Отражение истории восточноафриканской работорговли в танзанийских школьных учебниках: иллюстрации и текст
Отражение истории восточноафриканской работорговли в танзанийских школьных учебниках: иллюстрации и текст
Аннотация
Код статьи
S207987840010017-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Банщикова Анастасия Алексеевна 
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья посвящена феномену соотношения иллюстративного ряда и текста при изложении истории восточноафриканской работорговли XIX в. в современных танзанийских школьных учебниках. Рассматривается прямое видоизменение исторической действительности в тексте некоторых учебников истории: причиной развития работорговли в регионе названа индустриальная революция в Европе, где африканцы якобы понадобились в качестве рабочей силы (даже на плантациях и фабриках самой Европы); главными бенефициариями торговли людьми также названы европейцы, роль так называемых «арабов», особенно местных, сглаживается. Однако изображения, которыми иллюстрируются учебники, оказываются более консервативными: поскольку создаются по мотивам зарисовок очевидцев событий, — а на этих зарисовках главными действующими лицами узнаваемо остаются «арабы», за исключением одного случая, когда иллюстратор намеренно изображает вооруженного европейца, ведущего работорговый караван. В статье рассмотрена эта специфическая ситуация в школьном изложении истории региона и предложены ее объяснения.

Ключевые слова
Восточная Африка, Танзания, арабская работорговля, европейский колониализм, школьные учебники, искажение исторической действительности
Источник финансирования
Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 20-09-00361 «Культурная память об арабской работорговле XIX века и ее влияние на межэтнические отношения в современной Танзании».
Классификатор
Получено
20.03.2020
Дата публикации
30.07.2020
Кол-во символов
24422
Всего подписок
29
Всего просмотров
1826
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Банщикова А. А., Брындина В. Н., Иванченко О. В. Представления о географии арабской работорговли XIX в. в современной Танзании: результаты полевого исследования // Восток (Oriens). 2020. № 1. С. 82—93.

2. Банщикова А. А., Иванченко О. В. Воспоминания об арабской работорговле и межэтнические отношения в современной Танзании: между семейной травмой и государственной политикой толерантности // Антропологический форум. 2020. № 44. С. 83—113.

3. Иванченко О. В. Школьный учебник как путь к стабильной нации: источники формирования исторической памяти об арабской работорговле XIX века в современной Танзании // Молодежь в политической и социокультурной жизни Африки / отв. ред. Н. Л. Крылова, Н. В. Гришина, Н. А. Ксенофонтова. М., 2019. C. 90—102.

4. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Арабы в Танзании // Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании. Труды Российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.): Сб. ст. / отв. ред. А. В. Коротаев, Е. Б. Деминцева. М., 2008. С. 8—27.

5. Advanced Leaner’s History — Advanced Leaner’s History. Forms 5 and 6. Dar es Salaam, 2011, 2013.

6. African History up to the 19th c. AD. — Stephen James. African History up to the 19th c. AD. For form 1 & 2 / revised by John Ezra. 3rd ed. Dar es Salaam, 2018.

7. Alpers E. A. Ivory and Slaves in East and Central Africa. Heinemann; L., 1975.

8. Alpers E. A. Introduction: Slave Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa // Slave Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa / ed. B. Zimba, E. A. Alpers, A. F. Isaacman. Maputo, 2005. P. 1—12.

9. Alpers E. A. Image and Reality of Arabs in East Africa // Journal of African Development. 2010. Vol. 12. № 1. P. 38—51.

10. Austen R. A. The 19th Century Islamic Slave Trade From East Africa (Swahili and Red Sea Coast): A Tentative Census // Slavery and Abolition. 1988. Vol. 9 (3). P. 21—44.

11. Bennett N. R. Arab vs European: Diplomacy and War in Nineteenth-Century East Central Africa. N. Y., 1986.

12. Chami F., Maro E., Kessy J., Odunga S. Historical Archaeology of Bagamoyo Excavations at the Caravanserai. Dar es Salaam, 2004.

13. Collins R. O. The African Slave Trade to Asia and the Indian Ocean Islands // African and Asian Studies. 2006. Vol. 5. Is. 3-4. P. 325—346.

14. Gerbeau H. The Slave Trade in the Indian Ocean: Problems Facing the Historian and Research to be Undertaken // The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century. Reports and papers of the meeting of experts organized by UNESCO at Port-au-Prince, Haiti, 31 January to 4 February 1978. P.Imprimeries Reunies de Chambery, 1979. P. 184—207.

15. Giblin J. The Slave Trade, the Hegemony of Paternalism, and their Place in the National History of Tanzania // Slaves Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa / ed. B. Zimba, E. A. Alpers, A. F. Isaacman. Maputo, 2005. P. 253—278.

16. Glassman J. War of Words, War of Stones. Racial Thought and Violence in Colonial Zanzibar. Bloomington; Indianapolis, 2011.

17. Heilman B. E., Kaiser P. J. Religion, Identity and Politics in Tanzania // Third World Quarterly. 2002. Vol. 23 (4). P. 691—709.

18. History for Secondary Schools. Book One / ed. Illuminata Mosha, Ferdinand Lutatenekwa. History for Secondary Schools. Book One. A History of East Africa to the Nineteenth Century. Dar es Salaam, 2003.

19. History for Secondary Schools. Form Two — History for Secondary Schools. Form two. Dar es Salaam, 2009. [Certificate of Approval from Ministry of Education and Vocational Training, United Republic of Tanzania, for Form 2 in Secondary Schools in Tanzania… as per 2015 Syllabus].

20. Kusimba C. M. Archaeology of Slavery in East Africa // The African Archaeological Review. 2004. Vol. 21. № 2. P. 59—88.

21. Lofchie M. F. Zanzibar: Background to Revolution. Princeton (N.J.), 1965.

22. Lovejoy P. E. Transformations in Slavery. A History of Slavery in Africa. 3rd ed. Cambridge, 2012.

23. New Simplified History — Dawid Rwehumbiza Mwombeki. New Simplified History. Revision for Secondary Schools. Form One and form Two. Textbook in Questions and Answers. Dar es Salaam.

24. Ofcansky T. P., Yeager R. Historical Dictionary of Tanzania. 2nd ed. Lanham (Md.); L., 1997.

25. Ogot A. Population movements between East Africa, the Horn of Africa and the neighbouring countries // The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century. Reports and papers of the meeting of experts organized by UNESCO at Port-au-Prince, Haiti, 31 January to 4 February 1978. Paris, 1979. P. 175—182.

26. Reda Bhacker M. Trade and Empire in Muscat and Zanzibar: The Roots of British Domination. L.; N. Y., 1992.

27. Rhodes D. T. History, Materialization, and Presentation of Slavery in Tanzania // Journal of African Diaspora Archaeology and Heritage. 2018. Vol. 7. Is. 2. P. 165—191.

28. Sheriff A. Slaves, Spices, and Ivory in Zanzibar: Integration of an East Africa Commercial Empire in the World Economy, 1770—1873. L., 1987.

29. Understanding History 5: Mture — Understanding History 5. Pupil’s Book [Syllabus 2005]. Dar es Salaam, 2015.

30. Understanding History 5: Abantu – George Rwegasira. Understanding History 5. Dar es Salaam, 2008 (reprinted in 2011). [Certificate of Approval from Ministry of Education and Vocational Training, United Republic of Tanzania, for Standard 5 in Primary Schools in Tanzania… as per 2005 Syllabus].

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести