«Войдет же и бедный в грязной одежде»: проблематика богатства и бедности в Послании Иакова
«Войдет же и бедный в грязной одежде»: проблематика богатства и бедности в Послании Иакова
Аннотация
Код статьи
S207987840023517-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Каргальцев Алексей Витальевич 
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

Статья посвящена социально-экономической проблематике, изложенной в библейском Послании Иакова. Основное внимание уделено возможности реконструировать на основании новозаветного текста группы населения, которые носят условные названия «богатые» и «нищие», что дает возможность ответить на вопрос, в какой мере речь идет о традиционной для Ветхого Завета праведности в бедности, а в какой отражены социальные реалии I в. Обращено внимание на время составления Послания, на культурный и социальный срез его аудитории, региональную специфику. Так, например, ветхозаветные цитаты, обращенные к судьям, доводы «не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства», позволяют в известной степени реконструировать аудиторию текста, наполненную эсхатологическим ожиданиями, соответственно не пережившую еще потрясения Иудейской войны, ориентирующуюся на традиционный иудейский контекст. Осуждением неправедно нажитого богатства формируется представление о «богоугодной» бедности. Источник богатства в Пятикнижии — Бог, Он дарует материальное благополучие праведникам за их послушание: богатство — Божий дар праведникам, а бедность — следствие непослушания. Однако, не стоит превозноситься из-за своего богатства, ибо бедный праведник лучше богатого негодяя. Поэтому бурные экономические процессы в Палестине I в. способствовали стремительному обогащению одних категорий населения, но и вызывали не только социальное, но и религиозное раздражение у других. В этом смысле Послание Иакова является уникальным библейским текстом, где подобные противоречия представлены наиболее ярко.

Ключевые слова
раннее христианство, богатство, бедность, Послание Иакова, иудеи, Палестина, Римская империя
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 22-28-01357
Классификатор
Получено
31.08.2022
Дата публикации
15.03.2023
Кол-во символов
19471
Всего подписок
15
Всего просмотров
163
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М., 1979.

2. Adamson F. B. The Epistle of James. Grand Rapids, 1976.

3. Bauckham R. James, 1 and 2 Peter, Jude // It is Written: Scripture Citing Scripture: Essays in Honour of Barnabas Lindars, SSF / ed. Carson D. A., Williamson H. G. M. N. Y., 1988. Р. 303—317.

4. Charlesworth M. P. Trade-routes and commerce of the Roman Empire. Cambridge, 1961.

5. Crüsemann F. Die Tora: Theologie und Sozialgeschichte des alttestamentlichen Gesetzes. München, 1992.

6. Fiensy D. A. The Social History of Palestine in the Herodian Period: The Land Is Mine. Lewiston, 1991.

7. Hartin P. J. The letter of James: Its vision, ethics, and ethos // Identity, Ethics, and Ethos in the New Testament / ed. van der Watt J. G. B., 2006. Р. 445—472.

8. Hasselhoff G. K. James 2:2—7 in Early Christian Thought // Wealth and Poverty in Early Church and Society / ed. Holman S. R. Grand Rapids, 2008. P. 48—55.

9. MacMullen R. Roman Social Relations, 50 B. C. — 284 A. D. New Haven, 1974.

10. Malina B. J. Wealth and Poverty in the New Testament and Its World // Interpretation. 1987. Vol. 41. No. 4. P. 354—367.

11. Maynard-Reid P. U. Poverty and Wealth in James. N. Y., 1987.

12. Merwe van der D. G. Rich Man, Poor Man in Jerusalem According to the Letter of James // Acta Patristica et Byzantina. 2010. Vol. 21. No. 1. P. 89—108.

13. Pratscher W. Der Herrenbruder Jakobus und die Jakobustradition. Göttingen, 1987.

14. Ropes J. H. A critical and exegetical commentary on the Epistle of St. James. N. Y., 1916.

15. Ross A. The Epistles of James and John. Grand Rapids, 1964.

16. Rostovtzeff M. The social and economic history of the Hellenistic world. Vol. 2. Clarendon; Oxford, 1953.

17. Rostovtzeff M. The social and economic history of the Roman Empire. Vol. 1. Oxford, 1971.

18. Scacewater T. The Dynamic and Righteous Use of Wealth in James 5:1—6 // Journal of Markets & Morality. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 227—242.

19. Stegemann Е. The Jesus Movement: A Social History of Its First Century. Edinburgh, 1999.

20. Taylor M. E. A Text-Linguistic Investigation into the Discourse Structure of James. N. Y., 2006.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести