«Должно приучить россиян к уважению собственного»: опыт проведения олимпиады школьников по истории российской государственности
«Должно приучить россиян к уважению собственного»: опыт проведения олимпиады школьников по истории российской государственности
Аннотация
Код статьи
S207987840028735-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Алешковский Иван Андреевич 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Крамар Алексей Александрович
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Пчелинцев Антон Игоревич
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

С 2012 г. во исполнение Поручения Президента Российской Федерации МГУ имени М. В. Ломоносова под эгидой Российского совета олимпиад школьников организует олимпиаду школьников «Ломоносов» по профилю «история российской государственности». За период своего существования олимпиада по истории российской государственности превратилась в значимое просветительское и интеллектуальное мероприятие, в котором ежегодно принимают участие тысячи талантливых школьников 4—11 классов из большинства регионов страны. В настоящей статье на основе контекстуального подхода рассмотрено становление олимпиады школьников «Ломоносов» по профилю «история российской государственности» и ее просветительская миссия, обобщен методический опыт составления олимпиадных заданий, проанализирована роль олимпиады в процессе научного осмысления фундаментальных основ и важнейших событий российской государственности. Особенности олимпиады школьников «Ломоносов» по истории российской государственности позволяют говорить о ней как об уникальной междисциплинарной олимпиаде школьников, которая вносит большой вклад в патриотическое воспитание молодых поколений россиян, способствует развитию их интеллектуального творчества и созданию условий для поддержки талантливой молодежи.

Ключевые слова
Россия, олимпиады школьников, история российской государственности, талантливая молодежь, патриотическое воспитание
Классификатор
Получено
29.06.2023
Дата публикации
20.11.2023
Кол-во символов
55291
Всего подписок
12
Всего просмотров
2241
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Государственность России: идеи, люди, символы / сост., науч. ред. Пихоя Р. Г. М.: РОССПЭН, 2008.

2. Государственность России: Словарь-справочник. В 6 кн. М.: Наука, 1996—2009.

3. Дитяткин Д. Г. Проблема образования Древнерусского государства в отечественной исторической науке второй половины XIX в. М.: Проспект, 2018.

4. Елагин Н. В. Очерк жизни и трудов князя П. А. Ширинского-Шихматова. СПб.: Типография Второго отделения СЕИВК, 1855.

5. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Издательство Московского университета, 1997.

6. История российской государственности: учебное пособие / ред.-сост. Kоханова Л. А., Алексеева Т. С. М.: МГИУ, 2000.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/karahist.htm (дата обращения: 31.05.2023).

8. Ключевский В. О. О государственности в России. М.: Мысль, 2003.

9. Козлов В. Т. Грани российской государственности. М.: Знание, 1992.

10. Конституционное право России: энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 2002.

11. Коржихина Т. П. История российской государственности. М.: Фирма «Интерпракс», 1995.

12. Майорова О. Е. Бессмертный Рюрик: празднование тысячелетия России в 1862 г. // Новое литературное обозрение. 2000. № 3 (43). С. 137—165.

13. Олимпиада школьников «Ломоносов» по истории российской государственности: олимпиадные задания 2012—2015 гг., ответы и комментарии, методические рекомендации: учебно-методическое пособие. М.: Московское отделение издательства «Учитель», 2020.

14. Олимпиада школьников «Ломоносов». Учебно-методическое пособие // Коллектив авторов под редакцией В. А. Садовничего. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://olymp.msu.ru/file/static/mainpage/29/Lomonosov_Olympiade.pdf (дата обращения: 31.05. 2023).

15. Повесть временных лет / пер. с древнерусского языка Лихачев Д. С., Творогова О. В., коммент. Бобров А. Г., Николаев С. Л., Чернов А. Ю., Введенский А. М., Войтович Л. В., ил. Мечев М. М. СПб.: Вита Нова, 2012.

16. Погодин М. П. Избранные труды / сост., авторы вступ. ст. и коммент. Ширинянц А. А., Рясенцев К. В, Харченко Е. П. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

17. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № 566 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404945175/ (дата обращения: 31.08.2023).

18. Романовский В. К. Символы Российской государственности. М.: Русское слово, 2002.

19. Российская государственность в терминах. IX в. — начало XX в.: словарь. М.: Крафтплюс, 2001.

20. Российская государственность. Опыт 1150-летней истории. М.: Институт российской истории РАН, 2013.

21. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Издательство МГУ, 1997.

22. Сенин А. С. История российской государственности. М.: Владос, 2003.

23. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета. М.: Языки славянских культур; Знак, 2006.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести