Аннотация
Скандинавские письменные памятники представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги — родовые, королевские, о епископах, о древних временах, норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы. За исключением рунических надписей (по преимуществу шведских) и отчасти саг о древних временах, эти сочинения принадлежат к исландско-норвежскому, или западно-скандинавскому кругу. Древнерусский материал скандинавских источников распределяется хронологически весьма неравномерно. Основная его часть соотносится с раннефеодальным периодом русской истории (с X по XII вв.), точнее, с временем княжения Владимира Святославича (978—1015) — конунга Вальдамара исландских саг — и Ярослава Мудрого (1016—1054) — конунга Ярицлейва. К более раннему времени относятся сведения саг, скальдических стихов и рунических надписей о походах дружин скандинавских викингов по «Восточному пути» в Восточную Прибалтику и на север в Беломорье. Небольшое количество известий приходится на период феодальной раздробленности, на конец XI — вторую половину XIII вв. Большей частью это — включенные в генеалогии датских конунгов сведения о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI — первой половине XII вв. и некоторые данные о времени правления великого князя Александра Невского (1250—1263 гг.).
Древнескандинавские источники содержат уникальную информацию о пребывании на Руси четырех норвежских конунгов: Олава Трюггвасона в 977—986 гг., Олава Харальдссона в 1029 г., Магнуса Олавссона с 1029 по 1035 гг. и Харальда Сигурдарсона в начале 1030-х и в начале 1040-х гг. Уникальность ее определяется тем, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов. Жизнь норвежских конунгов на Руси описывается в сагах предельно лаконично, одной-двумя общими фразами. Совершенно очевиден недостаток конкретной информации, равно как и тенденция авторов саг на преувеличение роли знатного скандинава на Руси. И все же факт их присутствия на Руси, вопреки молчанию русских источников, очевиден. Основанием для такого утверждения служат скупые по содержанию, но несущие достоверную фактическую информацию стихи скальдов.
В значительной мере уникальны сведения королевских саг о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI — первой половине XII вв. Ни один из русско-скандинавских браков не упоминается в древнерусских источниках. Сведения о браках 1) Ярослава Мудрого (Ярицлейва саг) и Ингигерд, дочери Олава Шётконунга, 2) их дочери Елизаветы (Эллисив) и Харальда Сигурдарсона, 3) внука Ярослава Мудрого — Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиты, дочери Харальда Английского, 4) сына Мономаха — Мстислава (по сагам — Харальда) и Кристин, дочери Инги Стейнкельссона, шведского конунга, 5—6) дочери Мстислава Мальмфрид и норвежского конунга Сигурда Крестоносца, а затем — датского конунга Эйрика Эймуни, 7) другой дочери Мстислава — Ингибьёрг и датского конунга Кнута Лаварда, 8) их сына Вальдемара Датского и Софии, дочери минского князя Володаря Глебовича содержатся (помимо «Гнилой кожи», «Красивой кожи», «Круга земного» Снорри Стурлусона, «Саги о Кнютлингах», прочих саг и исландских анналов) в «Деяниях архиепископов Гамбургской церкви» Адама Бременского и в нескольких средневековых датских источниках («Деяниях датчан» Саксона Грамматика, «Датских Бартолианских анналах» и других), но их нет в источниках древнерусских. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны — о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны.
Ключевые слова
Древняя Русь, Скандинавия, Норвегия, древнескандинавские письменные памятники, саги, норвежские конунги, матримониальные связи
Комментарии