Учебные пособия по архивоведению для студентов-историков: достижения и перспективы
Учебные пособия по архивоведению для студентов-историков: достижения и перспективы
Аннотация
Код статьи
S207987840010172-8-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коваленко Надежда Вячеславовна 
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Автором анализируются вышедшие в 2000-х и 2010-х гг. отечественные пособия по архивоведению и отмечаются их достижения, а также возможные перспективы относительно создания в будущем пособия для студентов-историков. Выбор указанных временных рамок для анализируемой учебной литературы был обусловлен масштабными изменениями, имевшими место в отечественном архивном деле в 1990-х — первой половине 2000-х гг. и, соответственно, необходимостью их отражения в учебной литературе. При анализе имеющейся новой учебной литературы основным критерием для автора являлись особенности профессии историка-исследователя — специалиста, в отличие от архивиста, приходящего в архив извне, для поиска документов по конкретной теме исследования. Предметом анализа автора стала в первую очередь подача материала о роли архивоведения и знаний в этой области для историка исследователя, по истории складывания крупнейших документальных комплексов по отечественной истории, по истории создания, составу и содержанию документальных комплексов федеральных и отдельных ведомственных архивов, по эволюции архивного законодательства и другие. На основе анализа имеющейся новой учебной литературы автором было отмечено, что учебники и пособия по архивоведению, даже написанные на высоком научном уровне, для будущих архивистов, не во всем подходят для обучения будущих историков-исследователей. Имеющиеся учебники и пособия по архивоведению, рассчитанные именно на будущих историков, даже те из них, которые написаны на высоком научном уровне, также, по мнению автора, оставляют актуальной перспективу создания новых учебных пособий по архивоведению для студентов-историков.

Ключевые слова
архивоведение, архив, архивное дело, документальные комплексы, архивный документ, учебники, учебные пособия, Россия, СССР
Источник финансирования
Работа выполнена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках госзадания Минобрнауки России (проект № 33.1221.2017/ПЧ «Этапы развития деловой письменности: Русь/Россия в сравнительно-исторической перспективе»).
Классификатор
Получено
10.02.2020
Дата публикации
30.07.2020
Кол-во символов
23610
Всего подписок
29
Всего просмотров
2145
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1 Настоящая работа представляет собой краткий обзор-рецензию основных учебных пособий по архивоведению отечественной истории для студентов-историков, обучающихся по программе бакалавриата, и содержит некоторые соображения по поводу перспектив разработки таких пособий.
2 Курс архивоведения отечественной истории, читаемый студентам-историкам в рамках бакалавриата, как показывает опыт, имеет такую особенность, как значительная ограниченность во времени при весьма обширном и разностороннем материале. Последний представляет собой значительные по объему комплексы информации даже предполагая только базовый уровень знаний — минимум, необходимый для дальнейшей самостоятельной работы в архивах начинающего исследователя. Среди обязательных разделов данного курса лекций — «система архивов в РФ», «принципы современного архивного дела и организация документов в пределах архивов», «федеральные и некоторые центральные ведомственные архивы и крупнейшие документальные комплексы по истории страны», «действующее архивное законодательство», «история отечественного архивного дела» и «наиболее значительные идеи, и проекты реформ в этой области», «основы архивной эвристики». Возникает вопрос о выборе учебного пособия, достаточно краткого, но при этом емкого, в котором были бы раскрыты указанные темы, — такого пособия, от которого студенты могли бы отталкиваться при самостоятельном изучении источников и литературы в рамках данного курса.
3 Как известно в области преподавания и изучения отечественного архивного дела у нас имеются современные и созданные в недавнем прошлом фундаментальные труды признанных отечественных специалистов. Рассмотрим ниже учебники и пособия профессоров соответствующих кафедр РГГУ, МГУ, СПбГУ — Е. В. Алексеевой, Л. П. Афанасьевой, Е. М. Буровой1, А. Г. Голикова2, Д. И. Раскина и А. Р. Соколова3, а также созданные специалистами кафедр истории и архивоведения ряда других российских вузов — А. К. Макаровой4, С. Ю. Малышевой5, М. В. Шульгиной6, Е. В. Булюлиной7 и другими8. В этих новых изданиях развитие отечественного архивного дела представлено с учетом коренных изменений в развитии гуманитарных наук, архивном деле, политической и культурных областях в целом, начало которым было положено почти 30 лет назад. Эти учебники и пособия были созданы на основе новейших отечественных и зарубежных исследований, последних достижений историографии отечественного архивного дела и, вместе с тем, фундаментальных трудов недавнего прошлого — работ В. Н. Автократова, И. Л. Маяковского, В. Н. Самошенко, С. О. Шмидта, В. В. Максакова и других.
1. Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. Архивоведение (теория и методика). М., 2012; Алексеева Е. В. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / под ред. В. П. Козлова. М., 2005; Бурова Е. М., Хорхордина Т. И. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации: Учебник. М., 2016. Ч. 1.

2. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории. М., 2008.

3. Раскин Д. И., Соколов А. Р. Архивоведение. М., 2017.

4. Макарова А. К. Архивоведение: учебное пособие. Магнитогорск, 2015.

5. Малышева С. Ю. Основы архивоведения: Учеб. пособие. Казань, 2002.

6. Шульгина М. В. Архивоведение: учебное пособие. Архангельск, 2014.

7. Булюлина Е. В. Архивоведение: учебное пособие. Волгоград, 2013

8. Тельчаров А. Д. Архивоведение: учебное пособие. М., 2017; Гергилева И. А., Кузьменко А. С. Архивоведение. Учебное пособие. Красноярск, 2012; Степанов М. Г. Архивоведение. Учебное пособие. Абакан, 2011; Денисенко В. А. Архивоведение. Владивосток, 2007; Косых В. И., Дятчина Н. Г. Архивоведение. Учебное пособие. Чита, 2015; Асфандиярова И. Г. Архивоведение. Учебное пособие. Уфа, 2013.
4 Среди учебников и пособий по архивоведению 2000-х годов можно выделить: 1) рассчитанные на студентов кафедр архивного дела и документоведения; 2) подходящие для освоения дисциплины и архивистами, и историками; 3) рассчитанные именно на будущих историков. Учебник Т. И. Хорхординой и Т. С. Волковой9 можно отнести ко второй группе — в нем обстоятельно отражены темы, необходимые для освоения будущими специалистами обоих направлений. В учебниках и пособиях, рассчитанных на будущих архивных сотрудников, основное внимание уделяется технологиям организации архивного фонда, хранения, современного отбора на хранения, описания документов и так далее (учебники профессоров РГГУ Л .П. Афанасьевой, Е. В. Алексеевой и Е. М. Буровой; Е. М. Буровой и Т. И. Хорхординой и других). Среди учебников, рассчитанных на будущих историков, в первую очередь следует упомянуть учебники профессоров МГУ и СПбГУ Г. А. Голикова10 и Д. И. Раскина — А. Р. Соколова11 как наиболее полные и обстоятельные, среди пособий — пособия д. и. н. Малышевой (Казанский государственный университет)12 и к. и. н. М. Г. Степанова (Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова)13.
9. Хорхордина Т. И., Волкова Т. С. Российские архивы. История и современность. М., 2012.

10. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории. М., 2008.

11. Раскин Д. И., Соколов А. Р. Архивоведение. М., 2017.

12. Малышева С. Ю. Основы архивоведения: Учебное пособие. Казань, 2002.

13. Степанов М. Г. Архивоведение. Учебное пособие. Абакан, 2011.
5 Учебник признанных специалистов Историко-архивного института РГГУ д. и. н. Т. И. Хорхординой и Т. С. Волковой, рассчитанный на обучающихся по специальностям «Документоведение» и «Архивоведение», несомненно, является одним из лучших в смысле полноты и методики изложения материала, в нем обстоятельно представлены указанные базовые разделы по курсу. Но возникает вопрос о возможности усвоения столь обстоятельно представленного материала в рамках указанной ограниченности курса во времени. Принцип изложения материала в данном учебнике можно определить как «проблемно-хронологический» — таким ключевым темам, как история отечественного архивного дела, описание документов и научно-справочный аппарат архивов, федеральные и ведомственные архивы, архивное законодательство, а также архивное образование и др., посвящены отдельные обстоятельные разделы, в которых представлены, помимо прочего, ход развития и эволюция в конкретной области. В условиях ограниченного по времени курса, как представляется, перспективой может быть создание пособия по архивоведению для исторических факультетов, где бы указанный принцип был заменен на другой, условно названный «хронологически-проблемным», который будет рассмотрен ниже.
6 Учебники и пособия по архивоведению, рассчитанные на будущих историков, в большинстве отличают более подробные разделы, посвященные истории отечественного архивного дела, а также внимание к такой важной теме, как значение дисциплины для историков-исследователей; указывается на значение архивов как хранителей памяти о прошлом, на необходимость для историка овладения навыками поиска архивных документов, уделяется внимание доступу историков к архивным комплексам в разные периоды отечественной истории.
7 Все перечисленное является несомненным достоинством этих учебников и пособий. Однако здесь представляется перспективным более подробное и наглядное изложение данной проблемы в учебной литературе по архивоведению для будущих историков — насколько это могут позволить рамки сравнительно небольших учебников и пособий для бакалавров. С нашей точки зрения, в них более подробно следует остановиться на том, зачем будущему исследователю, приходящему в архив «извне», нужны знания о принципах и основных направлениях его работы, об истории формирования его документальных комплексов, о прошлой и современной законодательной базе его деятельности, об основных принципах отбора на хранение, фондирования и описания документов, а также допуска исследователей в прошлом и настоящем. Для наглядности на страницах учебников можно привести выдержки из работ крупнейших отечественных архивистов и историков  — В. П. Козлова14, О. М. Медушевской15, А. Г. Голикова16 — по теме соотношения профессий и труда историка и архивиста. Помимо определения понятия «архивный документ», в пособии в этом случае следует привести и определение понятия «исторический источник», указать на различия и сходство этих понятий.
14. Козлов В. П. Историк и архивист: общее и особенное профессий // Отечественные архивы. 1997. № 6. С. 3—11; Он же. О некоторых современных теоретико-методических проблемах архивоведения и источниковедения // Вестник архивиста. 1995. № 1. С. 30—40.

15. Медушевская О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 9—13.

16. Голиков А. Г. Архивный документ как исторический источник // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 26—29.
8 Важным достоинством указанных и других работ, рассчитанных на бакалавров-историков и не только, является внимание к выработке у будущего специалиста навыков самостоятельного поиска документов в архиве — основам архивной эвристики и системе научно-справочного аппарата архивов посвящены отдельные главы или разделы большинства учебников и пособий. Также несомненным достоинством многих из них является более или менее краткое описание формирования справочного аппарата архивов, внимание к его истории, а также к существовавшим в разные исторические периоды принципам формирования документальных комплексов. Однако все-таки представляется перспективным большее внимание в учебных текстах к эволюции справочного аппарата отечественных архивов, значительным изменениям принципов отбора на хранение и фондирования в контексте изменений в области идеологии и в целом в социально-политической сфере в XX в., в том числе в последние его десятилетия17.
17. Деденева А. С., Куделько И. А. Информационная образовательная среда подготовки бакалавров и магистров по направлению «Документоведение и архивоведение» // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры / под ред. М. В. Ларина. Орел, 2013. С. 48—54; Медушевская О. М. Архивный документ... С. 9—13; Банасюкевич В. Д., Елпатьевский А. В., Ларин М. В. Российское и советское архивоведение: попытка сравнительного анализа // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 8—19.
9 В ряде учебников и пособий справедливо указывается на такие принципы современного архивоведения, как всесторонность, комплексность, социально-политическая нейтральность, и на противоположный последнему принцип партийности, свойственный советскому архивоведению (учебники Л. П. Афанасьевой, Е. В. Алексеевой, Е. М. Буровой). Во многих современных пособиях, в том числе рассчитанных на студентов историков, об этих принципах упоминается вскользь или не упоминается вообще, что представляется неверным. Помимо наличия в учебной литературе перечисления и разъяснения этих принципов, для студентов-историков представляется важным и описание в общих чертах того, как сказались отход от принципа партийности в постсоветский период и принятие указанных новых принципов на создании новой, современной системы научно-справочного аппарата, на создании новых архивных справочников разных уровней, на приеме на хранение, фондировании и описании документов. И наоборот, в данном контексте перспективным представляется для новых учебников и пособий внимание ко всему этому применительно к советскому периоду.
10 В большинстве учебников и пособий по архивоведению можно наблюдать альтернативный упомянутому — принятому в учебнике Хорхординой — Волковой, принцип изложения материала по истории отечественных архивов. Этот принцип можно назвать «хронологическим». Применительно к отечественному архивному делу до XX в. качестве подразделов выделяют такие периоды, как домонгольская Русь, феодальная раздробленность, Российское государство в XVI—XVII вв., первая и вторая половины XVIII века, первая и вторая половины XIX вв. Данный способ изложения, как представляется, более подходит для работ, посвященных именно истории архивного дела, таких как, к примеру, признанные труды И. Л. Маяковского и В. Н. Самошенко.
11 Для более или менее краткого учебного пособия целесообразным представляется принцип изложения, который можно назвать «хронологическо-проблемным». Согласно ему, названные подразделы объединяются в более крупные — «Архивное дело до XVIII в.» и «Архивное дело XVIII—XIX вв.». Центральной темой этих подразделов становится складывание важнейших документальных комплексов по истории государства и его высших и центральных учреждений, то есть возникновение и функционирование Царского архива и архивов приказов, ведомственных исторических архивов XVIII—XIX вв. и, возможно, ведомственных архивов высших и центральных учреждений XVIII—XIX вв. (Сената, Синода, Кабинета Е. И. В. и других). Хранению, описанию документов и архивному законодательству указанных периодов в этом случае также отводится значительное внимание. Но изложение этих особенностей вполне может быть подано в виде более или менее краткой (в разумных пределах) характеристики каждого из выделенных крупных периодов, предваряющей основной раздел — о конкретных архивах. Близкий к предложенному вид подачи материала можно наблюдать в пособии М. Г. Степанова18. Оно, как представляется, в этом случае является хорошим примером рационального размещения материала в условиях небольшого объема учебного пособия.
18. Степанов М. Г. Архивоведение. Учебное пособие. Абакан, 2011.
12 Выделение отдельных наиболее важных особенностей архивного дела, характерных для временного отрезка в рамках указанных крупных периодов (например, для половины столетия), конечно же, представляется важным. Помимо значимых изменений в области описания, комплектования, отбора на хранение и публикации документов, авторы, придерживающиеся упомянутого хронологического принципа, исходили из несомненной и важной связи между функционированием архивов и государственным строительством, а также развитием науки и культуры. Однако даже учитывая все это представляется все же не совсем целесообразной указанная дробная в смысле хронологии подача материала по истории архивного дела в кратком учебном пособии. На наш взгляд, она приводит к «распылению» материала, и в первую очередь наиболее важной его части — о складывании крупнейших документальных комплексов по истории государства.
13 В изложении истории отечественного архивного дела также представляется целесообразным уделить внимание (насколько это возможно в рамках более или менее сжатого учебного пособия) архивному делу на окраинах Российской империи — к созданию и документам Киевского, Виленского, Витебского и Харьковского исторических архивов; к документальным комплексам, созданным на территории государств Южного Кавказа и Средней Азии до и после их присоединения к Российской империи. Помимо истории собственно этих государств, в этих документальных комплексах отражена история внешней, национальной и административно-территориальной политики Российской империи, история местного самоуправления и др. Между тем большинство современных учебников и пособий, содержащих изложение истории отечественного архивного дела, уделяют минимум внимания этой теме или не уделяют вообще.
14 Важной темой для учебных пособий по архивоведению для студентов-историков являются документальные комплексы крупнейших музеев и библиотек, сложившиеся на протяжении XIX—XX вв. Эта тема присутствует, в частности, в учебниках Т. И. Хорхординой — Т. С. Волковой и Е. М. Буровой — Т. И. Хорхординой, однако большей части пособий этой теме внимание не уделяется. Помимо собственно краткого описания указанных документальных комплексов и истории их формирования, для пособий, рассчитанных на студентов историков, целесообразным представляется обратить внимание на изначально присутствующее отличие музеев и библиотек от архивов в деле отбора документов на хранение и доступа к ним исследователей. Таковым отличием стала, как подчеркивал крупнейший отечественный ученый-архивист А. В. Елпатьевский, присущая изначально архивам и являющаяся на протяжении столетий для них практически единственной цель их существования — обслуживание интересов государства и, соответственно, непосредственная связь деятельности архивов с характерным для конкретного исторического периода вектором в области политики, идеологии и в целом государственного строительства19.
19. Елпатьевский А. В. О доступе к документам архивов // Отечественные архивы. 1996. № 1. С. 8—11.
15 В рамках пособия для студентов-историков представляется перспективным дать более или менее подробное, пусть и схематизированное, описание документальных комплексов федеральных и некоторых ведомственных архивов — тех из них, что содержат документы по многим важнейшим сторонам жизни общества, документы ведомств-предшественников, которые в советский период были наделены правом постоянного хранения документов и имеют в настоящее время право депозитарного хранения (МВД, ФСБ, МИД, Министерство обороны). Положительным примером здесь являются соответствующие разделы учебников Т. И. Хорхординой — Т. С. Волковой и Е. М. Буровой — Т. И. Хорхординой. Учебные пособия же, рассчитанные именно на студентов-историков, отличает сравнительно небольшое (недостаточное, на наш взгляд) количество информации по этой теме, отсутствие зачастую описания документальных комплексов ведомственных архивов и Зарубежной архивной Россики. Положительными исключениями здесь отчасти являются упомянутые учебники А. Г. Голикова и Д. И. Раскина — А. Р. Соколова, однако изложение этой темы более или менее подробно и систематизированно в пособиях и учебниках для студентов историков все-таки остается перспективой.
16 Для студентов-историков большое значение имеет представление о таких сторонах архивного дела, как публикация архивных документов и возможность доступа в архивы и к их отдельным документальным комплексам исследователей в разные исторические периоды — в силу непосредственного влияния этих факторов на историографию, на формирование и развитие ее отдельных направлений. В связи с этим перспективным представляется отдельное внимание в рамках учебного пособия к теме отбора для публикации и уровня публикации архивных документов с точки зрения исторической науки в разные исторические периоды. Тема доступа исследователей к архивным документам получила освещение в ряде учебников и пособий — обращается внимание на работу в архивах крупнейших историков в XIX в. — на условия работы в архивах, на недоступность ряда важных документальных комплексов в силу довлевшего тогда принципа ведомственности в архивном деле и др. Другой стороной этой темы, также затронутой в ряде учебников и пособий (Т. И. Хорхординой — Т. С. Волковой, Е. М. Буровой — Т. И. Хорхординой, А. Г. Голикова, С. Ю. Малышевой и другими), является засекречивание и, наоборот, рассекречивание значительных документальных комплексов в XX в. — направленные на засекречивание постановления 1920-х — 1930-х гг. и, с другой стороны, известное Постановление 1956 г., процесс рассекречивания документов начиная с 1990-х гг., пополнение государственных архивов ранее недоступными документальными комплексами20 и юридическая база этого процесса — и законодательные акты 1990-х гг., включая «Основы законодательства...» 1993 г., законодательно закрепившие публичность отечественного архивного фонда и неприкосновенность негосударственной его части21.
20. Павлова Т. Ф. Проблемы доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 41—44.

21. Щегельский А. В. К вопросу о рассекречивании архивных документов // Отечественные архивы. 1995. № 1. С. 6—10; Артизов А. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. 1996. № 4. С. 3—8; Пихоя Р. Г. Об итогах работы учреждений Государственной архивной службы России в 1993 г. и задачах на 1994 г. // Отечественные архивы. 1994. № 3. С. 12—21.
17 Данная тема в учебниках и пособиях подается весьма кратко, наиболее значимые законодательные акты или часть из них зачастую просто перечисляются. Основанием этому, несомненно, служит ограниченный масштаб учебного издания и ограниченность во времени учебного курса. Однако, на наш взгляд, для пособий по архивоведению, рассчитанных на будущих историков, перспективным является все-таки несколько более подробное изложение содержания данных законодательных актов, равно как и раскрытие их значения для архивного дела и для исторической науки. К примеру, кратко, «в двух словах» в пособии может быть изложено значение Постановления 1956 г. для формирования историографии истории партии; затрагивая тему рассекречивания и передачи в государственные архивы документальных комплексов партийных архивов, имеет смысл указать на содержание этих документальных комплексов, на то, что в них, помимо собственно партийных документов, содержались и важнейшие государственные документы, на так называемые «особые папки»22.
22. Пихоя Р. Г. Об итогах... С. 12—21; Афиани В. Ю. Документы Политбюро ЦК КПСС: архивоведческие и источниковедческие проблемы // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 156—163.
18 Продолжая тему, заметим, что для таких учебников и пособий в перспективе, возможно, имеет смысл несколько расширить изложение истории создания и функционирования в советский период партийных и ведомственных архивов. Важным представляется обратить внимание студентов-историков на то, что эти архивы, в силу известной специфики государственного устройства РСФСР—СССР, содержали документы по всем важнейшим сторонам жизни советского общества.
19 Таким образом, можно заключить, что новые учебники и пособия по архивоведению, в том числе рассчитанные именно на будущих историков, даже те из них, которые написаны на высоком научном уровне, оставляют актуальной перспективу создания новых учебных пособий по архивоведению в рамках курсов, читаемых на исторических факультетах.

Библиография

1. Алексеева Е. В. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / под ред. В. П. Козлова. М., 2005

2. Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. Архивоведение (теория и методика). М., 2012.

3. Артизов А. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // ОА. 1996. № 4. С. 3—8.

4. Асфандиярова И. Г. Архивоведение. Уфа, 2013.

5. Афанасьева Л. П. Автоматизированные архивные технологии. М., 2005.

6. Афиани В. Ю. Документы Политбюро ЦК КПСС: архивоведческие и источниковедческие проблемы // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 156—163.

7. Банасюкевич В. Д., Елпатьевский А. В., Ларин М. В. Российское и советское архивоведение: попытка сравнительного анализа // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 8—19

8. Булюлина Е. В. Архивоведение. Волгоград, 2013.

9. Бурова Е. М., Хорхордина Т. И. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации: Учебник. М., 2016. Ч. 1.

10. Востриков Н. Ю., Мосолкин С. В. Государственные, муниципальные и ведомственные архивы: история и современные правовые нормы. Саратов, 2015.

11. Гергилева И. А., Кузьменко А. С. Архивоведение. Красноярск, 2012.

12. Голиков А. Г. Архивный документ как исторический источник // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 26—29

13. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории. М., 2008.

14. Деденева А. С., Куделько И. А. Информационная образовательная среда подготовки бакалавров и магистров по направлению «Документоведение и архивоведение» // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры / под ред. М. В. Ларина. Орел, 2013. С. 48—54

15. Денисенко В. А. Архивоведение. Владивосток, 2007

16. Елпатьевский А. В. О доступе к документам архивов // ОА. 1996. № 1. С. 8—11.

17. Козлов В. П. Историк и архивист: общее и особенное профессий // ОА. 1997. № 6. С. 3—11.

18. Козлов В. П. О некоторых современных теоретико-методических проблемах архивоведения и источниковедения // Вестник архивиста. 1995. № 1. С. 30—40

19. Косых В. И., Дятчина Н. Г. Архивоведение. Чита, 2015.

20. Макарова А. К. Архивоведение. Магнитогорск, 2015.

21. Малышева С. Ю. Основы архивоведения. Казань, 2002.

22. Медушевская О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // ОА. 1995. № 2. С. 9—13.

23. Павлова Т. Ф. Проблемы доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1999. С. 41—44.

24. Пихоя Р. Г. Об итогах работы учреждений Государственной архивной службы России в 1993 г. и задачах на 1994 г. // ОА. 1994. № 3. С. 12—21.

25. Пихоя Р. Г. Размышления об архивной реформе // АЕ за 1994 г. М., 1996. С. 3—17.

26. Раскин Д. И., Соколов А. Р. Архивоведение. М., 2017.

27. Степанов М. Г. Архивоведение. Абакан: Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2011.

28. Тельчаров А. Д. Архивоведение. М., 2017.

29. Хорхордина Т. И. История архивоведческой мысли. М., 2012.

30. Хорхордина Т. И., Волкова Т. С. Российские архивы. История и современность. М., 2012.

31. Хроменкова Н. И. История архивов России: конспект лекций. Омск, 2009.

32. Шульгина М. В. Архивоведение. Архангельск, 2014.

33. Щегельский А. В. К вопросу о рассекречивании архивных документов // ОА. 1995. № 1. С. 6—10.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести