Между ремеслом и философией: музыка глазами средневекового интеллектуала
Между ремеслом и философией: музыка глазами средневекового интеллектуала
Аннотация
Код статьи
S207987840002517-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кульпина Александра Викторовна 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Предметом исследования являются знания и умения, которые ассоциировались у средневекового западноевропейского эрудита со словом «музыка». В качестве основного источника рассмотрены итальянские деривационные словари XI—XIII вв.: «Учебник первоначал науки» Папия Ломбардского, «Деривации» Угуччо Пизанского, «Книга дериваций» Гвалтьеро д’Асколи, «Католикон» Иоанна Генуэзского. Все они активно использовались школярами и их преподавателями вплоть до эпохи Возрождения в качестве элементарного энциклопедического справочника. В статье рассмотрены толкования слова «музыка» в словарях, выявлены и проанализированы представления о музыканте как ремесленнике и как о философе и показана связь этих представлений с интеллектуальным контекстом эпохи.
Ключевые слова
деривация, словарь, лексикография, музыка, философия, свободные искусства, Папий Ломбарский, Угуччо Пизанский, Иоанн Генуэзский
Классификатор
Получено
10.09.2018
Дата публикации
30.11.2018
Кол-во символов
20952
Всего подписок
16
Всего просмотров
5320
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год

Библиография

1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.

2. Двоскина Е. М. Августин и его трактат // Аврелий Августин. Шесть книг о музыке / пер., комм., иссл. Е. М. Двоскиной. М., 2017. С. 255—282.

3. Гайденко В. П., Смирнов В. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М., 1989.

4. Исторический атлас средневековой музыки / под. ред. В. Минацци, Ч. Руини. М., 2016.

5. Кульпина А. В. Деривационные словари и латинская ученость в Италии XI—XIII веков // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем / отв. ред. В. В. Петров. 2018. № 4. С. 269—286.

6. Лебедев С. Н. Философские предпосылки трактата Иоанна де Грокейо «О музыке» // Израиль XXI: Музыкальный журнал [Электронный ресурс]. http://21israel-music.net/Grocheio.htm (Дата обращения 30.01.2017).

7. Минацци В. Колокольный звон в пространстве Средневековья // Исторический атлас средневековой музыки / под. ред. В. Минацци, Ч. Руини. М., 2016. С. 214—217.

8. Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Л., 1927.

9. Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных. М., 2009.

10. Grout D. J. A History of Western Music. NY, 1973.

11. Hicks A. Composing the World: Harmony in Medieval Platonic Cosmos. NY, 2017.

12. Hope R. C. Medieval Music: A Historical Sketch. London, 1899.

13. Huglo M. Chant grégorien et musique médiévale. Aldershot, 2005.

14. Idem. Les tonaires: inventaires, analyse, comparaison. Paris, 1971.

15. Nuchelmans G. Philologia e son mariage avec Mercure jusqu’à la fin de XIIe siècle // Latomus. T. 16. 1957. P. 84—107.

16. Raum und Raumvorstellung im Mittelalter / hg. J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin, 1988.

17. Yudkin J. Music in Medieval Europe. Englewood Cliffs, N. J.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести