Everyday Life in an Order Castle
Table of contents
Share
QR
Metrics
Everyday Life in an Order Castle
Annotation
PII
S207987840018265-0-1
Publication type
Review
Источник материала для отзыва
Das Leben Im Ordenshaus: Vorträge der Tagung der Internationalen Historischen Kommission zur Erforschung des Deutschen Ordens in Tallinn, 2014 / hrsg. Kreem J. Ilmtal-Weinstrasse: VDG, 2019 (Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens. Bd. 81; Veröffentlichungen der Internationalen Historischen Kommission zur Erforschung des Deutschen Ordens. Bd. 17). ISBN: 978-3-89739-919-8
Status
Published
Authors
Vera Matuzova 
Affiliation: Institute of World History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The reviewed book is the publication of the papers read at the Session of the International Historical Commission for Study of the Teutonic Order held in Tallinn (Estonia) from the 26th to the 28th of September, 2014, in the frameworks of the theme “Everyday Life of the Order’s Castle”. The concept “everyday life” allows scholars to treat various aspects of medieval religious order (in Prussia and Livonia), using written sources and archeological artifacts. The papers reflect numerous approaches and methods used for the development of the theme of the Session. Interdisciplinary approach and comparative research proved to be very fruitful.

Keywords
The Teutonic Order, religious order, Prussia, Livonia, everyday life, history, source studies, archeology, Order’s castle, convent, environment
Received
16.11.2021
Publication date
27.12.2021
Number of characters
13317
Number of purchasers
12
Views
563
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 200 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

1 Рецензируемый коллективный труд (один из томов серии «Источники и исследования по истории Тевтонского ордена») представляет собой публикацию докладов, прочитанных на сессии Международной комиссии по изучению Тевтонского ордена, состоявшейся в Таллинне (Эстония) 26—28 сентября 2014 г. в рамках темы «Повседневная жизнь орденского замка», охватывающей исторический период XIII—XVIII вв. Широкое понятие «повседневность» вбирает в себя самые разные стороны жизни общества. Именно поэтому опубликованные доклады отличаются разнообразием и представляют интерес для специалистов разных гуманитарных дисциплин: историков, археологов, искусствоведов, изучающих историю духовно-рыцарских орденов и прежде всего Тевтонского ордена.
2 Во вступительной статье известный эстонский историк Юхан Креем (Juhan Kreem) не только дал краткую характеристику книги, но и углубился в историю темы, у истоков разработки которой (что касается Восточной Прибалтики) стояли такие выдающиеся деятели исторической науки, как Йоханнес Фойгт (1786—1863) и Леонид Арбузов-старший (1848—1912).
3 Поскольку Тевтонский орден представлял собой не только военную, но и монашескую корпорацию, то, как правило, на подобных научных встречах доклады не могут не затрагивать вопросов, связанных с религией. Открывающий сборник доклад Аннеты Лёффлер (Anette Löffler) «Роль литургии в орденском монастыре: норма и реальность» (S. 1—20) охватывает период XIII—XVI вв. Литургия является основной особенностью любого духовного ордена; она относится не только к церковной службе, а пронизывает всю его жизнь. В Тевтонском ордене это жизнь орденской братии: монахов и рыцарей. Именно поэтому автор сосредотачивается на том, чтобы определить место литургии внутри ордена и выявить, в каких случаях было необходимо ее совершать.
4 А. Лёффлер подходит к освещению темы прежде всего как источниковед, характеризуя ряд первостепенных для изучения поставленной темы источников — сначала, содержащие нормы: статуты Тевтонского ордена, нормы литургии (Liber Ordinarius), затем — отражающие действительность: сообщения визитаций 1236—1541 гг. и прочие источники, среди которых разного рода книги церковных служб, орденские хроники (Петр из Дусбурга, Симон Грунау); к более позднему периоду относятся синодальные статуты, а также доклады генеральных прокураторов в Римскую курию, содержащие богатый материал, проливающий свет на повседневную жизнь приходских церквей.
5 Интересно, что даже нормы литургии, отраженные в Статутах и связанные с церковными праздниками, в реальности могли подвергаться изменениям, вносимым верховными магистрами. Это касалось проведения литургий в дни церковных праздников или проведения капитулов. Верховные магистры ордена Конрад фон Фейхтванген (1291—1296) и Вернер фон Орзельн (1324—1330), заботясь о соблюдения порядка литургии, обязали братию выучить несколько молитв Деве Марии, при этом разграничивая предъявляемые требования к монахам и рыцарям. Один из разделов доклада посвящен исключительно церковной службе Деве Марии и связанной с ней литературе (S. 11—13).
6 Среди особых норм дается описание коленопреклонений во время церковных служб и вигилии (вечерни в канун великих праздников), церковных таинств, проведения капитулов, затрапезных чтений и посвящения в рыцари или ритуала приема в орден.
7 К литургическим действам относились поклонение мощам (а также фрагментам Святого Креста), церковные процессии и паломничества. Особое место отведено поминальным службам и немногочисленным сохранившимся рукописным некрологам.
8 Завершают доклад два немаловажных литургических аспекта. Во-первых, пространство литургии, то есть, внутренняя организация пространства орденских церквей и капелл, воссоздаваемая преимущественно на основе археологических данных. Во-вторых, братья-священники, — те, кто осуществлял литургии, о чьей роли в нормативных источниках говорится не всегда и недостаточно полно.
9 Доклад А. Лёффлер — это попытка систематизации сведений о литургии в Тевтонском ордене и одновременно краткий обзор состояния ее изученности. Вместе с тем, охватывая несколько веков истории ордена и внося порой мимолетные штрихи, указывающие на изменения во времени тех или иных норм, автор представляет предмет своего исследования в его динамике.
10 Ряд докладов был посвящен археологическим исследованиям. Один из них — доклад Адриана Й. Боаса (Adrian J. Boas) «Жизнь в Монфоре в свете археологических раскопок (1926 и 2011—2014 гг.» (S. 21—27). C 20-х гг. XIII в. до его разрушения мамлюками в 1271 г. Монфор был замком Тевтонского ордена в западной Галилее.
11 В кратком, но тем не менее (а, возможно, по этой причине тем более) интересном докладе автор (руководитель раскопок 2011—2014 гг.) представил отчет об археологических находках обеих экспедиций. Первая из них была осуществлена в 1926 г. Метрополитен-музеем (Нью-Йорк, США) с целью пополнить собрание музея предметами оружия XIII в. В этом отношении, пишет автор, экспедиция не удалась: было найдено несколько деформированных кусков железной кольчуги. Зато в ходе экспедиции были обнаружены остатки развалин центральной части замка и найдено немало предметов материальной культуры, проливающих свет на повседневную жизнь немецких рыцарей. Наступивший после раскопок 1926 г. долгий перерыв нарушила экспедиция Адриана Боаса, в 2011 г. возобновившая раскопки Монфора в рамках новой программы, разработанной Институтом археологии Зинмана (Хайфский университет) и Обществом изучения крестовых походов и Латинского Востока.
12 Все находки распределены на восемь категорий. К первой из них относятся предметы, так или иначе связанные с оружием (в том числе и находки 1926 г.), такие как наконечники стрел и копий, преимущественно восточного типа, древки стрел, детали композитного лука, механизма арбалета и т.п. Среди предметов литургии — резные части каменного креста, фрагмент иконы и большая каменная купель, в которую превратили древнеримский фонтан. Более мелкие находки: детали одежды и обуви, железные и керамические предметы кухонной и столовой утвари. Среди керамики несколько типов ламп. В ходе обеих экспедиций были найдены монеты, имевшие хождение на протяжении времени существования замка. Ряд предметов имел отношение к разным ремеслам. И наконец, архитектурные открытия. Прошлая и нынешняя экспедиции нашли множество фрагментов этой до основания разрушенной крепости; последние раскопки позволили установить структуру жилых помещений, а также сделать выводы относительно стиля сооружения: французская и немецкая готика XIII в. Эти открытия, полагает автор, позволят со временем выполнить реконструкцию всего сооружения.
13 Что касается повседневной жизни, то, по мнению одного из американских предшественников А. Боаса Б. Дина, ее условия для хозяев замка в материальном плане почти ничем не отличались от жизни в Западной Европе. И уж наверняка, добавляет автор доклада, они мало чем отличались от условий жизни в других замках крестоносцев в Святой Земле (замок Пилигрим, Крак де Шевалье и Маргат).
14 Тема совместного доклада польских историков Славомира Юзьвяка (Sławomir Jóźwiak) и Януша Трупинды (Janusz Trupinda) — «Жизнь в Мальборке во времена верховных магистров (1309—1457) по средневековым письменным источникам» (S. 28—39). В рамках доклада авторы предприняли попытку систематизированного обзора множества разноплановых исследований, посвященных замку верховных магистров в Мальборке. При подготовке доклада ими были использованы как материалы уже опубликованных источников, так и источников, до сих пор ускользавших из поля зрения исследователей. Особое внимание было уделено грамотам и посланиям из Государственного исторического архива Кёнигсберга, ныне хранящимся в Тайном государственном архиве прусского культурного наследия в Берлине, а также в Центральном архиве Тевтонского ордена в Вене.
15 Очень важно, что, обращаясь к письменным источникам, авторы анализируют их лексику, как основу исторического текста, в частности, понятия, связанные с множеством аспектов жизни замка верховных магистров. Это позволяет порой дать новую интерпретацию функционального назначения различных помещений замка, а также уточнения датировок их возникновения. Интересно, что, судя по источникам, само сооружение современники никогда не называли «дворцом» или «замком» — это был «дом, где жил верховный магистр» (domus habitacionis magistri generalis), его резиденция (gemach). Пересматривается и хронология истории строительства этого грандиозного сооружения, начатого, по мнению авторов, не ранее конца 20-х гг. XIV в. Источники XV в. свидетельствуют, что сооружение в целом выполняло две функции: оно было не только центром владений Тевтонского ордена в Пруссии и резиденцией верховных магистров, но и местом пребывания конвента (мужского монастыря). Монашеской жизни в Мальборке также отведено место: начиная с архитектурных особенностей конвента, отвечающих нуждам монастырской жизни, до его церемониальной функции: в XV в. здесь проходили церемонии интронизации епископов.
16 Думается, что замок верховных магистров в Мальборке представляет собой такой древний и в то же время вечно живой исторический источник, что невозможно не согласиться с авторами доклада в том, что по мере его изучения специалистов разных исторических дисциплин ожидает еще множество сюрпризов и открытий.
17 Исследовательница из Латвии Иева Озе (Ieva Ose) обратилась в своем докладе к теме «Функция пространства в орденских замках в Латвии» (S. 40—54), но сделала это в виде краткого обзора в силу того, что на территории Латвии они практически не сохранились. Поэтому автор обращается к данным исследований XIX в. и к тем былым сооружениям, остатки которых все же позволяют провести (хотя бы на бумаге) их реконструкцию: рижскому замку и Вендену. В заключение автор подчеркивает, что функции пространства ливонских замков ордена, их расположение, размеры и внутреннее убранство можно найти лишь в старых описаниях или по редким сохранившимся фрагментам, обнаруженным во время археологических раскопок.
18 Коллективный доклад, подготовленный специалистами Польши, Латвии и Эстонии согласно Седьмой рамочной программе ЕС, был посвящен «Решающей роли окружающей среды для определения владений ордена в средневековой Прибалтике» (S. 55—79). Международный коллектив авторов под руководством известного британского археолога Александра Плусковского (Aleksander Pluskowski), возглавляющего междисциплинарный проект «Экология крестовых походов», исследует многофункциональность орденских замков в Пруссии и Ливонии, их роль в развитии земледелия, скотоводства, ремесел, рыболовства и рыбоводства, их отношение к окружающей среде. Этот сравнительный исторический анализ, осуществленный специалистами разного профиля, приводит к выводу: «Различие между централизованной организацией Пруссии и более гибкой структурой Ливонии не создает существенных различий в функционировании орденских замков в этих двух регионах, где система комтурств образовала целый ряд связей между окружающим пространством и центральной властью» (S. 78), что благоприятно сказывалось на всестороннем хозяйственном и культурном развитии, в том числе и развитии городов, этого региона. Авторы выражают надежду, что продолжение сравнительного исследования будет способствовать лучшему пониманию ситуации, сложившейся в Прибалтийском регионе в период позднего средневековья, превратившемся, несмотря ни на что, «в одно из самых успешных и процветающих обществ европейского средневековья» (S. 79).
19 Ряд докладов был посвящен жизни орденских замков в отдельных местностях. Привлекает внимание доклад «Образ жизни в орденском замке Феллин по данным археологических источников» (Арви Хаак (Arvi Haak), Эве Раннамяэ (Eve Rannamäу) и Лемби Лыугас (Lembi Löugas) (S. 80—98). Феллин был одним из крупнейших орденских замков в Ливонии, строительство которого велось на протяжении XIII в. Он служил ордену около четырехсот лет. В культурных слоях XIII—XVI вв. был обнаружен богатый археологический материал, имеющий прямое отношение к повседневной жизни замка. Доклад сопровождают многочисленные иллюстрации: план замка Феллин и множество артефактов.
20 Из трех докладов, относящихся к XV в. и освещающих повседневную жизнь в орденских замках на Сицилии, в Марбурге и в Утрехте, остановлюсь на докладе Урсулы Брааш-Шверсманн (Ursula Braasch-Schwersmann) «Повседневная жизнь в Марбурге, замке Тевтонского ордена, в XV в.» (S. 144—163). Марбург был местом захоронения святой Елизаветы Тюрингской, куда стекался нескончаемый поток паломников. Поэтому на первый план выступает религиозная жизнь замка. Однако это лишь одна сторона его повседневной жизни. Используя сохранившиеся юридические документы (грамоты) и счета, автор подробно описывает хозяйственную жизнь замка — сельские работы, ремесла, торговлю, создававшие основу его существования. Сюда же примыкают многочисленные деловые поездки орденской братии и официальных лиц ордена, стоящих во главе администрации замка. В докладе представлена широчайшая картина повседневной жизни Марбурга, которая, как заключает автор, состояла их трех сфер деятельности: созерцания (Kontemplation), снабжения (Alimentation) и управления (Administration).
21 В целом опубликованные материалы отражают интерес к поставленной теме в международной исторической науке, разнообразие подходов к ее раскрытию и методов ее разработки, убеждают в пользе междисциплинарного исследования предмета и, конечно, в плодотворности международного сотрудничества ученых.

References

1. Das Leben Im Ordenshaus: Vorträge der Tagung der Internationalen Historischen Kommission zur Erforschung des Deutschen Ordens in Tallinn, 2014 / hrsg. Kreem J. Ilmtal-Weinstrasse: VDG, 2019 (Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens. Bd. 81; Veröffentlichungen der Internationalen Historischen Kommission zur Erforschung des Deutschen Ordens. Bd. 17).

Comments

No posts found

Write a review
Translate