Царь Антиох I, храм Бит-Реш и эллинистический Урук: комментарий к YOS 20. 87
Царь Антиох I, храм Бит-Реш и эллинистический Урук: комментарий к YOS 20. 87
Аннотация
Код статьи
S207987840024623-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Берзон Екатерина Михайловна 
Аффилиация:
Институт Востоковедения РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Данная статья посвящена анализу клинописного документа YOS 20. 87 из эллинистического Урука, в котором приводятся ценные сведения о строительстве храмового комплекса Бит-Реш в раннеселевкидское время. Датировки, указанные в тексте и охватывающие период 290—275 гг. до н. э., позволяют соотнести эти события со временем соправительства Антиоха I и первыми годами его полновластного правления. В числе «распоряжений» (ṭēmu) касательно строительства Бит-Реша говорится также и о послании или указе самого Антиоха, который определенно поддержал это начинание, хотя и едва ли участвовал в этом лично. Упоминание в документе матери Антиоха — царицы Апамы, свидетельствует о том, что первая жена Селевка I, по крайней мере, ок. 290 г. до н. э., по-видимому, была жива и вместе со своим сыном содействовала строительству храма Бит-Реш в Уруке. Неоднократно упоминаемый в YOS 20. 87 жрец āšipu Кидин-Ану может быть отождествлен с главным жрецом (šešgallu) Бит-Реша, уже известным нам по нескольким поздневавилонским текстам. Эти сведения также перекликаются с так называемым Урукским пророчеством, где в числе прочего могут присутствовать аллюзии и на первых Селевкидов. Таким образом, все перечисленные источники, дополняя друг друга, не только сообщают важные сведения о раннем этапе истории храмового комплекса Бит-Реш в эллинистическом Уруке, но также демонстрируют, что патронаж первых Селевкидов (в частности, Антиоха I) не ограничивался лишь вниманием к Вавилону и Борсиппе.

Ключевые слова
эллинистическая Вавилония, эллинистический Восток, Селевкиды, Урук, Бит-Реш
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 19-18-00549 «Дискурс государственной власти в древних обществах и рецепция его элементов в мировых и российских общественно-политических практиках».
Классификатор
Получено
18.09.2022
Дата публикации
15.03.2023
Кол-во символов
48258
Всего подписок
16
Всего просмотров
208
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Берзон Е. М. Деятельность и полномочия соправителя царя в Селевкидской Вавилонии: пример Антиоха I // Восток (Oriens). 2020. № 3. С. 51—64.

2. Baker H. D. Beneath the Stairs in the Rēš Temple of Hellenistic Uruk. A Study in Cultic Topography and Spatial Organization // ZOrA. 2013. Bd. 6. P. 18—42.

3. Beaulieu P. -A. Nabû and Apollo: The Two Faces of Seleucid Religious Policy // Orient und Okzident in hellenistischer Zeit. Beiträge zur Tagung “Orient und Okzident — Antagonismus oder Konstrukt? Machtstrukturen, Ideologien und Kulturtransfer in hellenistischer Zeit”, Würzburg. 10—13 April 2008 / hrsg. Hoffmann F., Schmidt K. S. Vaterstetten, 2014. P. 13—30.

4. Beaulieu P. -A. The Historical Background of the Uruk Prophecy // The Tablet and the Scroll: Near Eastern Studies in Honor of William W. Hallo / ed. Cohen M. E., Snell D. C., Weisberg D. B. Bethesda, 1993. P. 41—52.

5. Boiy T. Late Achaemenid and Hellenistic Babylon. Leuven, 2004.

6. Boiy T. Temple Building in Hellenistic Babylonia // From the Foundations to the Crenellations. Essays on Temple Building in the Ancient Near East and Hebrew Bible / ed. Boda M. J., Novotny J. Münster, 2010. P. 211—219.

7. Boiy T. TU 38, Its Scribe and His Family // RA. 2010. Vol. 104. P. 169—178.

8. Cohen G. The Hellenistic Settlements in the East from Armenia and Mesopotamia to Bactria and India. Berkeley; Los Angeles; L., 2013.

9. Doty L. T. Cuneiform Documents from Hellenistic Uruk / ed. Wallenfels R. Yale Oriental Series, Babylonian Texts. Vol. 20. New Haven; L., 2012.

