Дилемма «Восток — Запад»: халифат в категориях приятия и отрицания мусульманскими идеологами ХХ в.
Дилемма «Восток — Запад»: халифат в категориях приятия и отрицания мусульманскими идеологами ХХ в.
Аннотация
Код статьи
S207987840023166-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кириллина Светлана Алексеевна 
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Москва, Российская Федерация
Сафронова Александра Львовна
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Орлов Владимир Викторович
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В настоящей статье обсуждается актуализация проблемы исламской государственности после официального упразднения халифата парламентом и правительством Турции в 1924 г. Хотя с этого момента понятие халифата перестало быть частью политической реальности мира ислама, на его просторах оформилось движение за возрождение традиционной исламской формы правления и развернулись дебаты относительно путей и перспектив восстановления халифата в рамках новых политических реалий. Поиски более прагматического понимания проблем халифата сопровождались разработкой идеи развенчания исторической идеи халифата как основы существования мусульманской общины. Авторы статьи рассматривают концептуальные построения, логические приемы и аргументацию египетского теолога Али Абд ар-Разика (1888—1966), поставившего под сомнение правомочность халифата как политического феномена и критиковавшего его с богословско-юридической точки зрения. Анализ источников показывает, что призывы к замене халифата иными политическими моделями не нашли понимания на постосманском пространстве Ближнего Востока и Северной Африки. В статье также изучены установки и практические акции халифатистского движения среди мусульман Южной Азии. В фокусе внимания находятся идейные искания и размышления о судьбах халифата двух мусульманских мыслителей – это Абул Калам Азад (1888—1958) и Абул Ала Маудуди (1903—1979). Будучи поборниками халифатизма, они олицетворяли различные подходы к будущему развитию мусульманской общины в Южной Азии: идеи сосуществования мусульман с другими религиозными общинами в рамках неделимого секулярного государства и идеи исламского фундаментализма на основе построения всемирного халифата. Попытки переосмысления концепции халифата продолжают сохранять актуальность в современном мусульманском мире, который, однако, не готов дать однозначный ответ на вопрос о возможности развития своих обществ в русле европейской цивилизации.

Ключевые слова
исламская государственность, халифат, мусульманская идеология, XX в., Ближний Восток, Египет, Южная Азия
Классификатор
Получено
16.09.2022
Дата публикации
15.12.2022
Кол-во символов
51794
Всего подписок
12
Всего просмотров
723
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Абд ар-Разик, Али. Ал-Ислам ва усул ал-хукм (Ислам и основы власти). Мукаддима ва тахкик би калам Мамдух Хакки. Бейрут, 1966.

2. Ал-Банна, Хасан. Музаккарат ад-даʻва ва-д-даʻийа (Воспоминания о призыве и призывающем). Каир, [б. г.].

3. Белокреницкий В. Я., Москаленко В. Н. История Пакистана. ХХ век. М., 2008.

4. Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963.

5. Аль-Джанаби М. М. Блеск и угасание исламского «либерального духа» // Междисциплинарные исследования Арабского Востока. Ежегодник Научно-образовательного центра исследований Арабского Востока РУДН, 2015/2016 / под ред. Н. С. Кирабаева. М., 2016. С. 7—25.

6. Ефремова Н. В. Али Абд ар-Разик как родоначальник секуляризма в исламе // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 3. С. 93—114.

7. Кириллина С. А., Сафронова А. Л., Орлов В. В. Халифатизм в панисламском идейном наследии: трансрегиональное измерение // Восток (Oriens). 2020. № 2. С. 85—95.

8. Кириллина С. А. , Орлов В. В. , Сафронова А. Л. Превратности судеб лидеров идейных течений в мире ислама: наследие Абул Ала Маудуди (1903—1979) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 5 (103). URL: https://history.jes.su/s207987840015911-1-1/ DOI: 10.18254/S207987840015911-1

9. Кириллина С. А., Сафронова А. Л., Орлов В. В. Халифат в идейном диалоге стран распространения ислама: опыт панисламского конгресса 1926 г. в Каире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022. Т. 14. № 1. С. 7—19.

10. Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX—XX вв. М., 1993.

11. Левин З. И. Реформа в исламе: быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. М., 2005.

12. Левин З. И. Восток: модернизация в человеческом измерении (опыт системного подхода). М., 2011.

13. Малашенко А. В. Мусульманская цивилизация: движение и инерция // Восток (Oriens). 1994. № 4. С. 36—46.

14. Неру Дж. Открытие Индии / пер. с англ. В 2 кн. М., 1989. Кн. 2.

15. Рида, Мухаммад Рашид. Ал-Хилафа ау ал-Имама ал-узма (Халифат, или Верховный имамат). Каир, 1975.

16. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX—XX вв.). М., 1982.

17. Степанянц М. Т. Опровергая стереотипы: Абул Калам Азад (1888—1958) // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 3. C. 47—56.

18. Сюкияйнен Л. Р. Исламская концепция халифата: исходные начала и современная интерпретация // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 3. С. 139—154

19. Трофимов Д. А. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток (Oriens). 1992. № 1. С. 112—126.

20. Adams C. J. The Ideology of Mawlana Mawdudi // South Asian Politics and Religion. Princeton, 1966. P. 371—397.

21. Аhmad A. Mawdudi and Orthodox Fundamentalism in Pakistan // Middle East Journal. 1967. Vol. 21. № 3. P. 369—380.

22. Ali S.T. A Religion, Not a State: Ali ‘Abd al-Raziq’s Islamic Justification of Political Secularism. Salt Lake City, 2009.

23. [Atatürk M. K.]. Discours du Ghazi Moustafa Kemal, Président de la République Turque. Octobre 1927, Leipzig, 1929.

24. Binder L. Islamic Liberalism: A Critique of Development Ideologies. Chicago; L., 1988.

25. Douglas I. H. Abul Kalam Azad: An Intellectual and Religious Biography. Delhi; N. Y., 1993.

26. Enayat H. Modern Islamic Political Thought. Austin, 1982.

27. Esposito J. L. Islam. The Straight Path. Oxford, 1991.

28. Gandhi R. Eight Lives: A Study of Hindu-Muslim Encounter. Albany, N. Y., 1986.

29. Gershoni I., Jankowski J. P. Egypt, Islam and the Arabs. The Search for Egyptian Nationhood, 1900—1930. Oxford, 1986.

30. Halverson J. R. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash'arism, and Political Sunnism. N. Y., 2010.

31. Hameed S. S. Islamic Seal on Indian Independence: Abul Kalam Azad – A Fresh Look. Karachi; N. Y., 1998.

32. Hasan M. Maulana Abul Kalam Azad: The Odd Secularist // India Today: 100 people Who Shaped India. Delhi, 1999. P. 33—37.

33. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1798—1939. Cambridge, 1984.

34. Jackson R. Mawlana Mawdudi and Political Islam: Authority and the Islamic State. L., 2011.

35. Jameelah M. Who is Maudoodi? Lahore: Mohammad Yusuf Khan, 1973.

36. Maudoodi A. A. Nationalism and India. Pathankot, 1947.

37. Maudoodi S. A. A. The Sick Nations of the Modern Age. Lahore, 1966.

38. Maududi S. А. А. The Islamic Law and Constitution / transl. and ed. by Kh. Ahmad. Lahore, 1967.

39. Mawdudi A. A. Towards Understanding the Qur’an. New Delhi, 1998.

40. Mawdudi S. A. A. Four Key Concepts of the Qur’an. Markfield, 2006.

41. Pipes D. In the Path of God. Islam and Political Power. N. Y., 1983.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести