Преподавание истории в советской школе конца 1930-х — начала 1940-х гг. и подготовка к войне
Преподавание истории в советской школе конца 1930-х — начала 1940-х гг. и подготовка к войне
Аннотация
Код статьи
S207987840002530-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Волкова Ирина Владимировна 
Должность: Профессор
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена постановке преподавания истории в советской школе предвоенного периода. Анализ разнообразных источников, в том числе программ, методических рекомендаций, конспектов, планов и стенограмм уроков, позволяет сделать вывод о концентрации всего учебного материала вокруг трех проблемно-тематических блоков: во-первых, социальной неволи в ее разнообразных исторических формах, во-вторых, национального угнетения малых народов в имперских общностях, и в-третьих, борьбы народов разных стран и, в особенности России, за независимость и свободу. Эмоциональная проработка этого материала, часто с элементами театрализации, помогала на уровне эмоционально-телесных реакций привить школьникам нетерпимость к любым попыткам ущемления достоинства людей как по социальным, так и по национальным признакам, и во многом предопределяла отторжение идеологии нацизма и его политики на захваченных территориях.
Ключевые слова
социальная неволя, угнетение малых народов, борьба за независимость и свободу
Источник финансирования
Статья подготовлена в ходе проведения исследования (проект № 17-01-0023) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2017—2018 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Классификатор
Получено
15.01.2019
Дата публикации
17.01.2019
Кол-во символов
35655
Всего подписок
16
Всего просмотров
2893
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год

Библиография

1. Алабердина Г. И. Организационно-методические особенности развития отечественного школьного исторического образования в ХХ — начале ХXI вв. // Cибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 251—260.

2. Бущик Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М, 1961.

3. Гордина Е. Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны. // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический журнал. 2010. № 3. С. 9—13.

4. Дубровский А. М. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки. // Открытый текст [Электронный ресурс]. http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991

5. Историю — в школу: создание первых советских учебников / под ред. С. Кудряшова. М., 2008.

6. Cомов В. А. Cомова Д. В. Советская политика в области воспитания подрастающего поколения. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. С. 121—127.

7. Cомов В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг. // Люди и тексты. Исторический альманах. 2014. № 6. С. 257—270.

8. Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2010.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести