восстановления служения диаконисс в России в середине XIX в. в его сравнении с раннехристианскими и средневековыми формами женского церковного служения // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 93—109.

10. Постернак А. В., свящ. Статус и деятельность диаконисс в Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи (середина XIX — начало XX вв.) // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2. 2017. № 1 (74). С. 129—143.

11. Преподобный Макарий (Глухарев) — апостол Алтая: духовное наследие Алтайской миссии / сост. свящ. С. Широков. М., 2007.

12. Троицкий С. В. Диакониссы в Русской Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. С. 303—334.

13. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи, XIX — начало XX вв. М., 2005.

14. Blackmore H. The Beginning of Women’s Ministry. The Revival of the Deaconess in the Nineteenth-century Church of England. Suffolk, Rochester, 2007.

15. Green T. Responding to Secularization: the Deaconess Movement in Nineteenth-Century Sweden. Leiden, Boston, 2011 (Studies in the History of Christian Traditions 153).

16. Renger-Berka P. Weibliche Diakonie im Königreich Sachsen: Das Dresdner Diakonissenhaus 1844—1881. Leipzig, 2014 (Historisch-theologische Genderforschung 7).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести