Образ М. В. Ломоносова на страницах учебников XIX—XXI вв.
Образ М. В. Ломоносова на страницах учебников XIX—XXI вв.
Аннотация
Код статьи
S207987840009533-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лупанова Евгения Михайловна 
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

Национальная и общегражданская идентичности базируется на массовом историческом сознании, которое, в свою очередь, формируется отчасти посредством изучения истории в школах. Поэтому учебники являются важным инструментом влияния власти и научного сообщества на развитие массовой исторической памяти и национального сознания. Авторы учебников с течением времени переориентируются с одних событий и исторических деятелей на другие, меняют расстановку акцентов, интерпретацию и оценку событий. Фигура М. В. Ломоносова на протяжении десятилетий остается константой на страницах учебной литературой. Его значимость и положительная оценка не меняется. Однако образ нельзя назвать остающимся совершенно неизменным. В статье рассматривается эволюция образа великого русского ученого на страницах школьных учебников; выделяются постоянные составляющие нарративов, не меняющиеся в течение ряда десятилетий, смещение акцентов, изменения в выборе фактов и их интерпретации. Основными материалами послужили учебники истории и литературы; также привлекаются учебники природоведения, физики и химии. Анализ учебной литературы позволяет автору сделать выводы о неизменности в детской учебной литературе сюжетов, связанных с детством и юностью М. В. Ломоносова, образа ученого-энциклопедиста и просветителя, патриотического мотива. В качестве изменявшихся мотивов выделяются оценка поэтического дарования, роль в создании Московского университета, образ елизаветинского вельможи, изложение сути реформы русского языка, образ праведного христианина / борца против религиозных предрассудков.

Ключевые слова
историческая память, политика формирования памяти, М. В. Ломоносов, школьные учебники.
Классификатор
Получено
30.04.2020
Дата публикации
17.05.2021
Кол-во символов
39230
Всего подписок
19
Всего просмотров
1198
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Багдасарян В. История и государственная политика. М., 2013. С. 24—38.

2. Берков П. Н. Ломоносовский юбилей 1865 г. (страница из истории общественной борьбы шестидесятых годов // Ломоносов: Сборник статей и материалов. М., 1946. Вып. II. С. 216—247.

3. Вагин А. А., Сперанскакя Н. В. История СССР. Учебное пособие для 7 класса. М., 1967.

4. Волков С. С. Куда приводят нас «врата учености»? // Литературная культура России XVIII в. Вып. 4. СПб., 2011. С. 62—68.

5. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2015.

6. Гришаев О. В. Историческое образование и историческая наука в СССР в конце 1920 — начале 1930-х гг. // Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 15 (186). Вып. 31. С. 144—151.

7. Гулин А. В., Романова А. Н. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М., 2012. С. 40—42.

8. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 7 класс. М., 2012.

9. Данилов Д. Д., Лисейцев Д. В. и др. История России. 7 класс. XVI—XVIII вв. М., 2015.

10. Донин А. Н. Учебники истории: прошлое и настоящее // История и историческая память. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2010. С. 31—39.

11. Журин А. А., Корнилаев С. В., Шалашова М. М. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2012.

12. История России. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / ред. Р. Ш. Ганелин. М., 2014.

13. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. М., 2012.

14. Кузнецова Л. М. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

15. Куракина Е. Б. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. М., 2015. С. 14—15.

16. Лебедев Е. Н. Огонь — его родитель. М., 1976. С.9.

17. Летопись жизни и творчества Ломоносова / ред. В. Л. Ченакал. М.; Л., 1961.

18. Лупанова Е. М. Образ М. В. Ломоносова в исторической памяти современной молодежи // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 163—183.

19. Лупанова Е. М. По следам отшумевших юбилеев. Развитие исторической памяти о М. В. Ломоносове // Россия. XXI. 2017. № 3. С. 68—85.

20. Магарил С. А. Смыслы патриотизма — исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 142—151.

21. Малышкина В. Занимательная химия. СПб., 1998. С. 84.

22. Меркин Г. С. Литература 7 класс Ч. 1. М., 2015. С. 58—59.

23. Меркин Г. С. Литература. 5 класс. Ч. 1. М., 2016. С.74—75;

24. Неживая природа. Экспериментальное учебное пособие по природоведения. IV класс / ред. Н. А. Рыкова. М., 1975. С.32.

25. Нечипоренко Ю. Д. Помощник царям. Жизнь и творения Михаила Ломоносова. М., 2011.

26. Нечкина М. В., Лейбенгруб П. С. История СССР. Учебник для 7 класса. М., 1984.

27. Никифоров Ю. А., Глухарев Н. Н. Преподавание отечественной истории в контексте проблемы фальсификации истории как антироссийской стратегии в современном мире. М., 2015.

28. Огоновская И. С. Школьный учебник отечественной истории. Учебные издания как исторический источник // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2011. Т. 12. С. 264—286.

29. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика. Учебник для 6—7 классов. М., 1979. С. 12.

30. Рудзетис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М., 2016.

31. Русская литература. Учебник для восьмого класса средней школы / ред. Н. И. Громов. М., 1977.

32. Соколов А. Б. «Патриотический нарратив»: школьные учебники истории в США (вторая половина 40-х — первая половина 60-х гг. ХХ века) // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 64—74.

33. Федорова Н. Г. Историческое сознание, историческая память и учебники истории: взаимосвязь и взаимовлияние (к вопросу о формировании социальной идентичности средствами школьного обучения) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 40—46.

34. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

35. Филиппов А. В. Школьная история и общественное мнение в постсоветских странах // История и историческая память. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. Саратов, 2015. С. 44—62.

36. Филиппов А. В. Школьная история и общественное мнение в постсоветских странах // История и историческая память. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. Саратов, 2015. С. 44—62.

37. Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2017.

38. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7—8 классов. М., 1986.

39. Шахмаев Н. М., Дик Ю. И. и др. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2007.

40. Штелин Я. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова (академическая биография). 1784 г. // Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов. СПб., 2011. С. 390—403.

41. FitzGerald F. American Revised: History School Books in the Twentieth Century. N. Y., 1979.

42. Moreau W. The Schoolbook Nation. Conflicts over American History Textbooks from the Civil War to the Present. Ann Arbor, 2004.

43. Prutsch M. J. European Historical Memory: Policies, Challenges and Perspectives. Brussels, 2015.

44. The Nation, Europe and the World. Textbook and Curricula in Transition. N. Y., 2005.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести