«Они никогда не присоединяются к собранию разумных людей»: софисты, лже-софисты и раннее христианство
«Они никогда не присоединяются к собранию разумных людей»: софисты, лже-софисты и раннее христианство
Аннотация
Код статьи
S207987840010542-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пантелеев Алексей Дмитриевич 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

Термин «софист» в сочинениях языческих авторов, писавших о раннем христианстве, не обязательно имеет исключительно негативное значение, восходящее к противникам Сократа и Платона. Во II—III вв. это слово применялось по отношению к выдающимся ораторам, причем иногда в качестве самообозначения. Отдельные христианские интеллектуалы, получившие риторическое образование, могли претендовать на звание софистов, заимствуя формы произведений и некоторые их идеи, и язычники замечали это сходство. Для них эти претензии были смешны, и отмечая какое-то типологическое сходство, они изображали христианских учителей как «анти-софистов», нарушающих принятые нормы. Тем не менее, сам факт признания этого сходства означал готовность считать христианство частью культурно-религиозной жизни античности и доказывал то, что и сами верующие не сторонились античных образцов, они стремились говорить на понятном их современникам языке и использовать известные им образы.

Ключевые слова
раннее христианство, Римская империя, Вторая софистика, апологеты, Лукиан, Цельс
Классификатор
Получено
19.05.2020
Дата публикации
30.07.2020
Кол-во символов
40190
Всего подписок
29
Всего просмотров
1967
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Маргулес Б. Б. Лукиан и раннее христианство // Вопросы научного атеизма. Вып. 13. М., 1972. С. 321—350.

2. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / под ред. А. Д. Пантелеева. СПб., 2017.

3. Пантелеев А. Д. «Мученичество Поликарпа» и «О смерти Перегрина» Лукиана: еще раз о старом споре // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2017. Вып. 21. С. 642—652.

4. Флавий Филострат. Жизни софистов / пер. Е. Г. Рабиновича. М., 2017.

5. Andrade N. J. Assyrians, Syrians and the Greek Language in the Late Hellenistic and Roman Imperial Periods // Journal of Near Eastern Studies. 2014. Vol. 73. P. 299—317.

6. Bagnani G. Peregrinus Proteus and the Christians // Historia. 1955. Bd. 4. 1955. S. 107—112.

7. Barnes T. D. Tertullian. A Historical and Literary Study. Oxford, 1971.

8. Becker M. Origen the Sophist: Anti-Sophistic Polemic in Porphyry’s Contra Christianos // Vigiliae Christianae. 2019. Vol. 73. P. 159—173.

9. Benko S. Pagan Criticism of Christianity During the First Two Centuries // Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. Bd. 2.23.2. Berlin, 1980. P. 1055—1118.

10. Betz H. D. Lukian von Samosata und das Neue Testament. Berlin, 1961.

11. Bloomer W. M. Latinitas // The Oxford Handbook of the Second Sophistic / ed. by D. S. Richter, W. A. Johnson. Oxford, 2017. P. 67—80.

12. Bowersock G. W. Greek Sophists in the Roman Empire. Oxford, 1969.

13. Bowersock G. W. Martyrdom and Rome. Cambridge, 1995.

14. Bowie E. L. Greeks and Their Past in the Second Sophistic // Past and Present. 1970. Vol. 46. P. 3—41.

15. Brent A. Ignatius’ Pagan Background in Second Century Asia Minor // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2007. Vol. 10. P. 207—232.

16. Carhart R. The Second Sophistic and the Cultural Idealization of Paul in Acts // Engaging Early Christian History: Reading Acts in the Second Century / ed. by R. Dupertuis, T. Penner. Cambridge, 2013. P. 187—208.

17. Caster M. Lucien et la pensée religieuse ile son temps. P., 1937.

18. Den Dulk M., Langford A. Polycarp and Polemo: Christianity at the Center of the Second Sophistic // The History of Religions School Today: Essays on the New Testament and Related Ancient Mediterranean Texts / ed. by T. R. Blanton, R. M. Calhoun, C. K. Rothschild. Tübingen, 2014. P. 211—240.

19. Eshleman K. Defining the Circle of Sophists: Philostratus and the Construction of the Second Sophistic // Classical Philology. 2008. Vol. 103. P. 395—413.

20. Eshleman K. The Social World of Intellectuals in the Roman Empire. Sophists, Philosophers, and Christians. Cambridge, 2012.

21. Fojtik J. E. Tatian the Barbarian: Language, Education, and Identity in the Oratio Ad Graecos // Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics / ed. by A.-Chr. Jacobsen, M. Kahlos, J. Ulrich. Frankfurt a. M., 2009. P. 23—34.

22. Guast W. Greek declamation beyond Philostratus’ Second Sophistic // Journal of Hellenic Studies. 2019. Vol. 139. P. 1—15.

23. Harrison S. J. Apuleius. A Latin Sophist. Oxford, 2000.

24. Hartog P. Greco-Roman Understanding of Christianity // The Routledge Companion to Early Christian Thought / ed. by D. J. Bingham. Abingdon, 2009. P. 51—67.

25. Johnson A. P. Early Christianity and the Classical Tradition // The Oxford Handbook of the Second Sophistic / ed. by D. S. Richter, W. A. Johnson. Oxford, 2017. P. 625—638.

26. Karavas O. Luciano, los christianos y Jesucristo // Lucian of Samosata, Greek Writer and Roman Citizen / ed. by F. Mestre, P. Gómez. Barcelona, 2010. P. 115—120.

27. Lampe P. From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the First Two Centuries. Minneapolis, 2003.

28. Lechner T. Süße Lust des Logos. Die Vorrede zum Protreptikos des Clemens von Alexandrien und die prolaliai der Zweiten Sophistik // Logos der Vernunft — Logos des Glaubens. Edgar Früchtel zum 80. Geburtstag / hrsg. von F. R. Prostmeier, H. E. Lona. Berlin, 2010. S. 149—205.

29. Lucien de Samosate. Philopseudès et De Morte Peregrini / ed. par J. Schwartz. P., 1951.

30. Nasrallah L. S. Christian Responses to Roman Art and Architecture: The Second-Century Church amid the Spaces of Empire. Cambridge, 2010.

31. Osborn E. Irenaeus of Lyons. Cambridge, 2001.

32. Pernot L. Christianisme et sophistique // Papers on Rhetoric IV / ed. par L.C. Montefusco. Rome, 2002. P. 245—262.

33. Pernot L. Saint Pionios, martyr et orateur // Du héros païen au saint chrétien / ed. par G. Freyburger, L. Pernot. P., 1997. P. 111—123.

34. Puech B. Orateurs et sophistes grecs dans les inscriptions d’époque impériale. P., 2002.

35. Schmitz Th. Bildung und Macht. Zur sozialen und politischen Funktion der zweiten Sophistik in der griechischen Welt der Kaiserzeit. München, 1997.

36. Secord J. The Cultural Geography of a Greek Christian: Irenaeus from Smyrna to Lyons // Irenaeus: life, scripture, legacy / ed. by S. Parvis, P. Foster. Minneapolis, 2012. P. 25—33.

37. Swain S. Hellenism and Empire: language, classicism, and power in the Greek world, AD 50—250. Oxford, 1996.

38. Tatian. Oratio ad Graecos and Fragments / ed. by M. Whittaker. Oxford, 1982.

39. Thomson S. R. The Barbarian Sophist: Clement of Alexandria’s Stromateis and the Second Sophistic (PhD thesis). Oxford, 2014.

40. Vos J. S. Paul and sophistic rhetoric: a perspective on his argumentation in the letter to the Galatians // Acta Theologica. 2008. Vol. 28. Suppl. 9. P. 29—52.

41. Die “Wahre Lehre” des Kelsos / hrsg. von H. E. Lona. Freiburg; Basel; Vienna, 2005.

42. Walzer R. Galen on Jews and Christians. Oxford, 1949.

43. Wilken R. L. The Christians as the Romans saw them. New Heaven; L., 1984.

44. Winter B. W. Philo and Paul among the Sophists. Cambridge, 1997.

45. Wyss B. Der gekreuzigte Sophist // Early Christianity. 2014. Vol. 5. P. 503—527.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести