Роль педагогики и школьных учебников в формировании идеи превосходства во французской колониальной культуре
Роль педагогики и школьных учебников в формировании идеи превосходства во французской колониальной культуре
Аннотация
Код статьи
S207987840011150-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мирзеханов Велихан Салманханович 
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Автор статьи исходит из представлений, что колониальная экспансия и связанный с ней опыт познания остального мира в XIX — начале ХХ вв. в полной мере отразились на процессе самоидентификации европейских обществ и на обосновании идеи их цивилизованности, культурности и превосходства. Колониальный фактор и колониальная культура могли придать жизненную силу национальному самосознанию, позволяя заново форматировать национальное пространство. Во Франции колониальная экспансия начала восприниматься самыми разными социальными слоями как оптимальный путь усиления страны, а колониальная культура постепенно становится привычным элементом общественного сознания. Французы, как и другие европейские нации, воспринимали колониальную идею со школьной скамьи. На примере учебных нарративов (школьных учебников и хрестоматий) автор показывает проникновение элементов колониальной культуры в общественное сознание. Французская школа на рубеже XIX—XX вв. становиться «полигоном прогресса», где проходят апробирование новые социальные, политические и экономические технологии. Школа стала одним из мест формирования идей превосходства. Французская педагогика оказалась в неразрывной связи с колониальной культурой. Все учебники, как для светских, так и для церковных школ ставили во главу угла цивилизаторский труд Франции. Под этим углом зрения излагался план формирования душ, его задачи, текущие и перспективные. Автор делает вывод, что становление французской колониальной империи привело к укреплению национального за счет колониального и к их активному сближению. Колониальная идея и колониальная культура способствовали осознанию французами своей принадлежности к единой нации, формированию их национальной идентичности, а педагогические практики играли в этом процессе особую роль.

 

Ключевые слова
Франция, идеи превосходства, колониальная культура, история, география, школьные учебники, педагогика
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 20-18-00482 «Трансформации идей превосходства на Западе и в России в конце XIX — начале ХХI вв.».
Классификатор
Получено
26.07.2020
Дата публикации
30.09.2020
Кол-во символов
34349
Всего подписок
24
Всего просмотров
1765
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Ageron Ch.-R. et all. Histoire de la France coloniale. P., 1991. T. I—II.

2. Ageron Ch.-R. France coloniale ou parti coloniale? P., 1978.

3. Aymard A. Histoire de France, cours élémentaire. P., 1923.

4. Bancel N., Blanchard P., Vergès F. La République coloniale. Essai sur une utopie. P., 2003.

5. Blanchard P., Lemaire S. Culture coloniale. P., 2003.

6. Bonnefin A., Marchand M. Histoire de France et d’Algerie, premier livre, cours élémentaire et moyen 1re année. P., 1951.

7. Brunhes J. La France et la France d’outre-mer. Tours, 1939.

8. Bruno G. Le Tour de la France par deux enfants. P., 1904.

9. Conklin A. Mission to Civilize. The Republican Idea of Empire in France and West Africa, 1895—1930. Stanford, 1997.

10. Gide А. Voyage au Congo. P., 1927.

11. Hugo V. Choses vues, 1841 // La France colonisatrice. P., 1983.

12. Jeannel Ch. Petit-Jean. P., 1879.

13. Lavisse E. Histoire de France pour le cours élémentaire. P., 1884.

14. Maingueneau D. Les Livres d’école de la Republique, 1870—1914. Discours et idéologie. P., 1979.

15. Petit E., Lamy G. Jean Lavenir. P., 1889.

16. Précis de géographie de J. Fèvre et H. Hauser, deuxième année. Ľ Europe et la France. P., 1913.

17. Psichari E. Terres de soleil et de sommeil. P., 1908.

18. Saada E. Une nationalite par degre. Civilite et citoyennete en situation colonial // L’ésclavage, la colonization, et après… France, Etats-Unis, Grande-Bretagne. P., 2005.

19. Said E. W. Orientalism Reconsidered // Europe and its others. 1985. Vol. 1.

20. Said E. W. Orientalism. N. Y., 1978.

21. Washbrook D. A. Orients and occidents: colonial discourse theory and the historiography of the British Empire // The Oxford History of the British Empire: Vol. V. Oxford, 1999.

22. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространение национализма / пер. с англ. В. Николаева. М., 2001.

23. Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып. 7. М., 1977. С. 128—142.

24. Ковалев М. В. Имперская идея в учебных нарративах русской эмиграции 1920—1930-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. Вып. 4 (27). URL: https://history.jes.su/s207987840000732-4-1

25. Ковалев М. В. Имперская идея в интеллектуальной культуре русской эмиграции // Империи, нации, регионы. Имперские концепции в России и Германии в начале XX в.: Сообщения Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений. Oldenbourg, 2018. С. 130—140.

26. Кривушин И. В., Кривушина Е. С. Введение // Де Бразза П. С. Экспедиции в Экваториальную Африку: 1875—1882. Документы и материалы. М., 2012.

27. Мирзеханов В.С. XIX в. в мировой истории (к выходу V тома «Всемирной истории») // Новая и новейшая история. 2015. № 1.

28. Мирзеханов В. С. Идея превосходства и расовая иерархия во французской колониальной культуре // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. Т. 5. Вып. 4 (27). [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840000720-1-1 (дата обращения: 21.08.2020).

29. Остерхаммель Ю. Трансформация мира: История XIX в. Главы из книги // Ab Imperio. 2011. № 3.

Комментарии

Написать отзыв

Дополнительные материалы

Национальная Колониальная выставка, Марсель, 1922, Индокитай, афиша Ж.-Э. Капона, 1922. (Georges Emile Capon) (additional_1.jpg, 147 Kb) [Ссылка]

Колониальная выставка, Марсель, 1922, афиша Л. Каппьелло, 1922. (Leonetto Cappiello) (additional_2.jpg, 1,027 Kb) [Ссылка]

Прогулки вокруг света: [путешествие] по Азии и Африке, книга для чтения, аноним, издательство Т. Лефевр, 1917. (additional_3.jpg, 535 Kb) [Ссылка]

Перевести