Россия XX в. во французском школьном учебнике истории
Россия XX в. во французском школьном учебнике истории
Аннотация
Код статьи
S207987840023540-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чубарьян Александр Оганович 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Осипов Евгений Александрович
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье анализируется место и образ России во французском учебнике истории для выпускного класса под авторством Гийома Ле Куинтрека, который является одним из самых популярных сегодня учебников во Франции и написан уже в соответствии с принятой в 2019 г. новой школьной программой по истории. В отличие от программы и методических рекомендаций к ней, в учебнике представлен довольно взвешенный анализ событий, предшествовавших Второй мировой войне. Автор акцентирует внимание на европейской «политике умиротворения агрессора» и на мюнхенском соглашении 1938 г. как кульминации этой политики. Советско-германский пакт 1939 г. Ле Куинтрек справедливо представляет как вынужденную меру со стороны Сталина после провала советских попыток создать систему коллективной безопасности в Европе. Что же касается описания в учебнике событий Второй мировой войны, то они носят более тенденциозный характер. Основные события на восточном фронте, хоть и упомянуты, но поданы как дополнение к тому, что происходило на западном фронте. Таким образом, у французских школьников может создаться впечатление, что Сталинградская битва или битва за Москву не определяли события на фронтах, а всего лишь способствовали победе союзников, что не соответствует исторической действительности. Однако, и в описании событий Второй мировой войны текст учебника представляется более историчным, чем содержание программы, где роль СССР в победе над нацизмом сведена к минимуму. Также в учебнике на СССР возлагается основная вина за развязывание холодной войны, а современная Россия названа «возрождающейся силой», претендующей на изменение мирового порядка. В целом, несмотря на очевидные негативные тенденции в подходе к преподаванию истории в европейских странах, по некоторым ключевым вопросам истории XX в. текст учебника Ле Куинтрека выглядит более сбалансированным, чем принятая в 2019 г. новая французская программа по истории. 

Ключевые слова
Франция, учебник истории, XX в., преподавание истории, Вторая мировая война, холодная война
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-18-00482.
Классификатор
Получено
08.08.2022
Дата публикации
30.11.2022
Кол-во символов
22340
Всего подписок
14
Всего просмотров
293
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Майер А. С., Осипов Е. А. Всемирный конгресс школьных учителей истории // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840019438-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840019438-0

2. Осипов Е. А. От тоталитарных режимов к многополярному миру. Достоинства и недостатки новой школьной программы по истории для выпускного класса во Франции // Genesis: исторические исследования. 2021. № 11. С. 63—71 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36830 DOI: 10.25136/2409-868X.2021.11.36830

3. Чубарьян А. О. Канун трагедии. Сталин и международный кризис. Сентябрь 1938 — июнь 1941 года. М., 2021.

4. Fragilités des démocraties, totalitarismes et Seconde guerre mondiale (13—15 heures) // Ministère de l’Education nationale, de la Jeunesse et des Sports. Voie générale. Terminale. Juin 2021.

5. Le Quintrec G. Histoire Terminale. Nathan. 2020.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести