Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос об освещении и, следовательно, о подходе к Восьмидесятилетней войне в образовательной системе Нидерландов. Сначала автор обсуждает неадекватность — по меньшей мере, с голландской позиции — названия «буржуазная революция», принятого для этой войны в советско-российской историографической традиции. Весьма долгое время в Нидерландах сам термин «революция» имел отрицательную коннотацию. Это объясняется тем, что до недавних времён голландское общество было большей частью религиозным. Вследствие острых религиозных конфликтов в XVI—XVII вв., достигших своей кульминации в вооружённом восстании против властей, конфессиональные вопросы долгое время определяли общественную и политическую жизнь Нидерландов. С точки зрения голландских кальвинистов любая революция была и есть восстание против Бога, опровержение божественного миропорядка, а поскольку Восьмидесятилетняя война для них имела именно религиозную подоплёку, то такой термин как «революция» несовместим с событиями XVI—XVII вв. Далее в статье рассматривается, как организована сама нидерландская образовательная система в Нидерландах, где на фоне сильного влияния христианской веры — как протестанства, так и католичества — на общество сложилось довольно уникальная ситуация: в 1917 г. конфессиональным политическим партиям удалось добиться права организовать своё собственное школьное (позже и университетское) образование, и появились, наряду с государственными, протестантские и католические школы. В зависимости от профиля учебного заведения в подходе к Восьмидесятилетней войне акценты могли расставляться по-разному. В этом контексте примечательно, что трактовка событий вокруг Восьмидесятилетней войны в государственных школах была во многом схожей с протестантской. Это объясняется тем обстоятельством, что после победы протестантского лагеря в 1648 г. весь нидерландский политический и экономический истеблишмент был большей частью протестантским. Раньше память о Восьмидесятилетней войне намеренно культивировалась, она преподносилась как очень важная часть общей истории, как цепь событий, сплотивших народ, которые легли в основу современного нидерландского государства. Однако в последние 50 лет наблюдается тенденция к изменению этого подхода. Освещение Восьмидесятилетней войны теряет патриотическую окраску, приобретая, скорее, нейтральный характер.
При рассмотрении этих вопросов в статье будет преобладать личная точка зрения автора-голландца, прошедшего всю нидерландскую образовательную систему.
Ключевые слова
Нидерланды, Восьмидесятилетняя война, революция, кальвинизм, католицизм, образование, голландская политика, конфессионализм
Комментарии
Сообщения не найдены