10. Engels D., Erickson K. Apama and Stratonike — Marriage and Legitimacy // Seleukid Royal Women: Creation, Representation and Distortion of Hellenistic Queenship in the Seleukid Empire / ed. Coşkun A., McAuley A. Stuttgart, 2016. P. 39—65.

11. Erickson K. G. Apollo-Nabû: The Babylonian Policy of Antiochus I // Seleucid Dissolution: The Sinking of the Anchor / ed. Erickson K., Ramsey G. Wiesbaden, 2011. P. 51—65.

12. Falkenstein A. Topographie von Uruk. I. Teil: Uruk zur Seleukidenzeit. Leipzig, 1941.

13. George A. R. House Most High: The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake, 1993.

14. Goldstein J. A. The Historical Setting of the Uruk Prophecy // JNES. 1988. Vol. 47. P. 43—46.

15. Hackl J. Bemerkungen zur Chronologie der Seleukidenzeit: Die Koregentschaft von Seleukos I. Nikator und Antiochos (I. Soter) // Klio. 2020. Bd. 102. No. 2. S. 560—578.

16. Hackl J. Late Babylonian // History of the Akkadian Language / ed. Vita J. -P. Vol. 2. Leiden; Boston, 2021. P. 1431—1458.

17. Held W. Seleukidische Tempel babylonischen Typs // Marburger Winckelmann-Programm 2014 / hrsg. Amedick R. Marburg, 2014. S. 143—162.

18. Hellenistic Babylonia: Texts, Images and Names. University of California, Berkeley. [Электронный ресурс]. URL: http://oracc.museum.upenn.edu/hbtin/ (дата обращения: 27.08.2022).

19. Hunger H., Kaufman St. A. A New Akkadian Prophecy Text // JAOS. 1975. Vol. 95. No. 3. P. 371—375.

20. Kose A. Uruk. Architektur IV. Von der Seleukiden — bis zur Sasanidenzeit. Ausgrabungen in Uruk-Warka: Endberichte / hrsg. Boehmer R. M. Bd. 17. Mainz am Rhein, 1998.

21. Krul J. The Revival of the Anu Cult and the Nocturnal Fire Ceremony at Late Babylonian Uruk. Leiden; Boston, 2018.

22. Lambert W. G. The Background of Jewish Apocalyptic. The Ethel M. Wood Lecture delivered before the University of London on 22 February 1977. L., 1978.

23. Linssen M. The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practice. Leiden; Boston, 2004.

24. McEwan G. Priest and Temple in Hellenistic Babylonia. Wiesbaden, 1981.

25. Monerie J. D’Alexandre à Zoilos. Dictionnaire prosopographique des porteurs de nom grec dans les sources cunéiformes. Stuttgart, 2014.

26. PHI Greek Inscriptions. [Электронный ресурс]. URL: https://epigraphy.packhum.org/ (дата обращения: 27.08.2022).

27. Robson E. Seleucid Building Inscription Online [Электронный ресурс]. URL: http://oracc.museum.upenn.edu/cams/selbi/corpus (дата обращения: 27.08.2022).

28. Robson E. Who Wrote the Babylonian Astronomical Diaries? // Keeping Watch in Babylon: The Astronomical Diaries in Context / ed. Haubold J., Steele J., Stevens K. Leiden; Boston, 2019. P. 120—153.

29. Sherwin-White S. Aspects of Seleucid Royal Ideology: The Cylinder of Antiochus I from Borsippa // JHS. 1991. Vol. 111. P. 71—86.

30. Stevens K. Between Greece and Babylonia: Hellenistic Intellectual History in Cross-Cultural Perspective. Cambridge, 2019.

31. Van der Spek R. J. Grondbezit in het Seleucidische rijk. Amsterdam, 1986.

32. Van der Spek R. J. The Babylonian Temple during the Macedonian and Parthian Domination // BiOr. 1985. Vol. 42. No. 5/6. P. 542—562.

33. Van der Spek R. J. The Size and Significance of the Babylonian Temples under Successors // La transition entre l’empire achéménide et les royaumes hellénistiques (vers 350—300 av. J. C.). Actes du colloque organisé au Collège de France par la “Chaire d’histoire et civilisation du monde achéménide et de l’empire d’Alexandre” et le “Réseau international d’études et de recherches achéménides” (GDR 2538 CNRS), 22—23 novembre 2004 / ed. Briant P., Joannès F. P., 2006. P. 261—307.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести