История иконы-«парсуны» св. Панкратия Тавроменийского из собрания Государственного Русского музея: постановка проблемы
История иконы-«парсуны» св. Панкратия Тавроменийского из собрания Государственного Русского музея: постановка проблемы
Аннотация
Код статьи
S207987840032004-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Казбекова Елена Валерьевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Анализ немногочисленных опубликованных источников и научных работ, посвященных иконе сщмч. Панкратия Тавроменийского из собрания Государственного Русского музея, выявление «родственных» ей памятников, восстановление событийной канвы эпохи ее создания и начала бытования, исследование надписи на обороте иконы и уточнение ее датировки не выявили следов пребывания иконы и почитания св. Панкратия в семье князя Алексея Михайловича Черкасского и Марии Юрьевны Трубецкой и их дочери Варвары, в замужестве Шереметевой, показал необходимость поиска архивных материалов, заставил искать альтернативные версии истории ее создания и первых владельцев. Изучение «родственных» памятников, событийная канва и связь сщмч. Панкратия с ап. Петром могут указывать на более раннее создание иконы, в конце XVII — начале XVIII вв., и первых владельцев с именем Петр. В жизни А. М. Черкасского эти имена знаменовали собой кремлевский и тобольский периоды истории его семьи: так звали умерших в Сибири его старшего брата, женатого на дочери Б. А. Голицына, а также двух (?) сыновей самого Алексея Михайловича от первого брака с А. Л. Нарышкиной. В пользу версии о принадлежности семье старшего брата Петра может свидетельствовать и наличие в Архангельском соборе Московского Кремля еще одной иконы с изображением св. Панкратия («Господь Саваоф с предстоящими»), патрональный список которой отчасти соотносится с именами семьи Черкасских-Голицыных-Мусиных-Пушкиных.

Ключевые слова
св. Панкратий Тавроменийский, икона, Оружейная палата, «живоподобный» стиль, Похвальский придел, Успенский собор Московского Кремля, усадьба Останкино, Петр I, царевна Наталья Алексеевна, царица Прасковья Федоровна Салтыкова, Черкасские, Шереметевы, Трубецкие, Голицыны, Багратион-Давыдовы, Мусины-Пушкины
Классификатор
Получено
11.08.2024
Дата публикации
30.08.2024
Кол-во символов
144088
Всего подписок
0
Всего просмотров
58
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография

1. Агеева О. Г. Императорский двор России, 1700—1796 гг. М.: Наука, 2008.

2. Акишин М. О. Черкасский Алексей Михайлович // Историческая Энциклопедия Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», ИИ СО РАН, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/cherkasskiy-aleksey-mihaylovich (дата обращения: 28.05.2024).

3. Алексеева М. А. Гравюра петровского времени. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1990.

4. Амелёхина С. А. Коронация Екатерины I. 1724 // Петр Великий и Москва. Каталог выставки / ГИКМЗ «Московский Кремль», ГТГ, ГИМ. М., 1998. С. 169—177.

5. Андреева Е. А. Свадебный переполох в доме А. Д. Меншикова, или как породниться с Петром I // «Не чародей, а гений»: Личность Петра Великого на фоне эпохи: материалы XV Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 9—11 июня 2022 года / сост. А. В. Кобак, В. В. Лихачева, И.Ф. Свидерская. СПб.: Европейский Дом, 2023. С. 91—110.

6. Анисимов Е. В. Itinera Petri: Биохроника Петра Великого день за днем (1672—1725). [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse.ru/humart/history/peter/ (дата обращения: 25.05.2024).

7. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х Т. М.: Издательство «Искусство», 1963.

8. Барсуков А. П. Род Шереметевых. В 8-ми книгах. СПб.: [Тип. М. М. Стасюлевича], 1881—1904. Кн. 8. 1904.

9. Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902.

10. Белецкий П. А. Украинская портретная живопись XVII—XVIII вв. Л.: Искусство, 1981.

11. [Берхгольц Ф.-В.] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721—1725. Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор: известия немецких наблюдателей о России первой четверти XVIII в. / И.-Г. Фоккеродт, Ф.-В. Берхгольц. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII—XX). С. 105—502.

12. Борзин Б. Ф. Росписи петровского времени. Л.: Художник РСФСР, 1986.

13. Борисова Т. С. Икона Богоматери Владимирской (Полоцкой) из церкви Воскресения Словущего в Большом Кремлевском дворце // Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования / отв. ред. А. Л. Баталов. Вып. 29, сост. И. А. Стерлигова. М.: Музеи Московского Кремля, 2019. С. 55—70.

14. Борисова Т. С. Почитаемые иконы церкви Воскресения в Большом Кремлевском дворце // Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования / отв. ред. А. Л. Баталов, сост. И. А. Стерлигова, Л. А Щенникова. Вып. 24. М.: Музеи Московского Кремля, 2014. С. 76—87.

15. Бочаров Г. Н. О некоторых направлениях в иконописи XVIII—XIX вв. // Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ столетия: сб. ст. / ред.-сост. М. М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 7—16.

16. Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции / ред.-сост. Л. Ю. Руднева. М., 2006. (Труды ГИМ; вып. 155). С. 38—53.

17. Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Чтения по истории русской культуры. М.: ИРИ РАН, 2000. С. 109—124.

18. Бусева-Давыдова И. Л. Основные проблемы изучения поздней русской иконописи // Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ столетия: сб. ст. / ред.-сост. М. М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 17—30.

19. Бусева-Давыдова И. Л. Семейные иконы в русской культуре // Уваровские чтения — VII: семья в традиционной культуре и современном мире: материалы всероссийской научной конференции. Муром. 29 апреля — 1 мая 2008 г. / Муром. Историко-худож. музей; науч. редактор Ю. М. Смирнов. Владимир: Транзит ИКС, 2011. С. 80—88.

20. Виноградов А. Ю. Стратегия имянаречения у Багратидов (до XIII в.) // Πολυτροποσ. Сборник научных статей памяти Аркадия Анатольевича Молчанова (1947—2010) / под ред. Т. Н. Джаксон, А. В. Акопяна. М.: Индрик, 2014. С. 132—133.

21. Вознесенская И. А. Подносные панегирики братьев Лихудов Петру I из собрания БАН // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). 2020. С. 1—4.

22. Вознесенская И. А. Титулатура царя Петра I в посвящениях подносных рукописных книг // Кунсткамера. 2022. № 1 (15). С. 109—121.

23. Вьюева Н. А. Аппликативные иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского Дворца // Иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского дворца. Каталог / ГИКМЗ «Моск. Кремль». М.: Голден-Би, 2011. С. 7—29.

24. Газенвинкель К. Б. Систематический перечень воевод, дьяков, письменных голов и подьячих с приписью в сибирских городах и главнейших острогах с их основания до начала XVIII в.: к истории Сибири XVII в. / сост. К. Б. Газенвинкель. Тобольск: Типография Губернского правления, 1892.

25. Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудраго преобразителя России... Т. 10. М.: В типографии Николая Степанова, 1839.

26. Голованова М. П. К истории создания геральдической службы России (1722—1725) // Геральдика. Материалы конференции «Геральдика. 10 лет восстановления геральдической службы России. Февраль 2002» / науч. ред. Г. В. Вилинбахов, ред. Г. В. Калашников. СПб.: Изд-во РГЭ, 2002. URL: https://sovet.geraldika.ru/article/1882 (дата обращения: 25.05.2024).

27. Губернии в России при Петре Великом. К 300-летию первой губернской реформы в России. Каталог выставки / текст Н. Ю. Болотиной М., 2008. С. 76.

28. Дворцовые разряды. В 4 т. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1850—1855. Т. 4: 1676—1701. 1855.

29. Дворяне Москвы: свадебные акты и духовные завещания петровского времени / сост. Н. В. Козлова, А. Ю. Прокофьева. М.: РОССПЭН, 2015.

30. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. СПб., 1880—1901. Т. 3. Кн. 1. 1887.

31. Долгоруков П. В. Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым: в 4-х ч. СПб.: тип. К. Вингебера, 1854—1857.

32. Дорофеев Д. Ю. «Эллинские мудрецы» в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии // ΣΧΟΛΗ. Vol. 17 (2). 2023. С. 993—1048.

33. Древняя Российская Вивлиофика, изданная Н. Новиковым. Изд. 2. Т. 10. М.: В Типографии Компании типографической, 1789.

34. Думин С. В., Гребельский П. Х. и др. Дворянские роды Российской империи. Т. 1—4. Князья. СПб.: ИПК «Вести», 1993—1996.

35. Евангулова О. С. Портрет петровского времени и проблема сходства // Вестник МГУ. Сер. 8: История. № 5. М., 1979. С. 69—82.

36. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в. М.: Издательство «Индрик», 1998. С. 134.

37. Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди второй половины XVII — первой трети XVIII вв. (Москва, Санкт-Петербург): Описание коллекции Отдела изоизданий. М.: Индрик, 2004.

38. Замятина Н. А. Текстологический анализ русских иконных надписей. Дисс. ... канд. филолог. наук; ИРЯ им. В. В. Виноградова. М., 2002.

39. Западалова П. В. К вопросу о своеобразии и эволюции художественного почерка Кирилла Уланова // Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства / ред.-сост. Л. М. Евсеева. М.: ЦМиАР, 2014. С. 312—337.

40. Захаров А. В. Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». [Электронный ресурс]. URL: http://zaharov.csu.ru/bspisok.pl (дата обращения: 23.05.2024).

41. Звездина Ю. Н. Государственные символы в духовной культуре России конца XVII—XVIII вв. // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 6. М., 2002. С. 214—224.

42. Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI — нач. XVII в. // Вестниг ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30 С. 78—95.

43. Иванова Е. Ю., Окуньков В. С. Техника живописи русских портретистов последней трети XVII века // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. [сб. статей и каталог] к выставке Гос. Исторического музея, 26 декабря 2003 г. — 31 мая 2004 г. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2004. С. 238—246.

44. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV — начала XX вв. / сост. О. А. Цицинова. М., 2016.

45. Иконы царских изографов. Из собрания Музеев Московского Кремля: [Каталог выставки: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, май — август 2012 года] / Кирилло-Белозерский музей-заповедник; Музей-заповедник «Московский Кремль» / авт. вступ. ст. и сост. каталога О. А. Цицинова. М., 2012.

46. Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сб. ст. в честь Ольги Сигизмундовны Поповой / ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. М.: Государственный институт искусствознания, 2021.

47. Казбекова Е. В., Моругина К. С. Изображения св. Панкратия Тавроменийского в России до начала ХХ в.: к постановке проблемы // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всеросс. науч. конф. с междунар. участием, 4—5 апреля 2024 г., Москва / отв. ред. И. Г. Коновалова, Е. В. Пчелов. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 155—157.

48. Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по русскому искусству / ГРМ. Художественный отдел. Л.: Academia, 1928. Т. 1. С. 112—136.

49. Клименко А. И., Гайдук М. Ю. Каменные купеческие дома Тобольска второй половины XVIII в. // Проект Байкал. Журнал по архитектуре, дизайну и градостроительству. Вып. 20 (78). 2023. С. 170—179. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.51461/issn.2309-3072/78.2254 (дата обращения: 25.05.2024).

50. Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 2 (12). С. 44—54.

51. Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильничны Подобедовой (1912—1999): Сб. ст. / отв. ред. М. А. Орлова. М.: Северный паломник, 2005. С. 663—668.

52. Комашко Н. И. Поволжский период в жизни и творчестве иконописца Кирилла Уланова (игумена Корнилия) // Владимировские чтения. Сборник материалов научной конференции по проблемам истории, культуры и художественной жизни Юрьевца, посвященной памяти Б. А. Владимирова. Вып. 1., М., 2016. С. 44—64.

53. Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М.: Агей Томеш, 2006.

54. Комашко Н. И., Хромов О. Р., Кирьянова С. А. Графические образцы русской иконы. Каталог выставки. М., 2019.

55. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 2003.

56. Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала ХХ века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л.: Государственный Эрмитаж, 1990.

57. Красилин М. М. Русская икона XVIII — начала ХХ вв. // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI—XХ века. М.: Арт-БМБ, 2014. С. 209—230.

58. Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. СПб.: «Центрполиграф», 2009.

59. Лаврентьев А. В. «Век парсуны». XVII столетие в русской истории и культуре // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. [сб. статей и каталог] к выставке Гос. Исторического музея, 26 декабря 2003 г. — 31 мая 2004 г. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2004. С. 10—15.

60. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 2. Таблицы. М.: «Искусство», 1986.

61. Макарова А. А., Клюканова О. В., Пивоварова Н. В. Надписи в художественной структуре произведений средневековых серебряников. Памятники церковного искусства из древнего Тихвина в собрании Русского музея // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 11, №. 3 (2021). С. 467—493. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.306 (дата обращения: 25.05.2024).

62. Мануйлов Ю. Н. Надписи на иконах // Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования». № 7-8 (108) (июль-август). М., 2013. С. 10—21.

63. Маханько М. А. Об иконах Богоматери у Моленного места цариц в Успенского соборе по материалам Описи 1701 года и изобразительным источникам // Московский Кремль в XVIII столетии. Древние святыни и исторические памятники. М.: БуксМАрт, 2020. С. 243—256.

64. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Каталог / ФГУ «ГИКМЗ «Московский Кремль»». М.: Издательство «Красная площадь», 2005.

65. Минея. Июль. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. 632 с.

66. Михайлов Б. Б. Иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия иконостаса Троицкой церкви в Останкине // Филевский сборник. Русская культура второй половины XVII — начала XVIII вв. Ч. 3. М., 1993. С. 32—45.

67. Мишина Е. А. Русская гравюра XVII — начала XVIII века. СПб.: АРС, 2020.

68. Моругина К. С. Житие св. Панкратия Таорминского (по рукописи ГИМ Син. греч. 15, 1022/3 г.) как исторический источник. Дисс. ... канд. ист.н.; ИВИ РАН. М., 2023.

69. «Не чародей, а гений»: Личность Петра Великого на фоне эпохи: материалы XV Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 9—11 июня 2022 года / сост. А. В. Кобак, В. В. Лихачева, И.Ф. Свидерская. СПб.: Европейский Дом, 2023.

70. Николаев К. А. О творческом методе Карпа Золотарева. Иконный портрет конца XVII в. // Источники по истории реставрации и изучения памятников русской художественной культуры. ХХ век (по материалам научной конференции 6—10 августа 2003 г.). Сб. ст. М.: Индрик, 2005. С. 112—119.

71. Опись [Московского Успенского собора], составленная в 1701 г. // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 3. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1876. Стб. 563—874.

72. Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора 1653 года. Кат. № 1—70 // Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы. Каталог / ФГУК «ГИКМЗ «Московский Кремль»». М.: Музеи Московского Кремля, «Северный паломник», 2011. С. 55—220.

73. Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела 1698—1699 гг. // Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: каталог / сост. Т. В. Толстая. М.: Северный паломник, 2011. С. 221—321.

74. Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля // Произведения русского и зарубежного искусства XVI — начала XVIII века: Материалы и исследования: [Сб. статей]. М.: Искусство, 1984. (Материалы и исследования / Гос. музеи Московского Кремля; 4). С. 147—162.

75. Отголоски XVIII в.: [материалы к истории рода Шереметевых] / [подгот. к печ. С. Д. Шереметев]. Вып. 1—11. М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896—1905. Вып. 5: [Сговорная грамота княжны Черкаской ... ]. 1897.

76. Павлович М. К. Кремлевские сокровищницы при Петре I // Петр Великий и Москва. Каталог выставки / ГИКМЗ «Московский Кремль», ГТГ, ГИМ. М., 1998. С. 113—123.

77. Павлов-Сильванский Н. Н. Черкасский, князь Алексей Михайлович // Русский биографический словарь А. А. Половцова. Т. 22. 1905. С. 183—194.

78. Патракова А. Л. Графиня Варвара Алексеевна Шереметева — хозяйка Фонтанного дома // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2012. С. 159—166.

79. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001.

80. Петр Великий и Москва. Каталог выставки / ГИКМЗ «Московский Кремль», ГТГ, ГИМ. М., 1998.

81. Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: Издательство ПСТГУ, 2007.

82. Пивоварова Н. В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI — начале XVIII вв.: опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМАрт, 2020.

83. Пивоварова Н. В. Памятники церковного шитья в Фонтанном доме Шереметевых // Журнал «Научное мнение» № 12 (Искусствоведение, Философские и Филологические науки). СПб., 2014. URL: https://unipress.pro/catalog.php?pid=69&aid=1779 (дата обращения: 23.05.2024).

84. Пивоварова Н. В. Памятники церковной старины в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Из истории формирования музейных коллекций: 1850—1930-е гг. М.: БуксМАрт, 2014.

85. «Писал сiй образъ...»: Подписная икона и молитвенный образ в собрании Государственного музея истории религии. Каталог. Т. 2. СПб.: ГМИР, 2021.

86. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.; М., 1887—2003. Т. 1—13. Т. 10.

87. Письмо царя Петра Алексеевича Сибирскому воеводе, боярину князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому // Старина и новизна. Исторический сборник. Кн. 20 / cост. С. Д. Шереметев. М.: Синодальная типография, 1916. С. 9—13.

88. Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова. 1716—1720, 1726—1727 гг. / публ. С. Р. Долговой и Т. А. Лаптевой // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVII—XX вв. М.: Рос. фонд культуры; Студия «ТРИТЭ»; Рос. Архив, 2000.

89. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог / авт.-сост. О. Н. Вешнякова, Т. Н. Кольцова. Архангельск, 1993.

90. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 4: 1700—1712.

91. Полякова О. А., Послыхалина М. В. Подписные и датированные иконы в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское — Измайлово-Лефортово — Люблино: [каталог]. М.: Изд-во Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ), 2013.

92. Портрет петровского времени. Каталог выставки / вступ. ст. Э. Н. Ацаркиной и др. Л., 1973.

93. Поствизантийская живопись. Иконы XV—XVII вв. из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани: Каталог выставки, ЦМиАР, октябрь 1995 г. Афины: «Домос», 1995.

94. «Почерк империи»: Грамоты, патенты, дипломы Петровской эпохи из собрания Санкт-Петербургского института истории РАН / сост. Т. А. Базарова, вступ. ст. А. В. Сиренов, Т. А. Базарова. СПб., 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://gis.spbiiran.ru/cyrillic/cyrillic-alphabet-1819/acts/2977 (дата обращения: 16.06.2024).

95. Преображенский А. С. Надписи с именами русских иконописцев XIII—XV веков // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сб. ст. в честь Ольги Сигизмундовны Поповой / ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 421—445.

96. Прокопенко Л. В. Панкратий, сщмч. (раздел Почитание у славян) // Крюкова А. Н., Прокопенко Л. В., Шевченко Э. В., и др. Панкратий, сщмч. // Православная энциклопедия. Т. LIV. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. С. 430—436.

97. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 1—3. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1887—1889.

98. Рождественская Т. В. Надписи на иконах XII—XIV вв. из собрания Гос. Русского музея как лингвистический источник. Тезисы доклада на LI Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой, 14—21 марта 2023 г. СПбГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://conference-spbu.ru/en/conference/50/reports/19455/ (дата обращения: 24.05.2024).

99. Румынская М. Н. Археографы ЛОИИ: Тимофеев Николай Васильевич и Савельева Зоя Николаевна // Петербургский исторический журнал. № 2. 2018. С. 254—264. URL: https://hist.spbiiran.ru/2018-%E2%84%962/ (дата обращения: 25.05.2024).

100. Русская живопись XVII—XVIII вв. Каталог выставки произведений из собраний ГРМ, ГТГ, МиАР. Л.: Из-во Гос. русс. музея, 1977.

101. Русский гравированный портрет XVII — начала XIX вв. Каталог выставки / авт. вступ. ст. и сост. Е. А. Мишина. Л.: Гос. Рус. музей, 1989.

102. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции / ред.-сост. Л. Ю. Руднева. М., 2006. (Труды ГИМ; вып. 155).

103. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Издание к выставке Государственного Исторического музея, 26 декабря 2003 г. — 31 мая 2004 г.: [Альбом- каталог]. М.: «Художник и книга», 2004.

104. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом: В 2-х т. М., 1872. Т. 2.

105. Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. 2-е изд., испр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.

106. Силаева E. H. Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля из собрания Останкинского дворца-музея: Каталог выставки. М.: МП «Эрна» ЛТД, 1992.

107. Симон Ушаков — царский изограф: [Каталог выставки] / науч. ред. Л. В. Нерсесян. М.: ГТГ, 2015.

108. Словарь Академии Российской 1789—1794. В 6-ти Т. Т. 2. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2002.

109. Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI—XVII вв. Вып. 6. СПб.: Наука, 2014.

110. Словарь русских иконописцев XI—XVII вв. / ред.-сост. И. А. Кочетков. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Индрик, 2009.

111. Словарь русского языка XI—XVII вв. / АН СССР, ИРЯ им. В. В. Виноградова. Вып. 1. М.: Наука, 1975.

112. Словарь русского языка XVIII века. Л.: Наука, 1981.

113. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII — начало XV века. М.: Наука, 1976.

114. Сосновцева И. В. «Премудрый путь художества» // Осень русского Средневековья. Искусство XVII в. в собрании Русского музея. СПб.: Изд-во Государственного Русского музея, Palace Editions, 2018. С. 7—12.

115. Сосновцева И. В. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб.: Palace Editions, 2004. С. 461—494.

116. Сосновцева И. В. Семейные иконы Шереметевых в собрании Русского музея // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2012. С. 196—203.

117. Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. 3 Т. СПб.: Типография Императорской Академии Наука, 1893—1912.

118. Станюкович В. К. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта. Путеводитель, составленный хранителем музея В. К. Станюковичем. СПб.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923.

119. Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI—XIV веков на пергаментных кодексах. М.: Наука, 1998.

120. Тарасов О. Ю. Рама и образ: риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

121. Тетермазова З. В. Подражание и отражение: портретная гравюра в России второй половины XVIII в. М.: Новое литературное обозрение, 2024.

122. Тимошина Л. А. Гости Панкратьевы и Великий Устюг в XVII в. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда: «Легия», 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/yug/two/9.htm (дата обращения 25.05.2024).

123. Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Кипрская» Успенского собора Московского Кремля. История, иконография и символическое содержание образа // Московский Кремль в XVIII столетии. Древние святыни и исторические памятники. М.: БуксМАрт, 2020. С. 213—241.

124. Устав (Око церковное). М.: Анисим Михайлов Радишевский, 25 апреля [1610].

125. Уханова Е. В. ГИМ. Син. 330, 1170—1186 гг., Студийский устав — описание рукописи // Портал «История письма европейской цивилизации». [Электронный ресурс]. https://gis.spbiiran.ru/cyrillic/cyrillic-alphabet-codices/codexes/965 (дата обращения: 23.05.2024).

126. Фармаковский М. В. Три жалованных кубка из «старинного семейного серебра» Шереметевых // Записки Историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Вып. 1. Л.: Издание Государственного Русского музея, 1928. С. 9—36.

127. Ханенко Н. Д. Диариуш, или Журнал: то есть повседневная записка случающихся при дворе ясневельможного, его милости, пана Иоанна Скоропадского войск, всепресветлейшего его императорского величества, запорожских обоих сторон Днепра гетмана, окказий и церемоний, тако же и в Канцелярии войсковой отправуемых дел, наченшийся 1722 г., и оконченный в том же году ... / Войсковой канцелярии старшим канцеляристом, Николаем Ханенком. М.: Унив. тип., 1858.

128. Чекалин А. Е. Род князей Черкасских в истории России: социогенеалогическое исследование. Дисс. канд. ист. наук. М., 2013.

129. Чубинская В. Г. Speculum et saeculum: живописная рама рубежа XVII—XVIII веков к иконе «Богоматерь Донская» и ее историко-культурные смыслы // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. 1997. № 1 (Х). М., 1997. С. 215—241.

130. Чубинская В. Г. Живописная рама рубежа XVII—XVIII веков к иконе «Богоматерь Донская» (к истолкованию символической программы) // Русская художественная культура XVII века. Сб. ст. М., 1991. (Материалы и исследования / Гос. музеи Московского Кремля. Вып. 8). С. 140—160.

131. Шевченко Э. В. Панкратий, сщмч. Иконография (часть статьи) // Православная энциклопедия. Т. LIV. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. С. 434—436.

132. Штепа О. В. Восемнадцать женских историй со страниц Ветхого завета (Лекция 23 ноября 2023 г.). [Электронный ресурс]. https://www.kreml.ru/learning/lectures/cikl-3-2023/ , https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/71469?page=7&fund=2766565&index=323 (дата обращения: 25.05.2024).

133. Юст Юль. Записки датского посланника в России при Петре Великом (1709—1711) / пер. Ю. Н. Щербачева. М.: Университетская типография, 1899; переизд. М.: Центрполиграф, 2020. С 225; переизд.: Лавры Полтавы. М.: Фонд Сергея Дубова, 2001.

134. Juel, Just. En rejse til Rusland under tsar Peter / ed. Gerhard L. Grove. København, 1893.

135. Kosheleva Olga. Rodstvennye Sviazi V Vysshikh Krugakh Znati Xvii Stoletiia I Zemlevladenie [Кошелева О. Е. Родственные связи в высших кругах знати XVII столетия и землевладение / Landed property and family ties among the Muscovite elites, 17th century] // Cahiers du monde russe, T. 57/2-3. 2016. URL: http://journals.openedition.org/monderusse/8372 ; DOI: 10.4000/monderusse.8372 (дата обращения: 23.05.2024).

136. M. Weisbrod to the right honourable m. secretary Boyle / Л. Вейсброд статс-секретарю Бойлю. Москва, 27-го июля 1710 г. (7-го августа 1710 н.ст.) // Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Т. 50. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1886. С. 352—354. № 136.

137. Theatrum biblicum, hoc est, Historiae sacrae Veteris et Novi Testamenti tabulis aeneis expressae ... editum per Nicolaum Johannis Piscatorem. Amsterdam, 1674.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести