Школьная география Франции «долгого XII века». За пределами Парижа: Лан, Турне и Сент-Омер
Школьная география Франции «долгого XII века». За пределами Парижа: Лан, Турне и Сент-Омер
Аннотация
Код статьи
S207987840007925-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мастяева Ирина Николаевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Магистры и школяры во Франции XII в. — казалось бы, хрестоматийный для медиевистики сюжет. Действительно, научное изучение школьного мира «долгого XII века» имеет более чем столетнюю историю и может похвастаться такими громкими именами как Ж. Ле Гофф, Р. В. Сазерн, Ж. Верже и так далее. Однако, как правило, исследователей привлекало изучение мировоззрения знаменитых средневековых магистров. Менее успешные средневековые школы чаще всего оставались вне области интересов медиевистов, несмотря на то, что уже сам факт доказательства их существования позволил бы создать более полное представление о школьном мире Франции XII в. В данной статье, призванной заполнить этот пробел, предлагается методика проведения исследования по изучению средневековых школ, с учетом степени документированности их существования в источниках. С этой целью анализируются примеры разных по степени известности школ: популярная школа представлена школой Ансельма Ланского, в качестве небольшого педагогического центра была выбрана школа Одона из Турне, а случай малоизвестной школы был проанализирован на основе школы при церкви свв. Юлия и Виктора в Сент-Омере. Предваряет основной раздел анализ историографических и источниковедческих проблем, возникающих при изучении школ XII в. С точки зрения историографии, наибольшую сложность представляет отсутствие рефлексии относительно понятия «школа» даже в специальных исследованиях. С источниковедческой же точки зрения, трудности вызывает отсутствие в источниках специальной «школьной» терминологии, неизбежное в виду отсутствия у школ институциональной автономии вплоть до возникновения университета. Изучение же школ именно XII в. требует от историка обратить внимание на такую важную особенность этого периода как персонализация образования в XII в. На практике это изменение означает, что в источниках исследователи находят упоминания не о школах, а о конкретных магистрах. В основной части статьи демонстрируется как благодаря учету вышеуказанных историографических и источниковедческих особенностей изучения средневековой школы становится возможным нанесение на географическую карту Франции XII в. не только школ знаменитых магистров, но и небольших педагогических центров.

Ключевые слова
история образования, школа, магистр, Ансельм Ланский, Одон из Турне
Источник финансирования
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта «Самоорганизующиеся структуры средневекового города: генезис, классификация, механизмы функционирования» (грант № 16-18-10393).
Классификатор
Получено
11.08.2019
Дата публикации
15.12.2019
Кол-во символов
50925
Всего подписок
90
Всего просмотров
2165
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Бахтин Вс. Школьная жизнь Парижа XII в. // Средневековый быт / под ред. О. А. Добиаш-Рождественской, А. И. Хоментовской, Г. П. Федотова. Л., 1925.

2. Мастяева И. Н. Школы «долгого XII в.»: на пути к самоорганизации // Городские сообщества Западной Европы в Средние века. М., 2018. C. 249—276.

3. Ренч Т. Культура quaestio: к вопросу об истории литературных форм средневековой философии / пер. с нем. Р. Ю. Кузьмина, А. В. Лызлова // Культура интерпретации до начала Нового времени / под ред. О. С. Воскобойникова, Ю. В. Ивановой. М., 2009. С. 181—208.

4. Delhaye Ph. L’organisation scolaire au XIIe siècle // Traditio. 1947. T. 5. P. 211—268.

5. Dufour-Malbezin A. Actes des évêques de Laon des origines à 1151. Paris, 2001.

6. Flint V. I. J. The ‘School of Laon’: A Reconsideration // Recherches de théologie ancienne et médiévale (RTAM). 1976. No 43. P. 89—110.

7. Giraud C. La naissance des intellectuels au XIIe siècle // Annuaire-Bulletin de la Société de l’histoire de France. 2010. P. 23—37.

8. Giraud C. Per verba magistri. Anselme de Laon et son école au XIIe siècle. Turnhout, 2010.

9. Giraud C. Spiritualité et histoire des textes entre Moyen Âge et époque moderne. Genèse et fortune d’un corpus pseudépigraphe de méditations. Paris, 2016.

10. Gorissen P. Sigeberti Gemblacensis Chronographiae Auctuarium Affligemense, Bruxelles, 1952 .

11. Gross-Diaz T. The Psalms Commentary of Gilbert of Poitiers. From Lectio Divina to the Lecture Room, Leiden, 1996.

12. Huygens R. B. C. La tradition manuscrite de Guibert de Nogent. Steenbrugis, 1991.

13. Jaeger S. Pessimism in the Twelfth-Century “Renaissance” // Speculum. 2003. Vol. 78. No. 4. P. 1151—1183.

14. Jeauneau É. L’école de Chartres: mythe ou réalité? // L’âge d’or des écoles de Chartres. Chartres, 1995. P. 15—24.

15. Le Goff J. Les Intellectuels au Moyen Âge. Paris, 1957.

16. Lesne É. Les écoles de la fin du VIIIe siècle a la fin du XIIe // Idem. Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Vol. 5. Lille, 1940.

17. Merlet L. Lettres d’Ives de Chartres et d’autres personnages de son temps. 1087—1130 // Bibliothèque de l’École des Chartes. 1855. No. 16 . P. 443—488.

18. Michiels G. Odon // Dictionnaire de Spiritualité. Vol. XI. 1989. Col. 614—616.

19. Paré G., Brunet A., Tremblay P. La Renaissance du XIIe siècle: les écoles et l’enseignement. Paris-Ottawa, 1933.

20. Pycke J. Hériman de Tournai // Dictionnaire d’Histoire et de Géographie ecclésiastique. V. 25, 1990. Cols. 1453—1458.

21. Renardy C. Le monde des maîtres universitaires du diocèse de Liège (1140—1350). Paris, 1979.

22. Riché P. Les écoles et l’enseignement dans l’Occident chrétien de la fin du Ve siècle au milieu du XIe siècle. Paris, 1979.

23. Robert G. Les écoles et l’enseignement de la théologie pendant la première moitié du XIIe siècle. Paris, 1909.

24. Southern R. W. Scholastic Humanism and the Unification of Europe. Oxford; Maiden, Mass., 1995—2001. 2 vols.

25. Verger J. Culture, enseignement et société en Occident aux XIIe et XIIIe siècles. Rennes, 1999.

26. Verger J. Les historiens français et l’histoire de l’éducation au Moyen Âge: onze ans après // Histoire de l’éducation. 1991. № 50. P. 5—16.

27. Verger J. Saint-Victor et l’université // L’école de Saint-Victor de Paris: Influence et rayonnement du Moyen Âge à l’Epoque moderne / Éd. D. Poirel. Turnhout, 2010. P. 139—152.

28. Vocabulaire des écoles et des méthodes d’enseignement au Moyen Âge. Actes du colloque Rome 21—22 octobre 1989 / éd. par O. Weijers. Turnhout, 1992.

29. Ziolkowski J. M. Cultures of Authority in the Long Twelfth Century // The Journal of English and Germanic Philology. 2009. Vol. 108. No. 4. P. 421—448.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести