Репрезентация социальной группы в культе святого
Репрезентация социальной группы в культе святого
Аннотация
Код статьи
S207987840010540-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Арнаутова Юлия Евгеньевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Репрезентация социальных групп как продукт их мировоззрения находит выражение в институтах, ценностях, нормах и стратегиях символического поведения, например, в культе святого-патрона, образ которого транслирует ее коллективный портрет. Культ св. Рагнеберта (VII в.) для раннего Средневековья необычен потому, что Рагнеберт был мирянином и не принадлежал к церковной иерархии или к королевскому дому. Это, вероятно, первый известный в истории пример целенаправленного создания культа «своего» святого определенной социальной группой. Речь идет о партии бургундской аристократии (optimates), которая в 660—680 гг. находилась/была в оппозиции к королевскому двору в Нейстрии и отстаивала/боролась свои «старинные права» (так называемый «бургундский партикуляризм»). Сын герцога Бургундии Рагнеберт, казненный по приказанию майордома Эброина, стал жертвой этой политической борьбы. Поскольку его смерть трактовалась как безвинная/невинная, он получил ореол мученика и был канонизирован по инициативе лионского митрополита — одного из лидеров оппозиции. Для этого нужна была политическая воля. Так «бургундская фронда» получила святого из своих рядов, в образе которого фиксировались, легитимировались и пропагандировались ее групповая идентичность, сословные ценности и политические цели.

Ключевые слова
репрезентация социальной группы, культ святого, Меровинги, агиография, партикуляризм, memoria, elevatio pignorum
Классификатор
Получено
22.02.2020
Дата публикации
30.07.2020
Кол-во символов
47475
Всего подписок
28
Всего просмотров
1884
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Арнаутова Ю. Е. Мемориальные аспекты иконографии святого Гангульфа // Одиссей. Человек в истории — 2002. М., 2002. C. 53—75.

2. Арнаутова Ю. Е. Призрение бедных в раннее и высокое Средневековье: к вопросу о преимуществах истории в стиле истории повседневности // Sub specie historiae culturalis. Сборник памяти А. Л. Ястребицкой / под ред. С. И. Лучицкой, Ю. Е. Арнаутовой, А. К. Гладкова. М., 2014. С. 108—130.

3. Angenendt A. Zur Ehre der Altäre erhoben. Zugleich ein Beitrag zur Reliquienteilung // Idem. Liturgie im Mittelalter. Ausgewählte Aufsätze zum 70. Geburtstag / hrsg. von Th. Flammer, D. Meyer. Münster, 2005. S. 269—295.

4. Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttgart, 1988. Bd. 2.

5. Bosl K. Der Adelsheilige. Idealtypus und Wirklichkeit, Gesellschaft und Kultur der merowingerzeitlichen Bayern des 7. und 8. Jahrhunderts. Gesellschaftliche Beiträge zu den Viten der Bayerischen Stammesheiligen Emmeram, Rupert, Korbinian // Speculum historiale. Geschichte im Spiegel von Geschichtsschreibung und Geschichtsdeutung / hrsg. von C. Bauer, L. Boehm, M. Müller. Freiburg i. B.; München, 1965. S. 169—187.

6. Depery M. Histoire hagiologique de Belley. Bourg, 1834. Vol. 1.

7. Einführung in die Gruppensoziologie. Geschichte. Theorien. Analyse / hrsg. von B. Schäfers. Wiesbaden, 1994 (2. Aufl.).

8. Fischer J. Der Hausmeier Ebroin. Wilkau-Haßlau, 1954.

9. Gallia christiana. P., 1728. T. IV.

10. Graus F. Sozialgeschichtliche Aspekte der Hagiographie der Merowinger- und Karolingerzeit. Die Viten der Heiligen des südalemannischen Raumes und die sogenannten Adelsheiligen // Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau / hrsg. von A. Borst. Sigmaringen, 1974. S. 131—176.

11. Ebling H. Prosopographie der Amtsträger des Merowingerreiches. Von Chlotar II. (613) bis Karl Martell (741). München, 1974. (=Beihefte der Francia 2).

12. Ewig E. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttgart; Berlin; Köln, 1988.

13. Geary P. J. Die Merowinger: Europa vor Karl dem Grossen. München, 2003.

14. Heinzelmann M. L’hagiographie mérovingienne: panorama des documents potentiels // Beihefte der Francia. 2010. Bd. 71. S. 27—82.

15. Kaiser R. Königtum und Bischofsherrschaft im frühmittelalterlichen Neustrien // Herrschaft und Kirche / hrsg. von K. Bosl, F. Prinz. Stuttgart, 1988. S. 83—108.

16. Poulin J.-Cl. Saint Léger d’Autun et ses premières biographes (fin VIIᵉ — milieu IXᵉ siècle) // Bulletin de la Société des Antiquaires de l’Ouest. 1974. Vol. IV/14. P. 167—200.

17. Scheibelreiter G. Audoin von Ruan. Ein Versuch über Charakter des 7. Jahrhunderts // Beihefte der Francia. 1989. Bd. 16 (1). S. 195—216.

18. Schipperges S. Bonifatius ac socii eius: Eine sozialgeschichtliche Untersuchung des Winfrid-Bonifatius und seines Umfeldes. Mainz, 1996.

19. Signerin Ch. Histoire religieuse et civile de Saint Rambert en Forez. Saint-Étienne, 1900.

20. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tübingen (2 Aufl.), 1988.

21. Weidemann M. Kulturgeschichte der Merowinger Zeit nach den Werken Gregors von Tours. Mainz, 1982. Bd. 2.

Комментарии

Написать отзыв
Перевести