Мученики и мученичество в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского
Мученики и мученичество в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского
Аннотация
Код статьи
S207987840009847-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пантелеев Алексей Дмитриевич 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

Целью статьи является анализ отношения Евсевия Кесарийского к явлению мученичества и мученикам первых трех веков истории христианства. Этому явлению уделено значительное внимание в «Церковной истории», к которой примыкает сочинение «О Палестинских мучениках». У Евсевия есть свой собственный взгляд на «правильное» и «неправильное» мученичество, роль этого явления в истории христианства и отношениях с Римской империей, и самое главное, на место мучеников и исповедников в Церкви. В статье показано, как Евсевий меняет акценты в рассказах о мучениках, какая система ценностей декларируется в «Церковной истории» и в какой степени она соотносится с ранними агиографическими текстами. Он не преуменьшал значение мученичества, но при этом обращал большее внимание на другие формы свидетельства о Христе — проповедь, полемику с еретиками и язычниками, литературную деятельность. Это отношение к мученичеству, переносящее акцент со смерти во имя Бога на повседневное служение и исповедание Бога своей жизнью, сближает Евсевия с александрийской традицией, отраженной в сочинениях Климента, Оригена, Петра и Афанасия. Мы полагаем, его рассказ важен не только для создания образа прошлого Церкви, но и ее настоящего и будущего. Мученики для Евсевия — важная часть прошлого христианства, а не настоящего и тем более не будущего.

Ключевые слова
раннее христианство, Римская империя, гонения, мученичество, Евсевий Кесарийский
Классификатор
Получено
26.08.2019
Дата публикации
12.06.2020
Кол-во символов
42382
Всего подписок
35
Всего просмотров
1706
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Дружинин А. И. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. СПб., 2007.

2. Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: епископы и исповедники // Мнемон. Вып. 15. 2015. С. 432—445.

3. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998.

4. Крюкова А. Н. Поэтика сновидений в «Мученичестве Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников» // ВДИ. 2014. № 2. С. 117—124.

5. Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2000.

6. Пантелеев А. Д. «Есть много мучеников и в других ересях»: мученичество в неортодоксальном христианстве II—III вв. // Религия. Церковь. Общество. Вып. 3. 2014. С. 156—175.

7. Пантелеев А. Д. Мученичество и распространение христианства в Римской империи // Вестник СПбГУ. Серия 2: история. 2015. № 3. С. 33—43.

8. Пантелеев А. Д. (ред.). Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. СПб., 2017.

9. Пантелеев А. Д. «Мученичество Аполлония»: риторические стратегии христианина и судьи // Мнемон. Вып. 18(2). 2018. С. 201—214.

10. Barnes T. D. The Editions of Eusebius’ Ecclesiastical History // Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 21. 1980. P. 191—201.

11. Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Cambridge, 1981.

12. Bienert W. Dionysius von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im Dritten Jahrhundert. Berlin; N. Y., 1978.

13. Brent A. Cyprian and Roman Carthage. Cambridge; N. Y., 2010.

14. Bright P. Origenian Understanding of Martyrdom and Its Biblical Framework // Origen of Alexandria: His World and His Legacy / ed. by C. Kannengiesser, W. L. Petersen. Notre Dame, 1988. P. 180—200.

15. Brock S. Eusebius and Syriac Christianity // Eusebius, Christianity and Judaism / ed. by H. W. Attridge, G. Hata. Detroit, 1992. P. 212—234.

16. Burrus V. Torture and Travail: Producing the Christian Martyr // A Feminist Companion to Patristic Literature / ed. by A.-J. Levine. L., 2008. P. 56—71.

17. Butterweck C. “Martyriumssucht” in der Alten Kirche? Studien zur Darstellung und Deutung frühchristlicher Martyrien. Tübingen, 1995.

18. Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003.

19. Cohick L. H., Hughes A. B. Christian Women in the Patristic World. Their Influence, Authority, and Legacy in the Second through Fifth Centuries. Grand Rapid, 2017.

20. Cooper K. A Father, a Daughter, and a Procurator: Authority and Resistance in the Prison Memoir of Perpetua of Carthage // Gender and History. Vol. 23. 2011. P. 685—702.

21. Corke-Webster J. Eusebius and Empire. Constructing Church and Rome in the Ecclesiastical History. Cambridge, 2019.

22. Countryman L. W. The Rich Christian in the Church of the Early Empire: Contradictions and Accomodations. N. Y.; Toronto, 1980.

23. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. A Study of a Conflict from the Mac¬cabees to Donatus. Oxford, 1965.

24. Grant R. М. Eusebius as Church Historian. Oxford, 1980.

25. Harnack A, von. Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Die Chronologie der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Bd. 2. Leipzig, 1904.

26. Hartmann P. Origène et la théologie du martyrs d'après le προτρεπτικός de 235 // Ephemerides Theologicae Lovanienses. Vol. 34. 1958. P. 773—824.

27. Hornung C. Apostasie im antiken Christentum. Studien zum Glaubensabfall in altkirchlicher Theologie, Disziplin und Pastoral (4.—7. Jahrhundert n. Chr.). Leiden, 2016.

28. Johannessen H. The Demonic in the Political Thought of Eusebius of Caesarea. Oxford, 2016.

29. Kannengiesser C. Eusebius of Caesarea, Origenust // Eusebius, Christianity and Judaism / ed. by H. W. Attridge, G. Hata. Detroit, 1992. P. 435—466.

30. Kitzler P. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin, 2015.

31. Kötting B. Darf ein Bischof in der Vetfolgung die Flucht ergreifen? // Vivarium. FS Theodor Klauser zum 90. Geburtstag / hrsg. von E. Dassmann, K. Thraede. Münster, 1984. S. 220—228.

32. Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Milano, 1973.

33. Laqueur R. Eusebius als Historiker seiner Zeit. Berlin, 1929.

34. Leclercq H. Fuite de la persécution // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. Vol. 5.2. Paris, 1923. Col. 2660—2684.

35. Leemans J. The Idea of “Flight for Persecution” in the Alexandrian Tradition from Clement to Athanasius // Origeniana Octava. Papers of the 8th International Origen Congress / ed. by L. Perrone. Vol. II. Leuven, 2003. P. 901—910.

36. Lieu J. The Audience of Apologetics: The Problem of the Martyr Acts // Contextualising Early Christian Martyrdom / Engberg J., Eriksen U. H., Petersen A. K. Frankfurt am Main, 2011. P. 205—23.

37. Lightfoot J. Eusebius of Caesarea // A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines / ed. by W. Smith, H. Wace.Vol. 2. L., 1877. P. 308—348.

38. McGuckin J. A. Martyr Devotion in the Alexandrian School: Origen to Athanasius // Martyrs and Martyrologies / ed. by D. Wood. Oxford, 1993. P. 35—45.

39. Mendels D. The Media Revolution of Early Christianity: An Essay on Eusebius’s Ecclesiastical History. Grand Rapids, 1999.

40. Moss C. The Myth of Persecution: How Early Christians Invented a Story of Martyrdom. N. Y., 2013.

41. Nautin P. Origene. Sa vie et son œuvre. P., 1977.

42. Rizzi M. Origen on Martyrdom: Theology and Social Practices // Origeniana Nona: Origen and the Religious Practice of his Time; Papers of the 9th International Origen Congress / ed. by R. Somos, G. Heidl. Leuven, 2009. P. 469—476.

43. Rordorf W. La “diaconie” des martyrs selon Origène // Épektasis: mélanges patristiques offerts au cardinal Jean Daniélou / ed. par J. Fontaine, C. Kannengiesser. Paris, 1972. P. 395—402.

44. Sato Y. Martyrdom and Apostasy // Eusebius, Christianity and Judaism / ed. by H. W. Attridge, G. Hata. Detroit, 1992. P. 619—634.

45. Saxer V. Les actes des “Martyrs Anciens” chez Eusebe de Cesaree et dans les Martyrologies Syriaque et Hieronymien // Analecta Bollandiana. Vol. 102. 1984. P. 85—95.

46. Sullivan L. M. “I Responded, 'I Will Not...”: Christianity as Catalyst for Resistance in the Passio Perpetuae et Felicitatis // Semeia. Vol. 79. 1997. P. 63—74.

47. Van den Hoek A. Clement of Alexandria on Martyrdom // Studia Patristica. Vol. 26. 1993. P. 324—341.

48. Verdoner М. Überlegungen zum Adressaten von Eusebs Historia ecclesiastica // Zeitschrift für Antikes Christentum. Bd. 14. 2010. S. 362—378.

49. Vivian T. St. Peter of Alexandria, Bishop and Martyr. Philadelphia, 1988.

50. Weidmann F. Martyrdom // The Westminster Handbook to Origen / ed. by J. McGuckin. Louisville, 2004. P. 147—149.

51. Willing M. Eusebius von Cäsarea als Häreseograph. Berlin; N. Y., 2008

52. Wilson S. G. Leaving the Fold. Apostates and Defectors in Antiquity. Minneapolis, 2004.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести