«Холодная война образов» в политической карикатуристике: американское мессианское послание vs советское
«Холодная война образов» в политической карикатуристике: американское мессианское послание vs советское
Аннотация
Код статьи
S207987840028758-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Журавлева Виктория Ивановна 
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В силу своих жанровых особенностей карикатуристика играла важную роль в пропагандистском противостоянии двух сверхдержав в годы Холодной войны, поскольку позволяла задействовать все функции образа врага. Концепция статьи выстраивается на основе конструктивистского подхода к изучению советско-американских отношений и сравнительного анализа рисунков ведущих карикатуристов СССР и США как источника особой видовой характеристики. Это позволяет автору продемонстрировать, как в сатирической графике двух стран конструировался образ врага № 1, отвечавший укреплению национальной идентичности, и визуализировались советское и американское мессианские послания, претендовавшие на роль универсальных. Автор обращает особое внимание на визуальные репрезентации антитез как способа формирования дихотомической картины мира за счет романтизации Своего и демонизации Другого. В американском случае речь шла об оппозициях свобода vs политическое рабство, демократия vs тоталитаризм, вера vs атеизм, свет vs тьма, добро vs зло, западное vs восточное, в советском — о противополаганиях миролюбие vs гонка вооружений, интернационализм vs расизм, социальное равенство vs безработица и отсутствие социальных гарантий. В этом смысле ситуация в советской и американской карикатуристике была зеркальной. Однако в США при отсутствии государственной цензуры сатирическая графика оставалась полем для критической рефлексии. Художники зло и изобретательно высмеивали стремление демонизировать советского Другого при наличии серьезных проблем во внутренней и внешней политике самих Соединенных Штатов. В СССР такая возможность появилась лишь на излете Холодной войны, но окончательно закрепилась в сатирической графике уже после ее окончания.

Ключевые слова
советско-американские отношения, Холодная война, пропаганда, политическая карикатуристика, мессианство
Источник финансирования
Сведения о финансировании: Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 20-18-00482 «Трансформации идей превосходства на Западе и в России в конце XIX — начале ХХI вв.».
Классификатор
Получено
20.12.2023
Дата публикации
20.11.2023
Кол-во символов
80295
Всего подписок
13
Всего просмотров
243
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Борис Ефимов в «Известиях». Карикатуры за полвека. М., 1969.

2. Борис Ефимов. Уроки истории XX века в карикатурах. М., 2007.

3. «Враг номер один» в символической политике кинематографа СССР и США периода холодной войны / под ред. О. В. Рябова. М., 2023.

4. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.

5. Журавлева В. И. Карибский кризис и ядерная угроза в советской и американской карикатуристике: две версии одной истории // Новый исторический вестник. 2023. № 2. С. 77—100.

6. Журавлева В. И. «Крокодил» против Дяди Сэма: американский Другой в советской карикатуристике в начале холодной войны (1947—1960) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 9 (119). URL: https://history.jes.su/s207987840022753-7-1/ DOI: 10.18254/S207987840022753-7

7. Журавлева В. И. Окончание «холодной войны образов»: визуальный поворот в советско-американских отношениях // Окончание холодной войны в восприятии современников и историков / под ред. В. И. Журавлевой, О. В. Павленко. М.: РГГУ, 2021. С. 234—256.

8. Журавлева В. И. Понимание России в США: образы и мифы. М., 2012.

9. Журавлева В. И., Фоглесонг Д. С. Конструирование образа России в американской политической карикатуристике XX века // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII—XX вв. Т. 1. М., 2008. С. 189—262.

10. Нойманн И. Б. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004.

11. Рябов О. В. «В лесу есть медведь»: Медвежья метафора как оружие Холодной войны // «Русский медведь»: история, семиотика, политика / под ред. О. В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. С. 179—190.

12. Черепанов Ю. А. Репортаж из «Крокодила». М.: Контакт-Культура, 2009.

13. Aho J. A. This Thing of Darkness: A Sociology of the Enemy. Seattle, 1994.

14. Appleford S. Drawing Liberalism: Herblock’s Political Cartoon in Postwar America. Charlottesville, 2023.

15. Becker J. A. Soviet and Russian Press Coverage of the United States Press, Politics and Identity in Transition. N. Y., 1999.

16. Borozna A. The Sources of Russian Foreign Policy Assertiveness. Cham, 2022.

17. Campbell D. Writing Security: US Foreign Policy and the Politics of Identity. Manchester, 1992.

18. Carew J. G. Blacks, Reds, and Russians: Sojourners in Search of the Soviet Promise. New Brunswick, 2010.

19. Drawing the Iron Curtain: Cold War Cartoons, 1946—1960. N. Y., 1996.

20. Etty J. Graphic Satire in the Soviet Union. Krokodil’s Political Cartoons. Jackson, 2019.

21. Falkenberg M. An Analysis of the Political Cartoons of Jeff MacNelly and Pat Oliphant about President Reagan. University of Montana, 1991.

22. Foglesong D. S. The American Mission and the “Evil Empire.” The Crusade for a “Free Russia” since 1881. Cambridge, 2007.

23. Hess S., Northrop S. American Political Cartoons. The Evolution of National Identity, 1754—2010. N. Y.; L., 2017.

24. Hixson W. The Myth of American Diplomacy: National Identity and U.S. Foreign Policy. New Haven, 2008.

25. McKenna K. J. All the Views Fit to Print: Changing Images of the U.S. in Pravda Political Cartoons, 1917—1991. N. Y., 2001.

26. Milienkovitch M. M. The View From Red Square. A Critique of Cartoons from Pravda and Izvestia, 1947—1964. N. Y., 1966.

27. Norris S. Laughter’s Weapon and Pandora’s Box: Boris Efimov in the Khrushchev Era // Cultural Cabaret. Russian and American Essays for Richard Stites / Ed. by D. Goldfrank and Pavel Lyssakov. Washington, D.C., 2012. P. 105—138.

28. Norris S. Two Worlds. Boris Efimov, Soviet Political Caricature, and the Construction of the Long Cold War // The Oxford Handbook of Communist Visual Cultures. Oxford, 2020. P. 519—541.

29. Roman M. L. Opposing Jim Crow. African Americanism and the Soviet Indictment of U.S. Racism, 1928—1937. Lincoln; L., 2012.

30. Sharp J. P. Condensing the Cold War Reader’s Digest and American Identity. Minneapolis, 2000.

31. Valtman: The Editorial Cartoons of Edmund S. Valtman, 1961—1991. Baltimore, 1991.

32. Wendt A. Social Theory of International Politics. N. Y., 2004.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести