Королевское искусство: гербы как религиозные и политические аллегории в алхимическом трактате «Книга св. Троицы»
Королевское искусство: гербы как религиозные и политические аллегории в алхимическом трактате «Книга св. Троицы»
Аннотация
Код статьи
S207987840001909-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зотов Сергей Олегович 
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья является попыткой ответа на вопрос, почему средневековые алхимики с XV в. начинают активно использовать символические ряды христианства и гербы в иконографии своих трактатов. Визуальная аналогия между Воскресением Христа и философским камнем, сравнение Распятия Спасителя с гербом Священной Римской империи стали значимыми деталями аллегорических изображений известнейшего алхимического трактата XV в. – «Книги святой Троицы». Многие исследователи связывают такие изменения в алхимической иконографии с выходом постановления папы римского Иоанна XXII против алхимиков в 1317 г. Вводная часть этой экстраваганты – добавления Иоанна XXII к официальному декретальному своду. Согласно экстраваганте, за добычу фальшивого золота при помощи философского камня алхимики могли подвергаться наказанию. Возможно, именно это постановление и стало стимулом для возникновения своеобразной «перестраховки», иконографического и текстового смешения алхимических и христианских парадигм. Использование же имперской геральдики могло быть обусловлено необходимостью прославления правителя. Для иконографического выражения этой идеи автор – брат Ульманн, немец и францисканский монах – изображает Иисуса буквально «вырастающим» из герба Священной Римской империи. Иконография, сопрягающая герб и изображение Христа, впервые появилась именно в данном алхимическом трактате, вдохновив затем граверов листовок и гербовников. Также в трактате встречаются другие символы власти: дикая женщина, поддерживающая герб и нашлемник неизвестного рода, герб Троицы, короны. На одной иллюстрации Дева Мария, окруженная мандорлой, молится на полумесяце у распятого на кресте-fleur de lys Иисуса. Алхимик называет этот геральдический цветок «лилией семи добродетелей»: его лепестки соотносились с семью металлами, планетами и ранами Христа. «Расцветающий» крест мог означать близость Воскресения Иисуса, а в алхимическом смысле – преображение «умерших» металлов в необходимые для завершения варки философского камня компоненты. Очевидно, что перемещение гербов в алхимический регистр помогло автору прочно связать сразу три контекста: религиозный, политический-правовой и алхимический. Таким образом, автор не только снимал с себя подозрения в ереси, но и легитимировал алхимию, представил ее как серьезную науку, напрямую связанную с государственной политикой и религией.
Ключевые слова
Средние века, Германия, алхимия, фальшивомонетчики, геральдика, иконография
Классификатор
Получено
17.05.2017
Дата публикации
16.07.2017
Кол-во символов
21438
Всего подписок
27
Всего просмотров
7553
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2017 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Блинова О. В. Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха. URL: >>>
  2. Berns J. J. Aquila Biceps: die mnemotechnische Belastbarkeit des Reichsadlers und das Problem der Schemaüberblendung // Seelenmaschinen: Gattungstraditionen, Funktionen und Leistungsgrenzen der Mnemotechniken vom späten Mittelalter bis zum Beginn der Moderne Wien, 2000.
  3. Birkhan H. Die alchemistische Lehrdichtung des Gratheus filius philosophi in Cod. Vind. 2372: Zugleich ein Beitrag zur okkulten Wissenschaft im Spatmittelalter. Bd. 1. Wien, 1992.
  4. Crisciani C. The Relationship between Alchemy and Prophecy (12th – 14th сenturies) // Early Science and Medicine. 2008. Vol. 13. № 1.
  5. Garnier F. Le langage de l’image au Moyen Age. Vol. II: Grammaire des gestes. P., 1996.
  6. Husband T. The Wild Man: Medieval Myth and Symbolism. N. Y., 1980.
  7. Junker U. Das ‘Buch der Heiligen Dreifaltigkeit’ in seiner zweiten, alchemistischen Fassung (Kadolzburg 1433). Feuchtwangen, 1986.
  8. Newman B. Contemplating the trinity: Text, image, and the origins of the rothschild canticles // Gesta. 2013. Vol. 52. № 2.
  9. Nummedal T. Alchemy and Authority in the Holy Roman Empire. Chicago; L., 2007.
  10. Putscher M. Das ‘Buch der Heiligen Dreifaltigkeit’ und seine Bilder in Handschriften des 15. Jahrhunderts // Die Alchemie in der europäischen Kultur- und Wissenschaftsgeschichte. Wolfenbütteler Forschungen. Bd. 32. Wiesbaden, 1986.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести