Английские городские общины раннего Нового времени в борьбе с колдовством
Английские городские общины раннего Нового времени в борьбе с колдовством
Аннотация
Код статьи
S207987840010611-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тогоева Ольга Игоревна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье анализируется серия английских антиведовских памфлетов XVI—XVII вв. Их изучение приводит автора к выводу, что принятая в английском судопроизводстве процедура «наблюдения» за подозреваемыми использовалась не только судьями или охотниками на ведьм, но и рядовыми гражданами. Слежка за «ведьмой» или «колдуном» в повседневной жизни (за их кругом общения, отношениями в семье и с окружающими людьми, за их профессиональной деятельностью и досугом), обыск их домов и даже испытания их при помощи ордалий (Божьего суда) могли стать делом всех местных жителей. Процедура «наблюдения» становилась, таким образом, тем фундаментом, на котором строилась самоидентификация городской общины. Она давала возможность истинным христианам объединиться против их главных врагов — дьявола и его адептов.

Ключевые слова
Англия, XVI—XVII вв., антиведовские памфлеты, городская община, охота на ведьм, судопроизводство
Классификатор
Получено
01.06.2020
Дата публикации
30.07.2020
Кол-во символов
37877
Всего подписок
29
Всего просмотров
2224
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Игина Ю. Ф. Изображая ведьму: иконография ведьм в английской памфлетной литературе раннего Нового времени // Одиссей. Человек в истории — 2010/2011. М., 2012. С. 199—241.

2. Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб., 2009.

3. Серегина А. Ю. Гендерные и конфессиональные аспекты английской демонологии XVI—XVII вв.: ланкастерские ведьмы (1612 г.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2010. Вып. 18. С. 84—101.

4. Серегина А. Ю. Обретение голоса. Женщины английского католического сообщества XVI—XVII вв. М.; СПб., 2020.

5. Тогоева О. И. Ордалия // Православная энциклопедия. Т. 53. М., 2019. С. 104—106.

6. Bennett H. S. English Books and Readers, 1475 to 1557. Cambridge, 1970.

7. Briggs R. Witches and Neighbours. The Social and Cultural Context of European Witchcraft. L., 1996.

8. Cabell C. Witchfinder General. The Biography of Matthew Hopkins. Gloucestershire, 2006.

9. Davis S. F. Introduction // The Discovery of Witches and Witchcraft. P. VII—XX.

10. Early Modern Witches. Witchcraft Cases in Contemporary Writing / ed. by M. Gibson. L.; N. Y., 2000.

11. Gaskill M. Witchfinders. A Seventeenth-Century English Tragedy. L., 2005.

12. Gaule J. Selecte Cases of Conscience Touching Witches and Witchcraft. L., 1646.

13. Gauvard Cl. Paris, le Parlement et la sorcellerie au milieu du XVe siècle // Finances, pouvoirs et mémoire. Mélanges offerts à Jean Favier / ed. par J. Kerhervé et A. Rigaudière. P., 1999. Vol. 1. P. 85—111.

14. Gauvard Cl. Renommée d’être sorcières: quatre femmes devant le prêvot de Paris en 1390—1391 // Milieux naturels, espaces sociaux: Etudes offertes à Robert Delort. P., 1997. P. 703—716.

15. Gibson M. Reading Witchcraft: Stories of Early English Witches. L.; N. Y., 1999.

16. Hopkins M. Certaine Queries answered, which have been and are likely to be objected against Matthew Hopkins, in his way of finding out Witches // The Discovery of Witches and Witchcraft. The writings of witchfinders Matthew Hopkins and John Stearne / ed. by S. F. Davis. L., 2007. P. 3—8.

17. Johnstone N. The Devil and Demonism in Early Modern England. Cambridge, 2006.

18. La circulations des nouvelles au Moyen Age. XXIVe Congrès de la S.H.M.E.S. Avignon, juin 1993. Rome, 1994.

19. Maxwell-Stuart P. G. Witch Hunters. Professional Prickers, Unwitchers and Witch Finders of the Renaissance. Stroud, 2003.

20. Millar Ch.-R. Witchcraft, the Devil, and Emotion in Early Modern England. L.; N. Y., 2017.

21. Ostorero M. Les marques du diable sur le corps des sorcières (XIVe — XVIIe siècles) // Micrologus. 2005. Vol. XIII. P. 359—388.

22. Rosen B. Witchcraft in England 1558—1618. Amherst, 1991.

23. Sharpe J. The Devil in East Anglia: the Matthew Hopkins trials reconsidered // Witchcraft in Early Modern Europe. Studies in Culture and belief / ed. by J. Barry, M. Hester, G. Roberts. Cambridge, 1996. P. 237—255.

24. Sharpe J. Witchcraft in Early Modern England. Harlow, 2001.

25. Stearne J. A Confirmation and Discovery of Witch Craft // The Discovery of Witches and Witchcraft. The writings of witchfinders Matthew Hopkins and John Stearne / ed. by S. F. Davis. L., 2007. P. 9-50.

26. Valetta F. Witchcraft, Magic and Superstition in England, 1640—1670. L., 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести