Государственная политика в сфере образования: актуальные проблемы теоретической дискуссии
Государственная политика в сфере образования: актуальные проблемы теоретической дискуссии
Аннотация
Код статьи
S207987840029105-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гуторов Владимир Александрович 
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ширинянц Александр Андреевич
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В современной науке, несмотря на сложившийся консенсус относительно роли государства в образовательных процессах, постоянно возникает ряд вопросов, связанных с методологическими подходами к анализу содержания понятия «государственное образование». В статье представлены основные аспекты теоретического анализа роли государства в развитии политики образования в глобализирующемся мире. Исследуются процессы, связанные с формированием системы массового образования в различных регионах мира. Обосновывается положение, согласно которому государственные системы образования, обладающие исторически сложившимися региональными характеристиками, следует сравнивать только путем абстрагирования их отличительных черт с целью выявления критериев, которые могут служить переменными измерения. Анализируются различные оценки неолиберальных реформ в сфере образования, которые были изначально ориентированы на глубокую реструктуризацию культурных, социальных, политических и экономических отношений между государством, рынком и обществом. Исследуются основные аспекты критической аналитики, представленной в трудах ученых, которые стремятся выявить истинную подоплеку и последствия неолиберальной образовательной политики. Преодоление неолиберального синдрома в теории и на практике, в конечном итоге, открывает новые возможности теоретического анализа эволюции  государственной политики образования в следующих перспективных направлениях: концептуальные рамки и методологические подходы к исследованиям идеологических ресурсов и практик государственных реформ в сфере образования; стратегический анализ динамики образовательной политики в современном мире; влияние политики образования  на эволюцию демократических институтов и многие другие.

Ключевые слова
образование, государство, политика, идеология, капитализм, социализм, неолиберализм, реформа, политические стратегии
Источник финансирования
Статья подготовлена в ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН» в рамках проекта № 1022061600085-5-5.6.1 «Современные концепции общественного согласия: актуальные проблемы политической теории и практики», реализуемого при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Экспертного института социальных исследований.
Классификатор
Получено
11.10.2023
Дата публикации
14.12.2023
Кол-во символов
38821
Всего подписок
21
Всего просмотров
120
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Agamben G. Means without End: Notes on Politics. Minneapolis; L.: University of Minnesota Press, 2000.

2. Balzer H. D. Soviet Science on the Edge of Reform. San-Francisco; L.: Westview Boulder, 1989.

3. Berlin I. Two Concepts of Liberty // Liberalism and Its Critics. Harvard: Harvard University, 1984. P. 15—36.

4. Brown W. In the Ruins of Neoliberalism: The Rise of Antidemocratic Politics in the West. N. Y.: Columbia University Press, 2019.

5. Byung-Chul Han. Psychopolitics: Neoliberalism and New Technologies of Power. L.; N. Y.: Verso, 2017.

6. Capital at the Brink: Overcoming the Destructive Legacies of Neoliberalism / ed. Di Leo J. R., Mehan U. Ann Arbor: Open Humanities Press, 2014.

7. Chomsky N., Polychroniou C. J. The Precipice: Neoliberalism, the Pandemic and the Urgent Need for Social Change. Chicago: Haymarket Books, 2021.

8. Dahl R. A. After the Revolution? Authority in a Good Society. New Haven; L.: Yale University Press, 1990.

9. Decentralisation and Privatisation in Education: The Role of the State / ed. Zajda J. Dordrecht: Springer, 2006.

10. Di Leo J. R. Catastrophe and Higher Education: Neoliberalism, Theory, and the Future of the Humanities. Palgrave Macmillan, 2020.

11. Education and the State: International Perspectives on a Changing Relationship / ed. Aubry C., Geiss M., Magyar-Haas V., Oelkers J. L.; N. Y.: Routledge, 2015.

12. Gill G. Stalinism. Second Edition. Houndmills, Basingstoke; L.: Macmillan Press, Ltd., 1998.

13. Gill G. The Nature and Development of the Modern State. Houndmills, Basingstoke; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2003.

14. Internalization of Education Policy: A New Constellation of Statehood in Education? / ed. Martens K., Knodel P., Windzio M. L.: Palgrave Macmillan, 2014.

15. Jacoby R. On Diversity: The Eclipse of the Individual in a Global Era. N. Y.: Seven Stories Press, 2020.

16. Krabbe H. The Modern Idea of the State. The Hague: Martinus Nijhoff, 1922.

17. Lakeland P. The Politics of Salvation: The Hegelian Idea of the State. Albany: State University of New York Press, 1984.

18. Lemke Th. Foucault’s Analysis of Modern Governmentality: A Critique of Political Reason. L.; N. Y.: Verso, 2019.

19. Lemke Th. The Government of Things: Foucault and the New Materialisms. N. Y.: New York University Press, 2021.

20. Lindle J. K. The History of Educational Policy and Governance: Fundamental Questions about Citizens’ Rights, Roles and Futures // The Wiley Handbook of Educational Policy / ed. Papa R., Armfield S. W. J. Medford: Wiley Blackwell, 2018. P. 29—50.

21. Marsh J. A. Democratic Dilemmas: Joint Work, Education Politics, and Community. Albany: State University of New York Press, 2007.

22. McDaniel T. Autocracy, Modernization and Revolution in Russia and Iran. Princeton: Princeton University Press, 1991.

23. Neoliberalism and Education Systems in Conflict: Exploring Challenges Across the Globe / ed. Arar K., Örücü D., Wilkinson J. N. Y.; L.: Routledge, 2021.

24. Panigrahi S. Ideology, Conflict and State Control in Higher Education. A Sociological Analysis. Los Angeles: Sage, 2022.

25. Peters M. A. Neoliberalism as Political Discourse: The Political Arithmetic of Homo Oeconomicus // The Impacts of Neoliberal Discourse and Language in Education: Critical Perspectives on a Rhetoric of Equality, Well-Being, and Justice / ed. Sardoč M. N. Y.; L.: Routledge, 2021. P. 69—85.

26. Ruble B. A. Leningrad: Shaping a Soviet City. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1990.

27. Schwartz D. T. Art, Education, and the Democratic Commitment: A Defence of State Support for the Arts. Dordrecht: Springer Science+Business Media, B. V., 2000.

28. Steinberger P. J. Logic and Politics: Hegel’s Philosophy of Right. New Haven; L.: Yale University Press, 1988.

29. Steinberger P. J. The Idea of the State. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2004.

30. Steinberger P. J. The Politics of Objectivity: An Essay on the Foundations of Political Conflict. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

31. Stiegler B. States of Shock: Stupidity and Knowledge in the 21st Century. Cambridge: Polity, 2015.

32. Stiegler B. Taking Care of Youth and the Generations. Stanford: Stanford University Press, 2010.

33. The Politics of Education Reforms / ed. Zajda J., Geo-JaJa M. A. Dordrecht; Heidelberg; L.; N. Y.: Springer, 2010.

34. Vögtle E. M. Higher Education Policy Convergence and the Bologna Process: A Cross-National Study. L.: Palgrave Macmillan, 2014.

35. Ward S. C. Neoliberalism and the Global Restructuring of Knowledge and Education. N. Y.: Routledge, 2012.

36. Weber M. Economy and Society. An Outline of Interpretive Sociology. Vol. 1. Berkeley CA: University of California Press, 1978.

37. Wong K. Political Institutions and Educational Policy // Handbook of Educational Policy / ed. Cizek G. San Diego; L.: Academic Press, 1998. P. 297—325.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести