Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа?
Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа?
Аннотация
Код статьи
S207987840008052-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградов Андрей Юрьевич 
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Желтов Михаил Сергеевич
Аффилиация:
Московская духовная академия
Сретенская духовная семинария
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье дается попытка раскрыть правовую подоплеку экстраординарных действий, связанных с Феодором, претендентом на митрополичий престол Владимира-на-Клязьме, в конце своей истории получившим уничижительное прозвище Феодорец. Грек, извергнутый в прошлом из пресвитерского (по всей вероятности) сана, он то ли добился статуса нареченного епископа Суздаля, то ли даже получил епископское поставление от Клима Смолятича. Однако, несмотря на все попытки Андрея Боголюбского утвердить его в качестве митрополита Владимирского, Киевский митрополит-грек Константин II и Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отказывали Феодору в легитимности, ставя ему в вину в том числе участие в спорах против новых норм поста, которые вводились представителями реформированного византийского монашества той эпохи. Отчаявшись создать во Владимире митрополию, князь решил отправить Феодора в Киев за епископской хиротонией от митрополита Константина II, однако в ответ Феодор не только отказался выполнить волю князя, но и закрыл все храмы Владимира, демонстрируя свою власть. В конце концов, Андрей передал Феодора на суд митрополита, который применил к тому — очевидно, как к подданному византийского императора, — нормы византийского гражданского права, включая обвинение в ереси, что привело к жестокой казни неудачливого претендента и символическому преданию его тела на растерзание псам.

Ключевые слова
Древняя Русь, Русская Церковь, византийское гражданское право, православное церковное право, Киевские митрополиты, Константинопольский Патриархат, посты, наказание, Андрей Боголюбский
Классификатор
Получено
17.10.2019
Дата публикации
15.12.2019
Кол-во символов
58674
Всего подписок
87
Всего просмотров
3102
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Troianos S. Die Strafen im byzantinischen Recht. Eine Übersicht // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1992. Bd. 42. S. 55—74.

2. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. 2014. № 3:1. С. 43—71.

3. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х гг. об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. 2018. № 3 (73). С. 118—139.

4. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. Правовые акты Русской митрополии при Константине Ι (1156—1159 гг.) // У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М., 2018. С. 35—56.

5. Виноградов А. Ю., Желтов М. С., свящ. Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис Русской митрополии в 1156—1169 гг. // ЭНОЖ «История». 2019 (в печати).

6. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в. // Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 29—50.

7. Гиппиус А. А. Клевета на епископа Луку: Эпиграфические свидетельства летописного эпизода? // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2016. Т. LXVI. С. 806—817.

8. Еремин И. П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук СССР 1925 г. Л., 1926. Т. 30. С. 323—352.

9. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского, I: Кирилла мниха притча о человѣчстѣй души и о телеси... // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1956. Т. 12. С. 340—361.

10. Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009.

11. Макарiй (Булгаковъ), митр. Исторiя Русской Церкви. СПб., 1870. Т. III.

12. Мильков В. В. Новгородский святитель Лука: характер деятельности и идейные аспекты творчества // Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010. С. 209—211.

13. Назаренко А. В. Несостоявшаяся митрополия (об одном из церковно-политических проектов Андрея Боголюбского) // «Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная научная конференция (Владимир, 5—6 июля 2011 г.). Владимир, 2013. С. 13—36.

14. Назаренко А. В. Кое-что о двух русских митрополитах XI в. — Ефреме Киевском и Ефреме Переяславском // Древняя Русь. 2019. № 1 (75). С. 87—90.

15. Парникоза И. Ю. Киевские острова и прибрежные урочища на Днепре — взгляд сквозь века. К., 2013—2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/Islands/History/AncientRus/Obolon-et-al-Rus.html.

16. Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.). СПб., 1996. С. 457—458.

17. Соколовъ П. [П.] Русскiй архiерей изъ Византiи и право его назначенiя до начала XV вѣка. К., 1913.

18. Степаненко В. П. «Города на Дунае» в контексте русско-византийских отношений X—XII в. // Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада (Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 20—21 октября 2008 года). М., 2008. С. 129—133.

19. Толочко А. П. Клим Смолятич после низвержения из митрополии // Хорошие дни: Памяти А. С. Хорошева. Вел. Новгород; СПб.; М., 2009. С. 548—549.

20. Успенский Б. А. Митрополит Климент Смолятич и его послания // Slověne — Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2017. Т. 6. № 1. С. 171—218.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести