Восточный вектор в развитии СЭВ: рецензия на сборник документов «Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции»
Восточный вектор в развитии СЭВ: рецензия на сборник документов «Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции»
Аннотация
Код статьи
S207987840031517-7-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции. 1962—1991 гг.: сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост.: Е. Р. Курапова, В. С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М.: Кучково поле Музеон, 2023.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Липкин Михаил Аркадьевич 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья представляет собой развернутую рецензию на опубликованный в 2023 г. российскими и монгольскими архивистами сборник документов «Монголия в СЭВ. На пути евразийской экономической интеграции. 1962—1991». Автор объясняет значимость и особенность Монголии для позиционирования лучших достижений проекта мировой системы социализма в странах «Третьего мира» в рассматриваемый период и задаёт общую рамку для рассмотрения публикуемых в сборнике документов. В подробном анализе документального раздела про общие вопросы экономического сотрудничества и научно-технического взаимодействия СЭВ и Монголии, раскрывается сутевое наполнение совместных проектов и трансферов знаний и технологий, характерных для жизнедеятельности СЭВ. Автор отдельно анализирует ряд сенсационных, впервые публикуемых документов из монгольских и российских архивов, которые существенно дополняют имеющиеся в историографии публикации о судьбе удачных (1969—1971) и неудачных (1989—1991) реформ СЭВ. В конце публикации делается вывод об исторической значимости Совета Экономической Взаимопомощи и Монголии как страны, представляющей собой необычайно интересный, позитивный и поучительный пример интеграции стран с разным уровнем развития в рамках глобального социалистического проекта.

Ключевые слова
Советский Союз, СССР, МНР, Монголия, СЭВ, социализм, мировая система социализма, экономическое сотрудничество, интеграция, Восточный блок, архивы, Российско-Монгольская Комиссия по сотрудничеству в области архивов
Источник финансирования
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках исследовательского проекта № 23-18-00621 «Мировая система социализма и глобальная холодная война: технополитика, экономика, образы будущего (1970-е – 1980-е гг.)», реализуемого на базе Института всеобщей истории РАН.
Классификатор
Получено
24.04.2024
Дата публикации
15.06.2024
Кол-во символов
25983
Всего подписок
6
Всего просмотров
432
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1

Первое расширение Совета Экономической Взаимопомощи в 1962 г. за счет принятия Монгольской Народной Республики было важным шагом на пути превращения многосторонней экономической интеграционной организации социалистических стран из региональной европейской в трансрегиональную, глобальную структуру. Отношения Москвы и Улан-Батора имеют долгую историю. Советско-монгольские отношения в исторической перспективе демонстрируют возможности альтернативного развития и поднятия уровня жизни для стран, выбравших путь тесного политического, технологического и экономического сотрудничества со вторым центром силы в истории биполярной модели мироустройства — Советским Союзом. Для Москвы и Совета Экономической Взаимопомощи Монголия была не просто геополитическим партнером, но важным эталонным образцом сотрудничества с развивающимися странами. Не случайно в ноябре 1960 г., накануне вступления страны в СЭВ, на совещании коммунистическим и рабочих партий в Москве именно Улан-Батор приводился Н. С. Хрущёвым как пример для всех стран «Третьего мира». «Сейчас, когда появились десятки освободившихся от колониальной зависимости стран, перед марксистами-ленинцами встала неотложная задача осветить трудящимся этих стран путь к социальному прогрессу. Наилучший путь ликвидации тяжелого наследия колониализма, вековой отсталости и улучшения условий жизни народных масс освободившихся стран — это путь некапиталистического развития, проверенный и давший замечательные результаты на опыте народов окраин бывшей царской России, на опыте Монгольской Народной Республики», — объявил Н. С. Хрущёв на открытии совещания в Москве1.

1. РГАНИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 160. Л. 31.
2 Если на западе СССР условной «витриной» гармоничного сотрудничества с капстранами выступали Финляндия и Австрия, собственно социалистического пути развития — Германская Демократическая Республика в Центральной Европе, то на Востоке, особенно после разлада между Хрущёвым и Мао Цзэдуном, такой знаковой витриной для всего «большого Востока» на период 1960-х — 1980-х гг. становится Монголия.
3

Именно в таком контексте следует оценивать историческую значимость опубликованных в 2023 г. документов из российских и монгольских архивов, отобранных российскими и монгольскими архивистами для сборника документов «Монголия в СЭВ. На пути евразийской экономической интеграции. 1962-1991 гг.», изданного как результат плодотворной совместной работы известных российских и монгольских историков и архивистов: А. В. Юрасова, Е. Р. Кураповой, Л. Мэндсайхан и В. С. Пушкарева2.

2. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции. 1962—1991 гг.: сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Е. Р. Курапова, В. С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М: Кучково поле Музеон, 2023.
4

Следует напомнить, что рассматриваемый сборник продолжает линейку фундаментальных документальных публикаций активно работающей Российско-Монгольской Комиссии по сотрудничеству в области архивов по тематике экономических и политических взаимоотношений с Монголией последних лет (например, такие значимые труды, как «Советско-монгольские экономические связи. 1955—1985», вышедший в 2019 г., а также сборник «Советско-монгольские политические отношения. 1953—1964 гг., вышедший также в 2023 г.)3. В отличие от двусторонних отношений, формат публикации материалов многосторонней организации — СЭВ — предполагает более сложный и разноплановый документальный состав и в нем задействованы материалы семи российских и двух монгольских архивов.

3. Советско-монгольские экономические связи. 1955—1985. Сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Е. Р. Курапова, сост. В.С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М: «Фонд связь эпох», 2019; Советско-монгольские политические отношения. 1953—1964 гг. / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. составители Ю. Н. Муравьев, Л. Мэндсайхан. М.: Изд. Центр «Воевода»; Кучково поле Музеон, 2023.
5

Это прекрасно показывает структура сборника: документы представлены в семи проблемно-тематических разделах: «Общие вопросы экономической интеграции МНР в СЭВ», «валютно-финансовая политика и торговля», «геология», «сельское хозяйство», «строительство», «промышленность», «научно-техническое сотрудничество». Уникальные архивные документы из этой подборки дарят читателю возможность стать «попаданцем» в мир большой политики соцстран прошлого века.

6

Понимая невозможность в рамках данного аналитического обзора прокомментировать и сопоставить каждый из публикуемых документов, предлагаем остановиться на одном-двум из самых «говорящих» и сенсационных документов из нескольких разделов сборника, чтобы продемонстрировать научный и образовательный потенциал работы российских и монгольских архивистов.

7 Пожалуй, наиболее интересный и живой документ первой части сборника — «Запись беседы представителей ЦК МНРП и Совета Министров МНР с представителями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам укрепления экономического и научно-технического сотрудничества стран-членов СЭВ, состоявшейся 26—27 марта 1969 г.» из Архива Правительства Монголии. В нем в форме диалога раскрывается не просто позиция Монголии или СССР, что существенно дополняет анализ письменных предложений соцстран в момент обсуждения будущей программы в 1968—1969 гг., проанализированных в работе М. А. Липкина4. Из него можно почерпнуть ценные сведения о расстановке сил и группах интересов внутри СЭВ в процессе выработки программы Комплексной социалистической интеграции СЭВ, принятой в окончательной редакции в 1971 г. Это была важная двусторонняя встреча по согласованию позиций членов СЭВ — СССР и МНР — перед специальной сессией высокого уровня — той, на которой планировалось принятие окончательной редакции Комплексной программы интеграции (тогда считалось, что это будет в 1970 г., но в реальности это затянулось до лета 1971 г.).
4. Липкин М. А. Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949—1979). М.: Издательство «Весь мир», 2019. С. 101—132.
8

На переговорах делегацией МНР сразу была озвучена главная задача для Монголии — превратиться в аграрно-индустриальную страну. В частности, это означало механизацию и электрификацию сельского хозяйства, для чего требовалась немедленная помощь от стран СЭВ квалифицированными кадрами. Освоение целины, согласно данным монгольской стороны, позволило снять остроту проблемы с продовольствием (зерно и хлеб). Проецирование технико-индустриальной мощи СЭВ позволило Монголии существенно продвинуться в устранении ряда ветеринарных болезней, создать оросительные системы для сенокосов и пастбищ и т. д. Поэтому, как следует из содержащихся в стенограмме пояснений Д. Моломжанца (члена Политбюро и секретаря ЦК Монгольской народной партии), для Монголии приоритетом выступало развитие технического прогресса через участие в программах СЭВ, а развитие товарно-денежных отношений — «вопрос второстепенный»5. В этом плане, хотя советская сторона указывала на то, что все страны кроме Румынии выступают за единую валюту и учреждение инвестиционного банка (будущий Международный инвестиционный банк — МИБ), обращает на себя внимание, что Улан-Батор также придерживался выжидательной тактики и в своих предложениях не торопился вводить единую валюту, хотя и рассуждал о едином коммунистическом рынке6.

5. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции.1962—1991 гг.: сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Е. Р. Курапова, В. С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М: Кучково поле Музеон, 2023. С. 102—105.

6. Там же. С. 89.
9 Любопытно, как раскрыл советское видение социалистической интеграции заместитель начальника знаменитого Отдела ЦК КПСС О. А. Чуканов: «Экономическая интеграция позволяет наладить более тесное сотрудничество не только в экономике, но также в политике и обороне. Социалистическая экономическая интеграция — реальный правовой вопрос для развития социалистического лагеря. Сущность социалистической экономической интеграции заключается в создании условий для расширения разделения труда и экономических отношений в социалистических странах, в планомерном управлении хозяйством, в правильном использовании товарно-денежных отношений. У нас больше возможностей для развития интеграции, чем при капитализме»7.
7. Там же. С. 106.
10

Большинство стран СЭВ, как разъясняли советские представители на встрече, разделяли мнение о том, что соцстраны могут участвовать в интеграции независимо от их уровня развития и лишь Румыния тормозила процесс, утверждая, что условия для интеграции еще не вызрели8. Чтобы снять блокирующий голос Румынии, передовые страны СЭВ были озабочены пересмотром понятия «заинтересованные страны». Однако «некоторые страны, такие как СРР, трактуют вопрос «консенсуса» в практике Совета слишком широко и часто препятствуют совместному решению вопросов, представляющих взаимный интерес других стран», — прямо в откровенной беседе расставлял точки над «и» заместитель председателя Комиссии по делам СЭВ в Совете Министров СССР А. Н. Задемидко. Он добавил, что в Меморандуме ЦК КПСС и Правительства СССР отмечалась важность обсуждения и уточнения принципа заинтересованных стран. «Важно понимать, что незаинтересованные страны не должны вмешиваться в решение вопросов, представляющих интерес для определенных (других) стран», — закончил свою мысль Задемидко9.

8. Там же.

9. Там же. С. 106—107.
11

В то же время, беседа показывала другую линию раскола — между слишком увлекшимися темой либерализации торговли членами СЭВ и остальными соцстранами, включая СССР. Так заместитель внешней торговли СССР В. С. Алхимов поведал монгольским представителям, что «вопрос о либерализации торговли, поднятый польскими и венгерскими товарищами, несовместим с планомерным развитием торгово-экономического сотрудничества, и наши немецкие друзья согласились с нами»10.

10. Там же. С. 107.
12

Согласно документу, некоторые расхождения во взглядах существовали и в видении темпов индустриализации Монголии: монгольская сторона сразу настаивала на том, чтобы вместе со строящимися заводами другие члены СЭВ обеспечили их рабочей силой — профессиональными кадрами11. Так секретарь ЦК КПСС К. Ф. Катушев (по сути — руководитель советской делегации), ссылаясь на мнение ГДР, подчеркнул мысль о необходимости максимально эффективного использования своих внутренних возможностей для увеличения производства. «Считают, что перенос национального дохода из одной страны в другую в той или иной форме окажет негативное влияние на развитие производительных сил», — в завуалированной форме прокомментировал он этот вопрос монгольским представителям. Примечательно, что тема «совместной промышленности», как она фигурировала в документах, была поставлена тремя странами — Монголией, Венгрией и Болгарией, из комментариев советских партийных чиновников видно, что она признавалась сложной ввиду неясных вопросов о распределении прибыли, дележа имущества и даже «сложных политических проблем», которые виделись чиновникам ЦК КПСС, так как все должно было подчиняться совместному плану. «Есть множество возможностей для сотрудничества, — заверил коллег С. Я. Плаксин, сотрудник ЦК КПСС, — такие как совместные инвестиции, поставка оборудования, помощь рабочей силой и специалистами или создание акционерного общества»12.

11. Там же. С. 102.

12. Там же. С. 109.
13

Несмотря на эти разногласия по нескольким направлениям интеграции, в целом встреча завершилась признанием важности развития СЭВ. Монголия демонстрировала желание углубления интеграции (обозначая при этом свои национальные интересы в рамках обсуждавшихся направлений — в первую очередь, заинтересованность в решении вопроса о выравнивании уровней развития стран-членов СЭВ). Не случайно в публикуемом в томе послании главы Монголии от 6 января 1969 г. — Письме Первого секретаря ЦК МНРП, Председателя Совета Министров МНР Ю. Цеденбала в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с предложением об экономическом и научно-техническом сотрудничестве стран-членов СЭВ — содержался пассаж о готовности Монголии стать частью многостранового социалистического рынка. «Руководствуясь стратегической целью по созданию единого мирового коммунистического хозяйства [выделено мною — М. Л.] с единым экономическим планом, мы рассматриваем Совет Экономической Взаимопомощи как перспективный организующий и координирующий международный орган социалистического сотрудничества и считаем необходимым укрепить Совет Экономической Взаимопомощи»13.

13. Там же. С. 89.
14 Понимая невозможность в одном обзоре зарисовать значимость всех документов из раздела «Общие вопросы экономической интеграции» рассматриваемого тома, хочется остановиться на ряде заключающих документов, относящихся к последнему периоду существования организации.
15

Это публикуемые впервые сенсационные документы из центральных архивов (архив Президента РФ, архив РАН) по дискуссиям о реформировании и попытке сохранения СЭВ в 1990—1991 гг. Они позволяют, с одной стороны, дополнить и оценить последние исследования по теме роспуска СЭВ в 1991 г., с другой — подтверждают высказанную выше мысль о Монголии как одной из самых заинтересованных в продолжении существования СЭВ стран-участниц14.

14. Fujisawa J. The End of the Council for Mutual Economic Assistance // Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2022. Vol. 67. Is. 2. P. 532—549.
16

Доклад посла СССР в МНР Б. И. Ситникова на пресс-конференции в Улан-Баторе зарисовывает итоги почти трех десятилетий сотрудничества с Монголией как по линии двусторонних отношений, так и в рамках СЭВ. Он подчеркивает изменение экономической географии ряда регионов — появление промышленных центров Дархан, Чойбалсан, Эрдэнэт, под которыми понимается не только цеха и шахты, но и благоустроенная инфраструктура новых городов и поселков. В результате участия в международном социалистическом разделении труда, сложилась многоотраслевая экономика в МНР, появились новые отрасли экономики: энергетика, горно-рудная промышленность, геология, строительная индустрия15. До 60 % объема промышленной продукции и 20 % аграрного сектора производили предприятия, построенные с помощью СССР16. Вместе с тем, проблема несбалансированности торговли в отношениях с СССР, особенно на фоне курса на переход на мировые цены в торговле стран-членов СЭВ, требовала «переосмыслить наши двустронние отношения», - как аккуратно выразился посол. При этом показательно, что в июле 1988 г. Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков и Д. Содном приняли «Концепцию развития внешнеэкономических связей между СССР и МНР на период до 2005 г.». К сожалению, этот стратегический документ не публикуется в данном сборнике, и судить о его значимости приходится лишь по кратким упоминаниям в записи пресс-конференции советского посла. Судя по этим косвенным данным, он предусматривал разумную программу отхода от строительства заводов-гигантов к развитию малых и средних предприятий. Однако события 1990—1991 гг., как мы знаем, кардинально поменяли и долгосрочные и краткосрочные планы развития у всех стран-членов СЭВ, а переход на мировые цены и валюту во взаимных расчетах, отказ от переводного рубля, оказался крайне неудачным больше всего для государственного бюджета самого СССР.

15. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции... С. 289.

16. Там же. С. 290.
17

О последнем вздохе и попытке реформы СЭВ повествуют два публикуемых в томе коротких документа. Первый из них — Информационная записка Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова в ЦК КПСС о положении дел с подготовкой реформы СЭВ от 23 июня 1990 г. Она писалась к предстоявшей 45-й сессии СЭВ (27—28 июня 1990 г.). «С учетом изменений, происшедших в странах Восточной Европы и предстоящего перехода во взаимных расчетах на СКВ и мировые цены, — одним из сторонников чего был сам Рыжков, — подготовленный проект концепции предусматривает упразднение Сессии как высшего органа СЭВ, а также Исполкома, комиссий и комитетов. Вместо этого должен быть создан один орган в составе постоянных представителей стран, который на своих заседаниях будет проводить консультации по вопросам экономической и внешнеторговой политики, заниматься прогнозно-аналитической деятельностью, а также (в случае, если будет принято предложение советской делегации) согласовывать экономические и правовые условия сотрудничества и готовить проекты отдельных соглашений по вопросам, в которых страны заинтересованы. За наделение СЭВ последней функцией выступает советская делегация, а также делегации Румынии, Кубы, Монголии и СРВ. Новую организацию предлагается назвать Советом Экономического Взаимодействия»17.

17. Там же. С. 293.
18

Очевидно, что как следует из документа и этого абзаца, Польша, Венгрия и Чехословакия представляли один лагерь, требовавший отказа от интеграции в СЭВ, согласных лишь на превращение в результате «реформы» этого объединения в некий клуб бывших членов — площадку для встреч, нежели выработку и принятие обязательных решений. Они ратовали за достижения режима наибольшего благоприятствования в рамках ГАТТ (будущее ВТО), с которым имели устойчивые отношения к тому времени. СССР пытался сохранить хоть какие-то зацепки на будущее в виде права согласовывать торгово-политический режим стран-участников. Его поддерживали все менее развитые страны объединения (Монголия, Куба, Вьетнам), а также, что удивительно — Румыния, до того всячески тормозившая интеграцию в СЭВ18. Обсуждался вопрос о переходе от многосторонних «сэвовских» льгот и преференций в торговле с Кубой, Монголией и Вьетнамом, что конечно вызывало несогласие этих неевропейских членов СЭВ19.

18. Там же.

19. Там же. С. 294.
19

О радикализации ситуации повествует следующий документ — письмо Постоянного представителя СССР в СЭВ С. А. Ситаряна Премьер-министру СССР В. С. Павлову от 11 марта 1991 г.20. В нем говорится о том, что в нарушение решений 45-й сессии СЭВ, Польша инициирует вообще отказ от создания чего-то нового взамен СЭВ, ограничившись соглашением о взаимных консультациях восточноевропейских стран. Венгрия придерживается более умеренных позиций, но также ратует за чисто региональный — европейский характер сотрудничества, без участия МНР, Кубы и СРВ. Монголия, Куба и Вьетнам естественно были категорически против идей восточноевропейских радикалов. Сам Ситарян предлагал выступить с идеей некоей аморфной «открытой международной организации, свободной от идеологических и политических наслоений». «При этом стоило бы подчеркнуть, — пишет Ситарян — что у нас нет какого-то одностороннего интереса в такой организации, но мы понимаем, что она могла бы быть полезной не только для взаимного сотрудничества, но и для интегрирования стран СЭВ в мирохозяйственные структуры»21. Тем самым, СССР — самая мощная из всех экономик стран-членов, как бы сам стеснялся своего интереса в сохранении СЭВ. В своем письме Ситарян допускал то, что противоречило самой идее создания СЭВ — приглашение западных экспертов для создания рабочей группы по стабилизации взаимных торгово-экономических связей стран СЭВ!22.

20. Там же. С. 294296.

21. Там же. С. 295.

22. Там же. С. 295.
20

При всей неочевидности важности научно-технического аспекта сотрудничества стран СЭВ и Монголии, именно этот раздел сборника позволяет понять, как проецировались технологические трансферы в СЭВ и на каких условиях выстраивалось многостороннее и двустороннее сотрудничество. Фактически, СЭВ выступал брокерской площадкой для поиска под идеи совместных проектов с Монголией заинтересованных стран, среди которых выбиралась страна-координатор, выступавшая ключевым субъектом процесса переговоров и реализации проектов с участием монгольской стороны (проект мог включать подготовку кадров в одной стране, запуск мощностей в другой и реализацию продукции через рынки третьих стран).

21

Специальных программ научно-технического развития удостаивались немногие вступившие в СЭВ страны, ключевыми среди которых были Монголия, позже — Куба (вступила в 1972 г.) и еще позже — Вьетнам (вступил в 1979 г.)23. Раздел позволяет понять, как общие принципы сотрудничества в области передачи технологий, подготовки кадров и обмена информацией — совокупности преимуществ, которые несло в себе членство в СЭВ — так и конкретные решения и их воплощение на примере Монголии. Информация из публикуемых многосторонних соглашений и промежуточных отчетов о реализации программ развития позволяет говорить как о конкретных объектах критической экономической инфраструктуры МНР — консервных, строительных, проч. заводах, так и о впервые создаваемой исследовательской инфраструктуре — сети лабораторий, сейсмических станций, научно-исследовательских институтов, объединенного центра научно-технических исследований и подготовки кадров — то есть по сути всей национальной исследовательской сети, а не просто отдельных звеньев24.

23. О двусторонних связях периферии мировой системы социализма см. подробнее: Матвеева Н. И. КНДР и Куба на начальном этапе двусторонних отношений (1960—1965): границы «социалистической солидарности» // Новая и новейшая история. 2023. № 5. С. 172—183; Арабаджян А. З. Плановая система Кубы в 1970—1975 гг. в контексте вступления в СЭВ // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. T. 14. Выпуск 11 (133). URL: https://history.jes.su/s207987840029067-2-1/ DOI: 10.18254/S207987840029067-2

24. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции... С. 928—931, 932—933.
22

Создание в МНР Академии наук по образцу АН СССР в 1961 г. при помощи советских специалистов25, возведение в МНР «подарочного объекта» трех стран СЭВ — СССР, ГДР и ЧССР — Центра научной и технической информации МНР26 — означало выстраивание каркаса научно-исследовательской составляющей экономики МНР, демонстрацию возможностей технологических трансферов на взаимовыгодных, нерыночных принципах.

25. Юсупова Т. И. Советско-монгольское научное сотрудничество. Становление, развитие и основные результаты (1921—1961). СПб.: Нестор-История, 2018. С. 272—273.

26. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции... С. 935—936.
23

Примером проецирования научно-технологического потенциала СЭВ может служить система спутниковой связи, о которой говорит публикуемый многосторонний документ от 21 ноября 1986 г. — «Генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве в области развития систем связи с использованием искусственных спутников Земли, совершенствования аппаратуры земных станций систем спутниковой связи и создания систем спутникового вещания в диапазоне 12 ГГц». Это соглашение развивало возможности советской группировки спутников и давало возможности пользоваться доступом к качественно новым техническим решениям в области связи, что было актуально для всех стран-членов СЭВ. Документ был логическим развитием Комплексной программы научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г., принятой в 1985 г. В качестве Головной организации, ответственной за общее исполнение соглашения назначался Государственный научно-исследовательский институт радио Министерства связи СССР, но по конкретным направлениям (научно-исследовательские, экспериментальные работы, так далее) головные организации стран-участниц назначались позже в процессе работы. Соглашение отдельно проговаривало оказание содействия в развитии подобных систем на Кубе и в Монголии как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

24 Безусловно, такого рода сотрудничество выходило далеко за рамки отчетов СЭВ и включало, например, взаимные обмены, стажировки и коллоквиумы по линии сотрудничества академий наук социалистических стран. Однако ключевые соглашения, создававшие позитивный и императивный фон для густой сети контактов, готовились и принимались на ключевых сессиях СЭВ. Можно спорить, в каких областях СЭВ успел в большей, а в каких — в меньшей степени реализовать идеи, заложенные в Комплексной программе социалистической экономической интеграции СЭВ (принятой в 1971 г.), но как убедительно доказывают документы опубликованного в 2023 г. сборника, Монголия была одной из наиболее заинтересованных стран в углублении экономической и технологической интеграции. Это подтверждает и активное участие МНР в обсуждении принятой в 1985 г. амбициозной Комплексной программы научно-технического прогресса стран-членов СЭВ и явно искреннее сожаление в отношении неудачи с реформированием СЭВ в 1989—1990 гг. и самороспуском организации в 1991 г.
25

Проанализированная по двум из семи разделов документальная публикация российских и монгольских архивистов по истории взаимоотношений СЭВ и Монголии во второй половине прошлого столетия позволяет говорить о необычайно интересном, позитивном и поучительном примере интеграции стран с разным уровнем развития в рамках социалистического проекта. Взаимодополняя друг друга, архивные дела из российских и монгольских хранилищ обретают новое дыхание, наполняя фактами и образами объективную картину экономической истории XX века. Представляется, что следующим шагом, отталкиваясь от внушительного документального задела сборников, подготовленных Федеральным архивным агентством, могли бы стать архивные публикации документов, посвященных согласованию внешнеполитических и внешнеэкономических позиций социалистических стран в таких многосторонних организациях как СЭВ, ОВД и ООН по различным аспектам региональной и мировой повестки развития второй половины XX столетия.

Библиография

1. Арабаджян А. З. Плановая система Кубы в 1970—1975 гг. в контексте вступления в СЭВ // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. T. 14. Выпуск 11 (133). URL: https://history.jes.su/s207987840029067-2-1/. DOI: 10.18254/S207987840029067-2

2. Липкин М. А. Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949—1979). М.: Издательство «Весь мир», 2019.

3. Матвеева Н. И. КНДР и Куба на начальном этапе двусторонних отношений (1960—1965): границы «социалистической солидарности» // Новая и новейшая история. 2023. № 5. С. 172—183.

4. Монголия в СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции.1962—1991 гг.: сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Е. Р. Курапова, В. С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М: Кучково поле Музеон, 2023.

5. Советско-монгольские политические отношения. 1953—1964 гг. / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Ю. Н. Муравьев, Л. Мэндсайхан. М.: Изд. Центр «Воевода»; Кучково поле Музеон, 2023.

6. Советско-монгольские экономические связи. 1955-1985. Сборник документов / отв. ред. А. В. Юрасов, отв. сост. Е. Р. Курапова, сост. В. С. Пушкарев, Л. Мэндсайхан. М: «Фонд связь эпох», 2019.

7. Юсупова Т. И. Советско-монгольское научное сотрудничество. Становление, развитие и основные результаты (1921—1961). СПб.; Нестор-История, 2018.

8. Fujisawa J. The End of the Council for Mutual Economic Assistance. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2022. Vol. 67. Is. 2. P. 532—549.

9. Матвеева Н. И. КНДР и Куба на начальном этапе двусторонних отношений (1960—1965): границы «социалистической солидарности» // Новая и новейшая история. 2023. № 5. С. 172—183.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести