От богов-целителей к святым лекарям: трансформация и континуитет пространства ритуальной медицины в поздней античности
От богов-целителей к святым лекарям: трансформация и континуитет пространства ритуальной медицины в поздней античности
Аннотация
Код статьи
S207987840009802-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ведешкин Михаил Александрович 
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Приволжский исследовательский медицинский университет
Аннотация

В настоящей статье рассматривается религиозная эволюция позднеантичного пространства ритуального врачевания. На примере перехода нескольких крупных средиземноморских храмовых центров богов-целителей (культ Исиды в Менуфисе, культ Сарпедона в Селеквии на Каликадне, культ Асклепия в Афинах) под контроль христиан и распространения на этой территории культов святых лекарей демонстрируется трансформация и континуитет традиций религиозной медицины в позднеантичном мире. Делается вывод о том, что в регионах, где в языческие времена существовали культы богов-целителей, практика ритуального излечения сохранялась сначала в форме двоеверия, а впоследствии в новой, христианской оболочке.

Ключевые слова
поздняя античность, поздняя Римская империя, ранняя Византия, язычество, христианство, культ святых, религиозное врачевание, биоэтика
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта «Проблемы биоэтики в историческом контексте и социокультурной динамике общества» (№ 18-78-10018).
Классификатор
Получено
09.12.2019
Дата публикации
12.06.2020
Кол-во символов
48418
Всего подписок
35
Всего просмотров
1942
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Афонасин Е. В., Афонасина А. С. Неоплатонический Асклепий // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 1. С. 260—280.

2. Ведешкин М. А. Веротерпимость и коррупция в ранней Византии: к вопросу о сохранении языческих культов в христианской империи // Византийский временник. 2018a. Т. 101. 2017. С. 42—56.

3. Ведешкин М. A. Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи IV—VI вв.: законодательство и практика // Император Юлиан. Полное собрание творений. СПб., 2016. С. 749—791.

4. Ведешкин М. A. Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV—VI вв. СПб., 2018b.

5. Моисеева С. А. и др. Кир и Иоанн // Православная энциклопедия. 2014. Т. XXXIV. С. 71—75.

6. Afonasina A., Afonasin E. The houses of philosophical schools in Athens // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. С. 9—23.

7. Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. N. Y., 2009.

8. Athanassiadi P. Persecution and Response in Late Paganism: The Evidence of Damascius // The Journal of Hellenic Studies. 1993. Т. 113. P. 1—29.

9. Bayliss R. Provincial Cilicia and the Archaeology of Temple Conversion. Oxford, England, 2004.

10. Cameron A. Poets and pagans in Byzantine Egypt // Egypt in the Byzantine World, 300—700 / ed. R. Bagnall. Cambridge, 2006. P. 21—46.

11. Cameron A., Hall S. Eusebius. Life of Constantine. Oxford; N. Y., 1999.

12. Castrén P. General Aspects of Life in Post-Herulian Athens // Post-Herulian Athens: aspects of life and culture in Athens, A.D. 267-529 / ed: Castrén. Helsinki, 1994. P. 1—14.

13. Castrén P. The Post-Herulian Revival of Athens // Bulletin Supplement (University of London. Institute of Classical Studies). 1989. № 55. P. 45—49.

14. Creaghan J. S., Raubitschek A. E. Early christian epitaphs from Athens // Hesperia. 1947. Т. 16. P. 1—62.

15. Cribiore R. The school of Libanius in late antique Antioch. Princeton, 2007.

16. Csepregi I. Christian Transformation of Pagan Cult Places: The Case of Aegae, Cilicia // Continuity and destruction in the Greek East: the transformation of monumental space from the Hellenistic period to Late Antiquity BAR international series / ed. S. Chandrasekaran, A. Kouremenos. Oxford, 2015. P. 49—57.

17. Dagron G. Vie et miracles de sainte Thècle. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1978.

18. Dauphin C. From Apollo and Asclepius to Christ: pilgrimage and healing at the temple and episcopal basilica of Dor // Liber Anuus. 1999. Т. 49. P. 397—430.

19. Deubner L. De incubatione capita quattuor. Lipsiae, 1900.

20. Deubner L. Kosmas und Damian: Texte und Einleitung. Leipzig; Berlin, 1907.

21. Dijkstra J. Religious encounters on the southern Egyptian frontier in Late Antiquity (AD 298-642). Groningen, 2005.

22. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton, N. J, 1998.

23. Frantz A. From Paganism to Christianity in the Temples of Athens // Dumbarton Oaks Papers. 1965. Т. 19. P. 185—205.

24. Frantz A., Thompson H. A., Travlos J. Late Antiquity: A.D. 267-700 // The Athenian Agora. 1988. Т. 24. P. iii—156.

25. Gascou J. Les origines du culte des saints Cyr et Jean // Analecta Bollandiana. 2006. Т. halshs-00009140. P. 1—35.

26. Graf F. Roman Festivals in the Greek East: From the Early Empire to the Middle Byzantine Era. Cambridge, 2016.

27. Gregory T. E. The Survival of Paganism in Christian Greece: A Critical Essay // The American Journal of Philology. 1986. Т. 107. № 2. P. 229—242.

28. Haas C. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. Baltimore, 1997.

29. Hahn J. The conversion of the cult statues: the destruction of the Serapeum 392 a.d. and the transformation of Alexandria into the “Christ-loving” city // From Temple to Church: Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity / ed. J. Hahn, S.E. Emmel, U. Gotter. Leiden, 2008. P. 336—367.

30. Hill S. The Early Byzantine Churches of Cilicia and Isauria. Aldershot England; Brookfield, Vt., USA:, 1996.

31. Johnson S. F. The Life and Miracles of Thekla: A Literary Study. Washington, DC: Cambridge, Mass., 2006.

32. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Volume I. A.D. 260-395. Cambridge: Cambridge, 1971.

33. Kaplow L. Religious and Intercommunal Violence in Alexandria in the 4th and 5th centuries CE // The McGill Journal of Classical Studies. 2005. Т. IV. P. 2—26.

34. Karivieri A. The House of Proclus; on the Southern Slope of the Acropolis: A Contribution // Post-Herulian Athens: Papers and Monographs of the Finnish Institute at Athens / ed: Castrén. Helsinki, 1994b. P. 115—139.

35. Karivieri A. The so-called library of Hadrian and the Tetraconch Church in Athens // Post-Herulian Athens: Papers and Monographs of the Finnish Institute at Athens/ ed: Castrén. Helsinki, 1994a. P. 89—114.

36. Kayser F. Oreilles et couronnes. À propos des cultes de Canope // BIFAO. 1992. Т. 91. P. 200—217.

37. Kristensen T. Landscape, Space, and Presence in the Cult of Thekla at Meriamlik // Journal of Early Christian Studies. 2016. Т. 24. P. 229—263.

38. Lampada D. The Cult of Martyrs and Politics of Sainthood in Patriarch Cyril’s Alexandria // Saints and the City: Beiträge zum Verständnis urbaner Sakralität in christlichen Gemeinschaften / ed. M. C. Ferrari. Erlangen, 2015. P. 53—72.

39. MacKay T. The Major Sanctuaries of Pamphylia and Cilicia // ANRW. 1990. Т. 18.3. P. 2045—2129.

40. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. A.D. С. 395—527. Cambridge, 1980.

41. McGuckin J. A. The Influence of the Isis Cult on St. Cyril of Alexandria’s Christology // Studia Patristica. 1993. Т. XXIV. P. 291—299.

42. Melfi M. I santuari di Asclepio in Grecia. Roma: L’Erma di Bretschneider, 2007.

43. Montserrat D. Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity // Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt / ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. P. 257—279.

44. Nissen C. Un oracle médical de Sarpédon à Séleucie du Calycadnos // Kernos. Revue internationale et pluridisciplinaire de religion grecque antique. 2001. Т. 14. P. 111—131.

45. Petit P. Les étudiants de Libanius. P., 1957.

46. Renberg G. Where Dreams May Come: Incubation Sanctuaries in the Greco-Roman World. Leiden; Boston, 2017.

47. Russell N. Theophilus of Alexandria. N. Y., 2006.

48. Sansterre J.-M. Apparitions et miracles à Ménouthis: de l’incubation païenne à l’incubation chrétienne // Problèmes d’histoire des religions. 1991. Т. 2. P. 69—83.

49. Szabat E. The “Great Persecutions” of Pagans in the 5th Century Alexandria // Palamedes. 2012. Т. 7. P. 155—176.

50. Trombley F. R. Hellenic religion and Christianization, c. 370—529. Vol. I—II. Boston; Leiden, 2001.

51. Turner L. Bioethics and Religions: Religious Traditions and Understandings of Morality, Health, and Illness // Health Care Analysis. 11. 2003. P. 181—197.

52. Vidman L. Sylloge inscriptionum religionis Isiacae et Sarapicae. Berolini, 1969.

53. Watts E. Athens between East and West: Athenian Elite Self-Presentation and the Durability of Traditional Cult in Late Antiquity // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2016. Т. 57. № 1. P. 191—213.

54. Watts E. City and school in late antique Athens and Alexandria. Berkeley, 2006.

55. Watts E. Education: Speaking, Thinking, and Socializing // The Oxford Handbook of Late Antiquity / ed. S. F. Johnson. N. Y., 2012. P. 467—486.

56. Watts E. The Enduring Legacy of the Iatrosophist Gessius // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2009. Т. 49. № 1. P. 113—133.

57. Watts E. J. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley, 2010.

58. Westerink L. G. Stephanus of Athens: Commentary on Hippocrates’ Aphorsims — Sections I—II. Berlin, 1985.

59. Zytka M. J. Baths and bathing in late Antiquity. PhD Thesis. Cardiff, 2013.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.pdf) [Ссылка]

Перевести