Название публикации (др.)
Die Gutenberg-Bibel in RSL (ehem. Leipzig. DBSM) als Denkmal des 15. Jhs. und der Moderne
Код статьи
S207987840001882-9-1
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Экземпляр знаменитой 42-строчной Библии Иоганна Гутенберга (В42), поступивший в РГБ в 1946 г. (ранее Лейпциг. Deutsche Buch- und Schriftmuseum), лишь относительно недавно стал доступен исследователям. Данное сообщение содержит предварительные выводы, готовится кодикологическое описание. Два пергаменных тома (324 и 317 л.) in-folio были обрезаны под современный переплет конца XIX в. В т. 1 отсутствует л. 5/5 об., вместо него вставлено факсимиле-имитация, выполненная при реставрации ок. 1878 г. парижским художником Адамом Пилински. В т. 2 в тетради 9 л. 82 и 89 на фальцах; вырезаны 2 последних чистых листа (л. 318 — 319 об.), утрат текста нет. Контрольные чтения по С. де Риччи соответствуют первому набору, за исключением т. 1., л. 12 и т. 2., л. 162, относящихся ко второму набору. Однако в т. 1 из листов с 40 строками имеются только л. 1 — 4 об. (при этом л. 1, 2 и 4 на фальцах!) и л. 129 — 132; в имитации А. Пилински на л. 5 — 40 строк, на л. 5 об. — 41 строка. Впечатанные вторым прогоном красные рубрики имеются только на л. 1, 4, 129/129 об. В т. 1 л. 291—293 об. (Иов, Пс) и 298—300 (Пс) (правильный порядок — л. 292, 293, 291 и 300, 298, 299) и в т. 2 тетради 27 и 28 переставлены местами при переплетении. Поле текста на л. 1/1 об. т. 1 вырезано и вклеено в лист из другой книги с орнаментальным бордюром предположительно в стиле «gold scrolls» (Брюгге, середина XV в.), в котором выполнена иллюминация XV в.
Иллюминация XV в. в обоих томах довольно среднего уровня. В т. 1 к XV в. относятся рубрики, колонтитулы, большая часть разлиновки, пятнышки твореным золотом на некоторых заглавных буквах в тексте, почти все инициалы и 118 миниатюр на нижнем поле под столбцами текста (минимум 2—4 руки разного уровня исполнения). В т. 2 — то же самое, плюс почти все инициалы, 20 (21?) миниатюра и орнаментальный бордюр в упомянутом стиле на л. 1. Всего миниатюр XV в. 138 (139?). Имеются репрезентанты (lettre d'attente) XV в. для номеров глав и малых инициалов начиная с 4-ой тетради т. 1 и во всем т. 2.
Читательские маргиналии только простым карандашом XIX в.: очень редкие скобки и крестики для выделения текста.
В обоих томах только одна серия неразношенных надрезов/пропилов для переплета, блоки в отличном состоянии, однако, судя по минимум 5 сериям фолиации и 5 сериям сигнатур, экземпляр расшивался и сшивался несколько раз. Самая ранняя, обрезанная, серия фолиации — предположительно XV в. (т. 1, л. 231 «23[.]»). Остальные серии нанесены графитным карандашом руками XVIII—XIX вв., определить их порядок затруднительно. Одна из них показывает, что т. 1 какое-то время существовал в виде 2 отдельных томов: на л. 159—189 идут номера с 2 по 32. В т. 1 на л. 21 стоит номер «17», на л. 25 — «2[.]», на л. 27 — «[.?]2[.]», л. 28 — «23», л. 30 — «26»; утрат текста нет. В тетради 28 т. 1 на л. 272—280 идут номера 265—273, то есть в томе было на 7 листов меньше, чем сейчас.
Последовательность серий сигнатур (полистные на первую половину тетради и потетрадные) нуждается в дополнительном исследовании. Последней, вероятно, появилась серия на французском языке с указанием номеров тома, тетради и листа и иногда с пояснениями, предположительно сделанная в мастерской А. Пилински.
В сериях сигнатур в т. 1 имеются ошибки в счете тетрадей в местах, где появляются другие серии фолиации.
Судя по всему, предыдущими владельцами была вырезана с захватом 1—2 строк текста и продана часть миниатюр и полубордюров XV в. (ср. Й. Шиннерер, П. Швенке). Последующими владельцами была проведена реставрация: 1) на место вырезок вклеены вставки из пергамена, частично дописан утраченный текст, наведена разлиновка; 2) дополнили из другого пергаменного экземпляра В42 л. 1 с 40 строками, «вставив» его в орнаментальную рамку, и, возможно, вставили хранившиеся отдельно еще 6 листов тетради 1, недостающие, судя по предыдущей серии фолиации; 3) также, возможно, был сделан новый, более «средневековый», переплет с использованием крышек от какой-то книги с цепью, поскольку в экземпляре нет маргиналий, характерных для книг из публичных библиотек (он был заменен на современный Г. Клеммом). В таком виде экземпляр «вышел» на рынок антиквариата в 1878 г. и был введен в научный оборот. А. Пилински, судя по всему, изготовил факсимиле отсутствующего пятого листа, возможно, выполнил единичные вклейки на месте вырезок, дополнил строки и разлиновку, заклеил дыры и разрывы. В нескольких местах в мастерской А. Пилински, вероятно, дорисовали орнаментальные бордюры, стилизуя их в общих чертах под иллюминацию XV в. (ср. бордюры и филиграни в реставрированном им экземпляре В42 в Pierpont Morgan Library в Нью-Йорке). В сигнатурах «его» серии встречаются разные формы записи, обозначения листов (f и p) в пределах одной тетради (невнимательность?).
Помимо этого, в т. 2 л. 312 имеются инициалы(?) и дата «С В. 1890», соотнести их с упомянутыми сериями сигнатур затруднительно.
Предположительно самая поздняя серия сигнатур — из счета строк на 40-строчных листах, частью ошибочная.
В период между 1878 и 1884 (ок. 1880?) гг. в экземпляр по заказу Г. Клемма была врисована серия из 144 новых миниатюр (94 в т. 1 и 50 в т. 2; с учетом миниатюр XV в. в экземпляре 282 миниатюры) и подавляющее большинство орнаментальных полубордюров с упрощенной стилизацией под “gold scrolls”. Они, как правило, «маскируют» вклейки пергамена. Миниатюры выполнены в нарочито упрощенной манере несколькими художниками, встречаются анахронизмы в одежде и предметах, что в некоторых местах заставляет предположить аллюзии к истории XIX в.
Вопрос о подлинности даты «1453» на л. 324 об., т. 1, благодаря которой этот экземпляр считается самым ранним в мире датированным экземпляром В42, может быть решен только после выяснения непростой истории реставрации XIX в. Дата имеет зафиксированные Cappelli для XV в. начертания арабских цифр («4» — «петелькой», «5» — как «7»). Она может быть вписана рукой/-ами XV в., проставлявшей репрезентанты для номеров глав и малых инициалов, однако идентичных начертаний цифры «5» (везде как «Ч», а не как «7») и «1» в них найти не удалось.
Аннотация (др.)
Das Exemplar der B42 in der Russian State Library in Moskau ist schon eine Weile für die Forscher zugänglich (T. Dolgodrova), die Arbeitszeit mit ihm ist aber begrenzt und dieser Bericht bietet nur die vorläufigen Ergebnisse an. Zwei Pergament-Bände (324 Bl. und 317 Bl.) wurden beim Einbinden merklich beschnitten. Statt des fehlenden Bl. 5rv steht eine Faksimile von Adam Pilinski (1810—1887). Im Bd. 2 fehlen die leeren Bll. 318r—319v; die Bll. 82 und 89 sind Einzelblätter. Der erste Druck nach S. de Ricci, ausser Bd. 1. Bl. 12 und Bd. 2. Bl. 162 (zweiter Druck). 40 Zeilen haben nur die Bll. 1r—4v (Bll. 1, 2 und 4 sind Einzelblätter!) und Bl. 129—132r; in der Faksimile von A. Pilinski — 40 (5r) und 41 (5v) Zeilen. Die gedruckten roten Rubriken findet man nur auf die Bll. 1r, 4r, 129rv. Die Bll. 291—293 (Iob, Ps) und 298-300 (Ps) des Bd. 1 (richtig 292, 293, 291 und 300, 298, 299), sowie die Lagen 27 und 28 des 2. Bd. wurden beim Einbinden verwechselt (s. Dolgodrova. 1996. S. 137; 2014. S. 55). Der Satzspiegel auf Bl. 1rv des 1. Bd. wurde beschnitten (die Liniierung von anderer Farbe!) und auf ein Blatt mit der Vollbordüre im Stil von “gold scrolls”(?) aus einem anderen Buch eingeklebt.
Die Illumination des 15. Jhs. ist von relativ mittleren Niveau. Im Bd. 1: die Rubriken, Kolumnentitel, die Linierung, kleine “Flecken” mit Muschelgold auf einigen Grossbuchstaben, der grösste Teil der Initialen (kleine roten und blauen Initialen — nur im Ps; die anderen sind Feldinitialen (champie): goldene auf 2—4 Zeile, ornamentale mit goldenem Feld auf 6 Zeilen, mit Bordürenstab und Teilbordüre oben und unten; alles im Stil von “gold scrolls” (?) (Brügge, Mitte des 15. Jhs.), aber vereinfacht; die einzige erhaltene Halbbordüre vom hohen Niveau befindet sich auf Bl. 291) und 118 Miniaturen am unteren Rand (mindestens 2—4 Maler). Im Bd. 2 — dasselbe, plus fast alle Initialen, 20 (21?) Miniaturen und eine Vollbordüre auf Bl. 1r. Insgesamt 138 (139?) Miniaturen des 15. Jhs. Es gibt die Representanten (lettres d'attente) für die Kapitel-Nummern (und die kleinen Initialen im Ps) von einer oder zwei Händen des 15. Jhs. in den Lagen 4—33 des 1. Bd. und im ganzen 2. Bd.
Es gibt nur die seltenen Marginalien eines Lesers des 19. Jhs. (Kreuzchen und Klammern).
Im Exemplar gibt es nur eine Serie der Einschnitte für den Einband (der Buchblock ist im sehr guten Zustand), aber ca. 5 Serien der Foliation und 5 Serien der Kustoden. Die 1. Serie der Foliation mit brauner Tinte von 15.? Jh. ist stark beschnitten (Bd. 1. Bl. 231 “23[.]”). Die Reihenfolge der anderen Serien mit Bleistift des 18.(?)—19. Jhs. ist schwer festzustellen. Die eine zeigt, dass Bd. 1 existierte eine Weile als zwei Bände — auf den Bl. 159—189 (die Lagen 17—20, Fragm.) stehen die Nummern 2—32. Die andere Serie weist darauf hin, dass früher im Bd. 1 sieben Blätter fehlen: auf den Bl. 272—280 stehen die Nummern 265—273 (vgl. die Einzelbll. 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, der Bl. 5 fehlt), ausserdem gehen auf dem Bl. 21 die Nummer “17”, 25 — “2[.]”, 27 — “[.?]2[.]”, 28 — “23”, 30 — “26” (keine Textverluste). Die moderne Foliation vermutlich von einer Hand der frühen Serien der Kustoden.
Die Serien von Kustoden sind noch zu untersuchen. Als die ältesten können vorläufig 3 Serien gelten: die eine mit Blattzahl der ersten Hälfte der Lage und zwei Serien mit den Nummern der Lagen. Später kann eine Serie auf Französisch mit den Nummern des Bandes, der Lage und des Blattes entstehen, sie kann in der Werkstatt von A. Pilinski gemacht werden. Die Zählung der Lagen im Bd. 1 hat Fehler in den Lagen mit den anderen Serien der Foliation.
Es sieht so aus, als ob die vorherigen Besitzer einen Teil der Miniaturen und der Halbbordüren des 15 Jh. mit 1—2 Zeilen des Textes ausgeschnitten und verkauft haben (vgl. J. Schinnerer, P. Schwenke). Die folgenden Besitzer haben eine Restaurierung durchgeführt: 1) statt der fehlenden Miniaturen die Pergament-Einlagen gemacht wurden, die Linierung und beschnittene Zeilen wurden erneuert / ergänzt; 2) der Bl. 1 mit dem Satzspiegel aus einem anderen Exemplar der B42 wurde “gefertigt”, und die separat existierenden 6 Blätter der Lage 1 des 1. Bd. könnten hinzugefügt werden (die Einzelbll. 2, 4, 6, 7, 9, 10); 3) für den neuen “mittelalterlichen” Einband konnten die Deckel eines anderen Buches mit den Resten der Kette benutzt werden. In dieser Ausstattung wurde das Exemplar 1878 auf den Antiquariatsmarkt gebracht und in der Literatur beschrieben. A. Pilinski im Jahre 1878 oder kurz zuvor muss ein Faksimile des Bl. 5rv und vermutlich einigen Pergament-Einlagen gefertigt haben, sowie die Restaurierung des Pergaments (?) (s. “seine” Serie von Signaturen im Bd. 1 Bl. 33, 71, 116, u.a., im Bd. 2 Bl. 134). In seiner Werkstatt muss auch einige Teilbordüre im Stil des 15. Jhs. eingefügt werden (3 (?) Hände; s. Bd. 1. Bl. 5v, 273; Bd. 2. Bl. 131rv, 140rv, sie unterscheiden sich von den Bordüren und Filigranen in dem zweiten von ihm restaurierten Pergament-Exemplar der B42 in New York. PML). Er verwechselte einige Male die Nummer der Lagen und variiert immer “f” und “p” für Blätter (Unachtsamkeit?).
Im 2. Bd. Bl. 312 gibt es ein Datum mit Bleistift “C B. 1890”.
Die letzte (?) Serie der Kustoden (die Zahl der Zeilen auf die Blätter mit den 40 Zeilen) hat Fehler.
In 1878—1884 (vor 1880?) im Auftrag von H. Klemm wurden im Exemplar eine Serie der Miniaturen (94 im Bd. 1, 50 im Bd. 2, insg. 144; mit den Miniaturen des 15. Jhs. — 282) und die überwiegende Mehrheit der Teilbordüren mit sehr vereinfachter Imitation des Stils “gold scrolls” eingefügt. Sie befinden sich am unteren Rand und “tarnen” gewöhnlich die Pergament-Einlagen, aber stehen auch auf die “unversehrten” Blätter. Sie unterscheiden sich stark vom Stil der Teilbordüren von Pilinski und wurden auch auf seinem Bl. 5rv angefügt. Diese Miniaturen wurden in absichtlich vereinfachter Art von einigen Maler ausgeführt, es kommen manchmal Anachronismen vor (modernen Hosen und Schuhe — z. B. Bd. 1. Bl. 35v, 37r, 44r, 64r, 70r, Militärkleid — Bd. 1. Bl. 70r, „osteuropäischen“ Hemde, Hosen und Stiefel — Bd. 1. Bl. 107r, 116r u.a.), die die Allusionen zur Geschichte des 19. Jhs. vermuten lassen.
Die Autenzität des Datums (arabisch) “1453” auf Bl. 324v des 1. Bd. (P. Schwenke) kann nur nach der Untersuchung der Restaurierungsgeschichte im 19. Jh. bestätigt werden. Seine Formen “4” als Schleife und “5” als “7” werden bei Cappelli für das 15. Jh. angegeben. Das Datum kann einer Hand (zwei Händen?) des 15. Jhs. gehören, die mit den Representanten die Lagen 4—33 des 1. Bd. und den ganzen 2. Bd. versehen hat (ich habe aber unter ihnen keine identischen Formen des “1” (wie “9“) und des “5” gefunden (“5” immer wie “Ч”)).
Eine kodikologische Beschreibung des Exemplars ist in Vorbereitung. Die Liste der Miniaturen des 15. und des 19. Jhs. s. nach dem Artikel.
Ключевые слова
Библия Гутенберга (В42), РГБ, Pierpont Morgan Library, Иоганн Гутенберг, Г. Клемм, А. Пилински, факсимиле, иллюминация, миниатюра, пергамен, 1453 г., репрезентант, сигнатура
Классификатор
Источниковедение
Дата публикации
14.06.2017
Комментарии
Сообщения не найдены