«Железнодорожное правосудие» в процессах аккультурации во фронтирных зонах Азиатской России конца XIX — начала XX вв. (Бухарский эмират и Северная Маньчжурия)
«Железнодорожное правосудие» в процессах аккультурации во фронтирных зонах Азиатской России конца XIX — начала XX вв. (Бухарский эмират и Северная Маньчжурия)
Аннотация
Код статьи
S207987840029948-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Верняев Игорь Иванович 
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Почекаев Роман Юлианович
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

В статье осуществлено сравнение двух вариантов «железнодорожного правосудия» — судебно-правовых систем в российских внешних эксклавах конца XIX — начала XX вв. — Бухарском эмирате и Северной Маньчжурии. В обоих случаях основными механизмами интеграции и аккультурации территорий и их населения стала железнодорожная инфраструктура (Средне-Азиатская и Китайско-Восточная железные дороги) и тесно с ней связанные судебно-правовые институты. Исследование основано на широком спектре источников — архивных материалах судебных дел, законодательных актах, постановлениях центральных и местных властей, справочниках, аналитических работах и воспоминаниях современников. Рассмотрено соотношение российских юрисдикций разной ведомственной принадлежности. Особое внимание уделено правосудию российского политического агентства и мировой юстиции в Бухарском протекторате и системе смешанных российско-китайских судов на КВЖД. Сделан вывод о том, что в обоих эксклавах российские системы правосудия, с одной стороны, основывались на общеимперских пореформенных нормах, с другой стороны, активно адаптировались к специфическому межгосударственному контексту, этноконфессиональному разнообразию территорий, местной правовой культуре. Российским судам удалось обеспечить базовый правопорядок, они способствовали процессам культурно-правовой интеграции исследуемых регионов и его разнообразного населения. Различия двух моделей связаны с разным объемом компетенции российского пореформенного правосудия в Бухарском эмирате и китайской Северной Маньчжурии. Центральные власти и управление КВЖД учитывали и обсуждали бухарский опыт более глубокой судебно-правовой интеграции, но в итоге сохранили широкие полномочия смешанных российско-китайских судов.

Ключевые слова
Российская империя, Бухарский эмират, Среднеазиатская железная дорога, Северная Маньчжурия, Китайско-Восточная железная дорога, система правосудия, культурно-правовая аккультурация
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-18-00268 «Юстиция в системе обеспечения безопасности и процессах интеграции периферийных регионов Российской империи (XVIII — начало XX вв.)», https://rscf.ru/project/23-18-00268), реализуемого в Тюменском государственном университете.
Классификатор
Получено
31.05.2023
Дата публикации
31.01.2024
Кол-во символов
57649
Всего подписок
12
Всего просмотров
214
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография

1. Асанова С. А. Путь на Восток: проекты железных и колесных дорог в Среднюю Азию и Китай (во второй половине XIX в.) // Люди империи — империя людей: персональная и институциональная история Азиатских окраин России: сборник научных статей / отв. ред. Н. Г. Суворова. Омск, 2021. С. 625—634.

2. Ахмеджанова З. К. К истории строительства железных дорог в Средней Азии (1880—1917). Ташкент, 1965.

3. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана // Известия Алтайского государственного университета. 2019. № 5 (109). С. 33—38.

4. Васильев Д. В., Мазаев Н. А. Закаспийская железная дорога как фактор региональной политики Российской империи в Центральной Азии (по материалам прессы) // Индустриальное строительство в Центральной Азии: историческое значение для региона. Материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги. Барнаул, 29 октября 2020 г. Барнаул, 2020. С. 14—24.

5. Верняев И. И. Юстиция на фронтире: смешанный суд КВЖД // Новейшая история России. 2022. Т. 12. № 2. С. 321—344.

6. Демчинский Б. Н. Россия в Маньчжурии (по неопубликованным документам). СПб., 1908.

7. Добсон Д. Железнодорожный прорыв России в Среднюю Азию / пер. с англ. Н. В. Банниковой. М., 2013.

8. Жуковский С. В. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трехсотлетие. Петроград, 1915.

9. Записка П. М. Лессара о внутреннем положении Бухарского ханства и его отношениях с Россией (1895 г.) / подгот. публ. М. А. Чепелкина // Сборник Русского исторического общества. 2002. Т. 5 (153). С. 96—126.

10. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи) / науч. ред. проф. С. В. Любичанковский. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2019.

11. Китанина Т. М. Проникновение крупного российского финансового капитала в экономику Средней Азии в конце XIX — начале XX вв. (Финансово-промышленная группа А. И. Путилова и железнодорожное строительство). СПб., 2019.

12. Корф С. А. Железнодорожный смешанный суд в Манчжурии. СПб., 1903.

13. Литвинов В. П. Из истории железнодорожной полиции в Туркестане конца XIX в. (правовой аспект) // Вестник Киргизско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 9. С. 59—62.

14. Литвинов В. П. Российская полиция в Бухарском ханстве // Вестник Таджикского национального университета. 2021. № 4. С. 19—30.

15. Литвинов В. П., Литвинов П. П. О специфике деятельности железнодорожной полиции в Туркестане (конец XIX — начало ХХ вв.) // Вестник Киргизско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 6. С. 24—29.

16. Логофет Д. Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т. I. СПб., 1911.

17. Логофет Д. Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т. II. СПб., 1911.

18. Любичанковский С. В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006065-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840006065-0

19. Любичанковский С. В. Имперская политика аккультурации «инородцев» средствами просвещения (на материалах урало-поволжских и центрально-азиатских территорий Российской империи) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 3 (101). URL: https://history.jes.su/s207987840014091-9-1/ DOI: 10.18254/S207987840014091-9

20. Нилус Е. Х. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги: 1896—1923 гг. Харбин, 1923.

21. Олсуфьев А. А., Панаев В. П. По Закаспийской военной железной дороге. Путевые впечатления. СПб., 1899.

22. ПСЗРИ. Собр. третье. Т. VII. СПб., 1889.

23. ПСЗРИ. Собр. третье. Т. VIII. СПб., 1890.

24. ПСЗРИ. Собр. третье. Т. IX. СПб., 1891.

25. ПСЗРИ. Собр. третье. Т. XIII. СПб., 1897.

26. Путеводитель по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороге / под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова. СПб., 1903.

27. Свод Законов Российской империи. Кн. I. Т. II. СПб., 1912.

28. Сикорский Ф. Ю. Русский суд в Манчжурии // Журнал Министерства юстиции. 1915. № 3. С. 49—83.

29. Соболев Л. Н. Россия и Англия на Дальнем Востоке: Историческая справка ко дню открытия Каспийско-Самаркандской железной дороги 15-го мая 1888 года // Русская старина. Т. LVIII. 1888. № 4-6. С. 505—522.

30. Справочная книжка по личному составу служащих КВЖД, на 1 января 1915 г. Харбин, 1915.

31. Таубе. По Среднеазиатской железной дороге // Военный сборник. 1900. № 12. С. 345—361.

32. Фурсов К. А. Железные дороги в Большой Игре и Новой Большой Игре в Центральной и Южной Азии: сходства и различия геополитической роли // Ломоносовские чтения. Востоковедение: Тезисы докладов научной конференции (Москва, 18 апреля 2016 г.). М., 2016. С. 72—74.

33. Циммерман Э. По закаспийской железной дороге (Посвящается князю Михаилу Ивановичу Хилкову) // Русская мысль. 1889. Кн. 5. С. 88—101.

34. Чарыков Н. В. Беглый взгляд на высокую политику / пер. а англ. Л. А. Пуховой. М., 2016.

35. Becker S. Russia’s Protectorates in Central Asia: Bukhara and Khiva, 1865—1924. L.; N. Y., 2004.

36. Lyubichankovskiy S. V. Imperial Acculturation on Russia’s Southeastern Frontier: An International Survey // RUDN Journal of Russian History. 2020. Vol. 19. No. 3. Р. 727—740.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести