«Миссия служения отечеству» (Рецензия на монографию «На перекрестье времен и судеб»)
«Миссия служения отечеству» (Рецензия на монографию «На перекрестье времен и судеб»)
Аннотация
Код статьи
S207987840024420-1-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. Монография / отв. ред. А. В. Лубков; науч. ред. О. В. Воробьева. М.: МПГУ, 2022.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Иванова Татьяна Николаевна 
Аффилиация: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Адрес: Российская Федерация, Чебоксары
Аннотация

Анализируется новая монография о Московском педагогическом государственном университете, которому в 2022 г. исполнилось 150 лет. Констатируется уникальность этого университета, положившего начало высшему женскому образованию в России, ставшего первым педагогическим вузом в СССР, флагманом развития педагогической науки и alma mater для выдающихся представителей отечественной науки и культуры. Творческая цель, поставленная коллективом авторов в книге — создать коллективную биографию Университета как социального учреждения и как живого академического сообщества, рассмотрев его историю на нескольких уровнях (социально-политическом, дискурсивном, институциональном, материальном, социально-культурном, пространственном) вполне успешно реализована. Фундаментальность проанализированных источников и литературы, продуманность хронологически-проблемного метода изложения, многосторонность освещения истории вуза позволяют отнести новую монографию к лучшим образцам университетологии в нашей стране.

Ключевые слова
Московский педагогический государственный университет, история университета, университетология
Классификатор
Получено
13.08.2022
Дата публикации
31.01.2023
Кол-во символов
18722
Всего подписок
16
Всего просмотров
226
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1 Московский педагогический государственный университет — это начало высшего женского образования в России, первый педагогический вуз в СССР, флагман развития педагогической науки и alma mater для выдающихся представителей отечественной науки и культуры. В 2009 г. Московский педагогический государственный университет был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что характеризует не только его уникальную историю и статус, но и его вклад в российскую культуру, просвещение, его символическую роль в пространстве отечественного образования1. А. В. Лубков и А. Ф. Киселев отмечают уникальную, высочайшую, бескорыстную и искреннюю, вплоть до самопожертвования, миссию своего Университета — миссию служения Отечеству2, ибо «нравственность воспитывается нравственностью тех, кто ее проповедует, патриотизм — патриотами, духовность — духовностью учителей и наставников»3.
1. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. Монография / отв. ред. Лубков А. В., науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022. С. 784.

2. Там же. С. 5.

3. Там же. С. 6.
2 В 2022 г. Московскому педагогическому университету исполнилось 150 лет, и появление в этот год нового юбилейного издания явление и закономерное и знаменательное. Несмотря на то, что данное высшее учебное заведение в своей долгой истории носило разные официальные названия, авторы монографии называют его Университетом на протяжении всей книги, исходя из той важной роли, которую он сыграл в истории отечественного образования и культуры.
3 О роли юбилеев в благородном деле создания истории университетов уже неоднократно говорилось в научных публикациях4. Однако зачастую юбилейные издания представляют собой либо отлакированную, богато иллюстрированную рекламу вуза, либо суховатый перечень основных событий с обязательным перечислением цифр, статистических и справочных данных.
4. Репина Л. П. Юбилейные истории университетов как жанр современной российской историографии // Диалог со временем. 2017. № 60. С. 142—152; Иванова Т. Н. Юбилейные коммеморативные практики и развитие университетологии (на примере Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова) // Запад — Восток. 2018. № 11. С. 152—160 и другие.
4

Рецензируемое нами издание очень выгодно отличается от подобной юбилейной продукции. Эта монография создана в лучших традициях университетологии. Современное развитие социогуманитарного знания с его интересом к социокультурным и антропологическим аспектам прошедших и современных процессов определяется полидисциплинарностью и тяготением к образованию новых субдисциплин. Одной из них является университетология, научное направление, сформировавшееся в междисциплинарном поле социогуманитарных наук. Объектом его изучения является Университет в его макроисторическом и локальном измерении, во всем многообразии его функций и связей5. Л. П. Репина предлагает рассматривать Университет «как общество субъектов деятельности по производству и трансляции знания и одновременно — как корпорацию, то есть своего рода коллективного субъекта, действующего в определенной социально-исторической среде, обладающего весомым ресурсом саморефлексии и утверждающего свою коллективную транспоколенную идентичность созданием истории университетской корпорации в стиле “большого нарратива”»6.

5. Иванова Т. Н., Кожевникова В. В. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова: образ alma mater глазами членов университетской корпорации // Университет как фактор модернизации России: история и перспективы (к 55-летию ЧГУ им. И. Н. Ульянова). Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2022. С. 53.

6. Репина Л. П. Истории университетов как феномен мемориальной культуры // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова). VII Арсентьевские чтения / ред. Широков О. Н., Иванова Т. Н., Агеева Н. Н., Краснова М. Н. 2017. С. 14.
5 О. В. Воробьева во введении так определяет задачи новой монографии: «Мы писали коллективную биографию Университета, ожидающую раскрытия, а не просто сумму историй по отдельным аспектам его деятельности»7. Это предполагало и «исследование исторических изменений университета как социального учреждения с точки зрения его самооценки и функций, его социальных и культурных практик, способов производства, передачи и хранения знаний», и «восприятие университета как живого академического сообщества студентов, преподавателей, администраторов, сотрудников в антропологическом измерении»8.
7. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. Монография / отв. ред. Лубков А. В., науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022. С. 15.

8. Там же. С. 14.
6 Методологический подход, лежащий в основе монографии, заключается в раскрытии трех сфер / функций университета (образовательной; создания и упорядочивания академических знаний; функция взаимодействия с внешним миром, которую часто называют третьей функцией университетов). Чтобы соединить эти сферы / функции необходимо было их рассмотрение на нескольких уровнях (социально-политическом, дискурсивном, институциональном, материальном, социально-культурном, пространственном)9.
9. Там же. С. 16.
7 Для реализации поставленных задач коллектив авторов привлек очень широкую и разнообразную источниковую базу. В первую очередь, это неопубликованные материалы из семи архивохранилищ, многие из которых впервые вводятся в оборот. Антропологическое измерение университетской истории ярко раскрывается с помощью источников личного происхождения (дневники, частная переписка, мемуары, и так далее). Так, цитирования фронтовых писем студентов придают особую эмоциональную глубину истории университета в годы Великой Отечественной войны10, анализ воспоминаний профессуры позволяет понять все сложности становления и многочисленных реорганизаций университета. Данные периодической печати, в том числе малотиражных вузовских газет, дают возможность погрузиться в контекст описываемой эпохи.
10. Там же. С. 452.
8 Авторы широко использовали также комплекс опубликованных документов об истории университета. Внимательному анализу были подвергнуты работы предшественников, в которых освещалась история вуза11. В целом, библиография истории МПГУ насчитывает более полутора сотен работ, посвященных разным аспектам деятельности вуза12. Однако авторы рецензируемой монографии смогли найти свою нишу, предопределившую новизну исследования.
11. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина: 1872—1972 гг. / ред. Кузнецов Н. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972; Московский педагогический государственный университет / отв. ред. Матросов В. Л. М.: Прометей, 2002; Московский педагогический государственный университет. 125 лет / отв. ред. Матросов В. Л. М.: Флинта, 1997 и другие.

12. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: монография / отв. ред. Лубков А. В., науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022. С. 786—826.
9 В самой структуре монографии заложен хронологически-проблемный метод изложения. Деление по главам построено по хронологическому принципу, при этом выделенные временные промежутки неравномерны, они определяются особенностями как университетской истории, так и историей всей страны. Так, 1 глава начинается с описания университетских традиций XVII—XVIII вв. и заканчивается историей Московских Женских курсов в конце XIX в. — начале XX в.13 Глава 5 освещает всего 4 года вузовской истории, но это очень важный период трагических событий Великой Отечественной войны, что предопределило необходимость выделения данного раздела.
13. Там же. С. 29—103.
10 В рамках обозначенных глав-периодов авторы используют проблемный метод изложения. Несмотря на то, что, как и в любой коллективной монографии, стиль изложения глав несколько отличается, присутствует единый подход в стремлении взаимосвязано раскрыть институциональный, учебно-воспитательный, научно-исследовательский и культурно-антропологический компоненты истории того или иного периода.
11 Так, 1 глава «Высшее образование для женщин: мечта и реальность» начинается с широкого ракурса освещения истории университетов и зарождения женского образования. Здесь дан подробный, с опорой на разнообразные источники, обзор различных форм женского образования в Европе и России, основные этапы становления и развития Московских высших женских курсов, которые стали первым женским университетом14. Однако этим институциональным аспектом история МВЖК не заканчивается. В следующей главе мы знакомимся с жизнью женских курсов изнутри: здесь и таблицы изменения численности курсисток, и анализ учебных программ и педагогических традиций курсов, и яркие портреты выдающихся педагогов — В. И. Герье, В. О. Ключевского, М. К. Любавского, М. М. Богословского, И. В. Цветаева, С. А. Чаплыгина, В. И. Вернадского и других.
14. Там же. С. 101.
12 В этой главе предпринята удачная попытка показать зарождение корпоративной солидарности и семейных династий преподавателей15. Любой человек, хотя бы однажды побывавший в величественном здании главного корпуса МПГУ, с огромным интересом прочтет раздел 2.6 «Родные стены Университета», где даны история и описание комплекса сооружений, представляющих замечательный образец русской архитектуры16. Уникальный материал содержит раздел 2.7. «Подвижнический труд — традиция и миссия учительства», где раскрываются биографии выпускниц курсов, ставших известными учителями, преподавателями вузов, общественными деятелями и учеными17.
15. Там же. С. 152—155.

16. Там же. С. 155—161.

17. Там же. С. 167—171.
13 Следующие главы знакомят нас с процессом трансформации МЖВК во Второй Московский государственный университет в 1920-е гг. (глава 3) и историей МГПИ в 1930-е гг. (глава 4). Алгоритм раскрытия этих исторических этапов тот же, что в предыдущих главах: подробное освещение многочисленных реорганизаций; характеристика учебного процесса и учебных программ; анализ научных достижений профессуры; портреты организаторов и преподавателей; факты повседневной студенческой жизни.
14 Несколько неожиданно по отношению к 1920-м гг. выглядит название раздела 3.4. «Третья миссия Университета», которое чаще употребляется по отношению к современным университетам. Но именно этот раздел дает нам возможность увидеть роль нового советского вуза в образовательном пространстве страны Советов. Действительно, «университет являлся пространством значимых событий, создавал вокруг себя множество культурных очагов, был мощным генератором новой информации, источником формирования и оживления общественного мнения, средством модернизации страны»18. В монографии хорошо продемонстрирована роль вуза в сложных и многообразных процессах нашего Отечества в 1920—1930-е гг. Так, достаточно объективно в монографии раскрывается тема репрессий 1930-х гг., которые затронули не только рядовых преподавателей и студентов, но и ведущих ученых и руководителей19.
18. Там же. С. 243.

19. Там же. С. 333—361.
15 В монографии особо выделяется глава 5 «МПГИ им. В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны». Хронологически короткий период вместил в себя очень много эпохальных событий. Многие студенты и сотрудники ушли на фронт и прославились своими подвигами. С придыханием читаются строчки их фронтовых писем, среди которых не только рассказы о подвигах и зверствах фашистов, но и мечта вернуться на родной факультет, в родной вуз20.
20. Там же. С. 450—452.
16 В эти военные годы МПГИ пришлось пережить несколько реорганизаций, часть студентов и преподавателей были эвакуированы в Кировскую область и на Алтай. Однако именно в годы войны начался процесс централизации высшего педагогического образования вокруг МГПИ им. В. И. Ленина21.
21. Там же. С. 455.
17 Выделение в качестве отдельного периода / главы Великой Отечественной войны не вызывает никаких возражений. Но глава 6 «Надежды и тревоги: МГПИ им. В. И. Ленина в послевоенное пятнадцатилетие» охватывает период, достаточно четко разделенный событиями XX съезда КПСС. Если при описании организационных преобразований и развития учебного процесса этот рубеж не столь заметен, то в разделе о повседневной жизни преподавателей и студентов разрыв очевиден. В одном разделе сначала описывается новый этап репрессий и борьбы с космополитизмом, а затем — появление новых демократических тенденций. Именно в стенах МГПИ (точнее, по воспоминаниям, в подвалах под лестницами, где собирались активисты) зарождалось движение шестидесятников. Студенческий театр-студия во главе с Л. А. Давлатовым, капустники, туристические походы, бардовские песни Юрия Визбора, Ады Якушевой, Юлия Кима и других создали особую атмосферу студенческого братства, идеалы которого знаменитые выпускники пронесли через всю жизнь.
18 В главе 7 «В ожидании перемен: «Ленинский» педагогический в 1960—1980-е гг.» также оказались объединены как бы два этапа развития страны: оптимистические 1960-е гг. и годы постепенно нарастающего застоя. Это отмечается и авторами монографии. Они обращают внимание на противоречивость между ориентацией на всеобщее среднее образование и политехнизацией школы. Постепенное свертывание реформ вело к низкой востребованности знаний, «стремлению государства удерживать советского человека в идеологической узде». По мнению авторов, происходило излишнее стремление к единообразию учебников и учебных программ, «выхолащивание живого содержания образования, что неизбежно вело к снижению мотивации к обучению»22. Однако именно к концу этого периода стало очевидно, что МГПИ по своему образовательному, научно-исследовательскому и социально-гуманитарному потенциалу «подошел к той черте, за которой нужно было переходить к университетской структуре управления и университетским принципам автономии»23.
22. Там же. С. 646.

23. Московский педагогический государственный университет. 125 лет/ отв. ред. Матросов В. Л. М.: Флинта, 1997. С. 503.
19 Название заключительной главы 8 возвращает нас к оценке уникальности МГПУ: «Первый в России и мире педагогический университет (1990—2022 гг.)».
20 В тяжелые 1990-е гг. «сохранить традиции и укрепить лидерство» было основной задачей преобразованного в университет вуза. В эти годы МПГУ «отстаивал научно выверенные пути развития отечественного образования, вел активный поиск новых векторов в его развитии, опираясь на свои богатейшие исторические традиции, мощь созданных в вузе авторитетных научных школ, профессиональные и личностные качества педагогов»24. В то же время университет открыт инновациям: «Коллектив Университета сделал все возможное для сохранения вуза, минимизации негативных последствий вестернизации образования, что способствовало дальнейшему быстрому восстановлению утраченных в те годы позиций. Не были оставлены без внимания позитивные начинания этого периода, в числе которых цифровизация всех сфер деятельности, внедрение механизмов повышения ее экономической эффективности, активная проектная работа, использование интенсивных образовательных технологий. Положенные на другую методическую основу, они будут приняты коллективом и войдут в арсенал новой педагогики»25. Книга заканчивается словами ректора А. В. Лубкова: «…то, что нас всех объединяет, то, что всегда есть у нас в душе, — это вера в звезду нашего Университета. И эта вера отнюдь не только мистическая — она основывается на всей нашей истории»26.
24. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: монография / отв. ред. Лубков А. В., науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022. С. 774.

25. Там же.

26. Там же. С. 775.
21 Фундаментальность монографии подтверждается солидной библиографией, данной в заключении и самим составом авторского коллектива, включающего 12 признанных специалистов разного профиля во главе с ректором Московского педагогического государственного университета, академиком Российской академии образования, доктором исторических наук, профессором А. В. Лубковым.
22 Можно со всей уверенностью утверждать, что издание этой новой монографии является важным событием не только для увековечивания истории Московского педагогического государственного университета, но и для дальнейшего развития университетологии, как особого направления социогуманитарного знания. Она по праву займет свое место рядом с признанными образцами этого нового направления. Это, например, история Казанского университета, освещающая социокультурную историю знаменитого вуза27, история Омского университета, освещающего антропологию становления университетской корпорации28 и другие. Активная, инновационная позиция авторов новой монографии содержится в творческом призыве к читателям: «Эта книга — поиск. И мы будем считать свою задачу выполненной, если сумеем заинтересовать и вовлечь читателей в нашу совместную работу, которая, как мы полагаем, с этой книгой только начинается»29.
27. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань: КГУ, 2005.

28. Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского: очерки / отв. ред. Корзун В. П. Омск: Издательский дом «Наука», 2014.

29. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. Монография / отв. ред. Лубков А. В., науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022. С. 27.
23

Отвечая на этот призыв, хотелось бы выдвинуть несколько предложений. Во-первых, очень полезным было бы помещение в приложении к книге краткой летописи основных событий и этапов реорганизации университета. Во-вторых, важным для антропологической составляющей было бы наличие именного указателя тех, о ком рассказывается в книге, чьи замечательные биографии как звезды размещены во всех главах. И наконец, в-третьих, освещение современной истории университета наполнилось бы новыми смыслами при использовании источников устной истории, методика создания которых уже хорошо разработана30. И дело не только в появлении новых фактов, не вошедших в официальные документы. По собственному опыту31 могу утверждать, что когда студенты-волонтеры приходят брать интервью у признанных мэтров, возникает та взаимопроникающая связь поколений, которая лежит в основе функционирования университетской корпорации. Именно это корпоративное единение и даст силы выполнить благородную миссию служения Отечеству.

30. Tompson P. The Voice of the Past: Oral History. Oxford: Oxford University Press, 1978.

31. Иванова Т. Н., Кожевникова В. В. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова: образ alma mater глазами членов университетской корпорации // Университет как фактор модернизации России: история и перспективы (к 55-летию ЧГУ им. И. Н. Ульянова). Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2022. С. 152—159.

Библиография

1. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань: КГУ, 2005.

2. Иванова Т. Н. Юбилейные коммеморативные практики и развитие университетологии (на примере Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова) // Запад — Восток. 2018. № 11. С. 152—160.

3. Иванова Т. Н., Кожевникова В. В. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова: образ alma mater глазами членов университетской корпорации // Университет как фактор модернизации России: история и перспективы (к 55-летию ЧГУ им. И. Н. Ульянова). Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2022. С. 53—58.

4. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина: 1872—1972 гг. / ред. Кузнецов Н. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.

5. Московский педагогический государственный университет / отв. ред. Матросов В. Л. М.: Прометей, 2002.

6. Московский педагогический государственный университет. 125 лет / отв. ред. В. Л. Матросов. М.: Флинта, 1997.

7. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. Монография / отв. ред. Лубков А. В.; науч. ред. Воробьева О. В. М.: МПГУ, 2022.

8. Репина Л. П. Истории университетов как феномен мемориальной культуры // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова). VII Арсентьевские чтения / ред. Широков О. Н., Иванова Т. Н., Агеева Н. Н., Краснова М. Н. 2017. С. 12—16.

9. Репина Л. П. Юбилейные истории университетов как жанр современной российской историографии // Диалог со временем. 2017. № 60. С. 142—152.

10. Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского: очерки / отв. ред. Корзун В. П. Омск: Издательский дом «Наука», 2014.

11. Tompson P. The Voice of the Past: Oral History. Oxford: Oxford University Press, 1978.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести