Восьмидесятилетняя война в освещении нидерландской средней и высшей школы
Восьмидесятилетняя война в освещении нидерландской средней и высшей школы
Аннотация
Код статьи
S207987840000786-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос об освещении и, следовательно, о подходе к Восьмидесятилетней войне в образовательной системе Нидерландов. Сначала автор обсуждает неадекватность — по меньшей мере, с голландской позиции — названия «буржуазная революция», принятого для этой войны в советско-российской историографической традиции. Весьма долгое время в Нидерландах сам термин «революция» имел отрицательную коннотацию. Это объясняется тем, что до недавних времён голландское общество было большей частью религиозным. Вследствие острых религиозных конфликтов в XVI—XVII вв., достигших своей кульминации в вооружённом восстании против властей, конфессиональные вопросы долгое время определяли общественную и политическую жизнь Нидерландов. С точки зрения голландских кальвинистов любая революция была и есть восстание против Бога, опровержение божественного миропорядка, а поскольку Восьмидесятилетняя война для них имела именно религиозную подоплёку, то такой термин как «революция» несовместим с событиями XVI—XVII вв. Далее в статье рассматривается, как организована сама нидерландская образовательная система в Нидерландах, где на фоне сильного влияния христианской веры — как протестанства, так и католичества — на общество сложилось довольно уникальная ситуация: в 1917 г. конфессиональным политическим партиям удалось добиться права организовать своё собственное школьное (позже и университетское) образование, и появились, наряду с государственными, протестантские и католические школы. В зависимости от профиля учебного заведения в подходе к Восьмидесятилетней войне акценты могли расставляться по-разному. В этом контексте примечательно, что трактовка событий вокруг Восьмидесятилетней войны в государственных школах была во многом схожей с протестантской. Это объясняется тем обстоятельством, что после победы протестантского лагеря в 1648 г. весь нидерландский политический и экономический истеблишмент был большей частью протестантским. Раньше память о Восьмидесятилетней войне намеренно культивировалась, она преподносилась как очень важная часть общей истории, как цепь событий, сплотивших народ, которые легли в основу современного нидерландского государства. Однако в последние 50 лет наблюдается тенденция к изменению этого подхода. Освещение Восьмидесятилетней войны теряет патриотическую окраску, приобретая, скорее, нейтральный характер. При рассмотрении этих вопросов в статье будет преобладать личная точка зрения автора-голландца, прошедшего всю нидерландскую образовательную систему.
Ключевые слова
Нидерланды, Восьмидесятилетняя война, революция, кальвинизм, католицизм, образование, голландская политика, конфессионализм
Классификатор
Получено
29.09.2014
Дата публикации
09.11.2014
Кол-во символов
19130
Всего подписок
18
Всего просмотров
8957
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2014 год
5000 руб. / 50.0 SU

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Ленинград, 1991.
  2. HooghiemstaD., HermansD. Vertel dit toch aan niemand. Leven aan het hof. Amsterdam, 2007
  3. Fasseur C. Wilhelmina. Krijgshaftig in een vormeloze jas. Amsterdam, 2001.

  1. Berdjaev N.A. Filosofiya neravenstva. Pisma k nedrugam po socialnoy filosofii // Russkoe zarubezhye. Leningrad, 1991.