Миф о Макаре — первооснователе Лесбоса, или как стать эллином
Миф о Макаре — первооснователе Лесбоса, или как стать эллином
Аннотация
Код статьи
S207987840024512-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Соломатина Елена Ивановна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Миф о Макаре играет особую роль в общегреческой традиции об основании эолийского Лесбоса, так как в мифе представлена альтернативная версия истории появления греческих поселений на Лесбосе, датирующая это событие эпохой поздней бронзы. Однако в наиболее полной версии мифа, донесенной Диодором Сицилийским очень мало такого, что однозначно указывало бы на греческое происхождение как самого Макара, так и тех, кого он привел с собой на остров. Напротив, многие детали, вошедшие в миф, говорят о значительной негреческой составляющей этого мифа. Соответственно античная традиция пыталась всеми доступными средствами выправить генеалогию Макара и изменить содержание целостного рассказа, чтобы встроить миф о Макаре в общеэллинскую традицию об основании греческих поселений за пределами материковой Греции.

Ключевые слова
миф о Макаре, генеалогия, эолийцы, античная традиция, основание греческих поселений, Лесбос
Классификатор
Получено
16.11.2022
Дата публикации
15.03.2023
Кол-во символов
32055
Всего подписок
15
Всего просмотров
212
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземномрья. М., 1996.

2. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

3. Мякин Т. Г. Становление полисного строя на Лесбосе в VII—VI вв. до н. э. (этносоциальный аспект) // История и социология государства / ред. А. П. Деревянко. Новосибирск, 2003. С. 5—12.

4. Мякин Т. Г. Лесбосская демократия. Политический строй античной Митилены с древнейших времен до V в. н. э. Учебное пособие. Новосибирск, 2004.

5. Торшилов Д. О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999.

6. Ярхо В. Н. Новые литературные тексты из собрания Оксиринхских папирусов. The Oxyrhynchus papyri. V. 53. L., 1986 // ВДИ. 1989. № 3. С. 205—215.

7. Bérard J. La migration eolienne // Revue Archéologique. 1959. P. 1—28.

8. Bryce T. R. Ahhiyawa and Troy — a case of mistaken identity? // Historia. 1977. No. 25/1. P. 24—32.

9. Chantraine P. Dictionaire etymologique de la langue grecque. P., 1968. T. I.

10. Dale A. Greek Ethnics in -ηνος and the Name of Mytilene // NOSTOI: Indigenous Culture, Migration + Integration in the Aegean Islands + Western Anatolia during the Late Bronze + Early Iron Ages / eds. N. C. Stampolidis, Ç. Maner, K.Kopanias. Istanbul, 2015. P. 421—444.

11. del Monte G. F., Tischler J. Répertoire géographique des textes cunéiformes. Bd. VI: Die Orts- und Gewässernamen des hethitische Texte. Vol. 1. Wiesbaden, 1978.

12. Demir M. Making Sense of the Myths behind Aiolian Colonisation // Muğla Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2001. Sayi 5—6. P. 107—141.

13. Demir M. On the Possible Previous Links of the Dark Age Aiolian Colonists with their Newly Colonised Territories // Muğla Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2003. Sayi 10. P. 81—113.

14. Finkelberg M. Greeks and Pre-Greeks. Aegean Prehistory and Greek Heroic Tradition. N. Y., 2006.

15. Graf F. Aeolus // Brill’s New Pauly: Encyclopaedia of the Ancient World. Vol. I. 2002. P. 234 [3].

16. Hall J. M. Ethnic Identity in Greek Antiquity. Cambridge, 1977.

17. Hegyi D. Der Ursprung der Aisymneteia // Acta Classica Universitatis Scientiarum Debreceniensis. 1977. Т. 13. P. 7—10.

18. Hodot R. Le dialecte éolien d’Asie. La langue des inscriptions. VIIe s. a. C. — IVe s. p. C. P., 1990.

19. Jeffery L. H. The Local Scripts of Archaic Greece. A Study of the Origin of the Greek Alphabet and its Development from the Eighth to the Fifth Centuries B.C. Oxford, 1963.

20. Mason H. J. Hittite Lesbos? // Anatolian Interfaces. Hittites, Greeks and their Neighbours. Proceedings of an International Conference on Cross-Cultural Interaction, September 17—19, 2004, Emory University, Atlanta, GA / eds. B. J. Collins, M. R. Bachvarova, I. C. Rutherford. Oxford, 2008. P. 57—62.

21. Parker H. N. The linguistic case for the Aiolian migration reconsidered. Hesperia. 2008. 77/3. P. 431— 464.

22. Rose B. C. Separating Fact from Fiction in the Aiolian Migration. Hesperia. 2008. 77/3. P. 399—430.

23. Spencer N. Early Lesbos between east and west: A “grey area” of Aegean archaeology // ABSA. 1995. 90. P. 269—306.

24. Strawn B. A. What is Stronger than a Lion?: Leonine Image and Metaphor in the Hebrew Bible and Near East. Fribourg, 2005.

25. The Ahhiyawa Texts / eds. G. Beckman, T. Bryce, E. Cline. Atlanta, 2011.

26. van der Kolf M. C. Makar(eus) // RE. Hlbd. 1928. 27. S. 617—622.

27. Vanschoonwinkel J. L’égée et la méditerranée orientale à la fin du deuxième millénaire. Témoignages archéologiques et sources écrites (Archaeologia Transatlantica IX). Louvain, 1991.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести