Аннотация
Статья является попыткой ответа на вопрос, почему средневековые алхимики с XV в. начинают активно использовать символические ряды христианства и гербы в иконографии своих трактатов. Визуальная аналогия между Воскресением Христа и философским камнем, сравнение Распятия Спасителя с гербом Священной Римской империи стали значимыми деталями аллегорических изображений известнейшего алхимического трактата XV в. – «Книги святой Троицы». Многие исследователи связывают такие изменения в алхимической иконографии с выходом постановления папы римского Иоанна XXII против алхимиков в 1317 г. Вводная часть этой экстраваганты – добавления Иоанна XXII к официальному декретальному своду. Согласно экстраваганте, за добычу фальшивого золота при помощи философского камня алхимики могли подвергаться наказанию. Возможно, именно это постановление и стало стимулом для возникновения своеобразной «перестраховки», иконографического и текстового смешения алхимических и христианских парадигм. Использование же имперской геральдики могло быть обусловлено необходимостью прославления правителя. Для иконографического выражения этой идеи автор – брат Ульманн, немец и францисканский монах – изображает Иисуса буквально «вырастающим» из герба Священной Римской империи. Иконография, сопрягающая герб и изображение Христа, впервые появилась именно в данном алхимическом трактате, вдохновив затем граверов листовок и гербовников. Также в трактате встречаются другие символы власти: дикая женщина, поддерживающая герб и нашлемник неизвестного рода, герб Троицы, короны. На одной иллюстрации Дева Мария, окруженная мандорлой, молится на полумесяце у распятого на кресте-fleur de lys Иисуса. Алхимик называет этот геральдический цветок «лилией семи добродетелей»: его лепестки соотносились с семью металлами, планетами и ранами Христа. «Расцветающий» крест мог означать близость Воскресения Иисуса, а в алхимическом смысле – преображение «умерших» металлов в необходимые для завершения варки философского камня компоненты. Очевидно, что перемещение гербов в алхимический регистр помогло автору прочно связать сразу три контекста: религиозный, политический-правовой и алхимический. Таким образом, автор не только снимал с себя подозрения в ереси, но и легитимировал алхимию, представил ее как серьезную науку, напрямую связанную с государственной политикой и религией.
Ключевые слова
Средние века, Германия, алхимия, фальшивомонетчики, геральдика, иконография
Комментарии
Сообщения не найдены